В статье автор раскрывает содержание понятия и классификации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Анализируются правовые нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение статьи приводится авторское определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Ключевые слова: полномочие, орган государственной власти, местное самоуправление, субъект Российской Федерации.
Государственная власть реализуется путем различного рода деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется государственными органами и их должностными лицами. Одним из ключевых характерных признаков государственного органа является наличие государственных полномочий [10, с. 315].
Несмотря на то, что в юридической доктрине сформировано понимание природы полномочий органов государственной власти, принятые в Российской Федерации конституционные поправки в 2020 г., направленные на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, позволяют вновь вернуться к данному вопросу.
Современные реалии свидетельствуют о том, что законодательство и наука конституционного права до сих пор не смогли однозначно определить понятие и классификацию полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области местного самоуправления.
Изучение данного вопроса представляется необходимым начать с общего определения понятия «полномочие». В юридической литературе полномочие рассматривается по-разному. В связи с этим следует привести в качестве примера несколько доктринальных точек зрения определения термина «полномочие».
Б. М. Лазарев определяет полномочие как право и обязанность осуществлять ту или иную управленческую функцию применительно к определенным управляемым объектам [3, с. 12].
Н. А. Сыродоев рассматривает полномочие как совершение любых других государственных деяний [4, с. 41].
Л. М. Карапетян раскрывает полномочие как предоставленное законом или иным правовым актом право субъекта (органа или должностного лица) принимать решение, совершать действия по конкретным вопросам управления [1, с. 78].
Ю. А. Тихомиров отмечает, что понятие «полномочие» субъекта точнее выражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей и полнее характеризует отношения субъектов [5, с. 138].
Большинство точек зрения сводятся к следующему: полномочие — это права и обязанности, реализуемые в рамках установленных предметов ведения. Несмотря на это, в науке и в законодательстве не наблюдается единообразное применение этого термина.
В современном законодательстве Российской Федерации определение понятия «полномочия органов государственной власти» не установлено. Однако в ранее действующем Федеральном законе от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» такое определение было закреплено в ст. 2. Так под полномочиями органа государственной власти понимались права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий [6].
Непосредственно перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления закреплен в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) [7], а также на региональном уровне в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления можно систематизировать и классифицировать по различным основаниям для облегчения их дальнейшего анализа и изучения.
Применительно к существующим общим принципам полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены в сфере обеспечения:
- территориальных основ местного самоуправления;
- функциональных основ местного самоуправления;
- организационных основ местного самоуправления;
- экономических основ местного самоуправления;
- государственных гарантий права населения на осуществление местного самоуправления [2, с. 291].
Поскольку в практике встречаются случаи, когда полномочия органов государственной властью субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления носят временный характер, связанный с решением конкретных задач управления, по времени действия полномочия можно разделить на:
- постоянные;
- временные (например, временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий);
- ограниченные периодом времени (например, периодом избирательной кампании);
- разовые (например, по роспуску представительного органа местного самоуправления).
По сроку действия полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления можно разделить на:
- срочные (на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- бессрочные;
- переходного периода (обусловлены выполнением соответствующих предписаний, обозначенных федеральным законодательством).
Механизм разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления был дополнен в 2014 г. «перераспределением полномочий, в случаях, установленных федеральными законами» [8]. Такое разграничение осуществляется законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, по механизму правореализации полномочий можно выделить:
- делегированные государственные полномочия;
- перераспределяемые государственные полномочия.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, исходя из функционального назначения подразделяются на:
- законодательные;
- регулирующие;
- обеспечительные;
- контрольные (за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при передаче отдельных государственных полномочий);
- исполнительно-распорядительные (в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления).
В зависимости от степени самостоятельности и автономности полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления могут быть:
- дискреционными (самостоятельные полномочия, направленные на организацию муниципальной власти);
- императивными (полномочия, направленные на реализацию общих принципов организации местного самоуправления).
Т. Я. Хабриева отмечает, что большая часть полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления сопряжена с какими-либо условиями, обстоятельствами, случаями, определенными федеральным законодательством. В связи с чем представляется возможным систематизировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления исходя из способов совершения правореализации [9, с. 201].
Резюмировав вышеизложенное, можно дать авторское определение: полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления — это обеспеченные финансово-экономическими средствами и материально-техническими ресурсами государственные полномочия субъектов Российской Федерации или их части, выступающие в виде прав и (или) обязанностей самостоятельно либо совместно с другими уполномоченными органами осуществлять правотворческую, исполнительно-распорядительную или контрольную разновидность публично-властной деятельности в сфере территориальных, компетенционных и организационных основ местного самоуправления в пределах, формах и порядке, установленных законодательством о местном самоуправлении на основе Конституции Российской Федерации и конституции (уставе) субъекта Российской Федерации.
Литература:
- Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. — М.: НОРМА, 2001. — 352 с.
- Кутафин, О. Е., Фадеев, В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
- Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления. — М.: Юридическая литература, 1972. — 280 с.
- Сыродоев, Н. А. О разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов // Правоведение. — 1995. — № 3. — С. 38–47.
- Тихомиров, Ю. А. Публичное право. Учебник. — М.: БЕК, 1995. — 496 с.
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.09.2023).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822; 11.05.2009, № 19, ст. 2280.
- Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172947/ (дата обращения: 07.10.2023).
- Хабриева, Т. Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. — М., 2016. — 320 с.
- Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Статут, 2017. — 624 с.