Оценка роли и значения В. И. Ульянова (Ленина) как политического лидера современниками и потомками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 24.01.2024

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Прудникова, Н. Е. Оценка роли и значения В. И. Ульянова (Ленина) как политического лидера современниками и потомками / Н. Е. Прудникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110680/ (дата обращения: 18.12.2024).



The article analyzes the main trends in the assessment of the role and significance of V. I. Ulyanov (Lenin), as a political leader of the Russian revolution, by contemporaries and descendants. Special attention is paid to the characteristics given to Lenin by his associates, as well as to the modern understanding of the political heritage of this man.

Keywords: Lenin, historical assessment, meaning, quotes.

Историк Г. Вернадский в свое время писал: «Деятельность Ленина может рассматриваться с различных точек зрения, возможны различные оценки её результатов. Но нельзя отрицать тот факт, что его личность оказала колоссальное влияние на ход политического развития России и, опосредованно, мировой истории» [1]. Действительно, философско-политические взгляды Ленина и его деятельность до сих пор вызывают самые противоречивые, порою диаметрально противоположные оценки. В общественном сознании соседствуют два мифологических образа: советский, представляющий практически идеального человека и государственного деятеля: А. Потресов, «Только Ленин представлял собою редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии...» [2], и постперестроечный, нарисованный почти исключительно чёрной краской: Ю. Пивоваров: «По всей стране стоят памятники Ленину. Кому — убийце!» [6]. В этой связи проблема возможно более объективной оценки роли и значения личности В. И. Ленина как в Великой российской революции, так и в мировом революционном процессе в целом, сегодня остается актуальной, одной из наиболее востребованных в отечественной исторической науке.

Не ставя перед собой задачи выдвигать разнообразные гипотезы и предположения, автор статьи предпримет попытку ограничиться исключительно имевшими место фактами при анализе оценки роли и значения В. И. Ульянова (Ленина) как политического лидера российской революции современниками и потомками.

Ленин вернулся из-за границы в революционный Петроград вечером 3 апреля 1917 г. Он не предполагал, что Петросоветом ему будет организована торжественная встреча на Финляндском вокзале. Заметив ждавший его все это время почетный караул, он обратился к жене: «Наденька, сейчас меня арестуют» [13]. Осознав, что уготованный караул опасности не несет, Ленин поднялся на броневик и произнес краткую речь, которую закончил призывом: «Да здравствует всемирная социалистическая революция» [14]. На следующий день Владимир Ильич в своем выступлении в Таврическом дворце с речью «О задачах пролетариата в данной революции» [4] выдвинул программу немедленного перехода от буржуазно-демократического этапа российской революции к социалистическому этапу под лозунгом «Вся власть Советам!».

Присутствовавший в зале во время речи Ленина Г. Плеханов следующим образом оценил ленинский призыв: «…безумная и крайне вредная попытка посеять анархическую смуту на русской земле» [15].

Позже, осенью 1917 года, когда Ленин скрывался от разыскивающей его охранки на территории Финляндии, он написал знаменитые письма в ЦК партии: «Большевики должны взять власть» [5, с. 239-241] и «Марксизм и восстание» [5, с. 242-247], призывающее членов партии большевиков захватить власть в Петрограде путем вооруженного переворота. Ленинские послания из Финляндии поразили своей крайней радикальностью представителей ЦК партии большевиков. Н. Бухарин так оценил одно из них: «Письмо было составлено чрезвычайно решительно и угрожало всякого рода штрафами. Мы все были ошарашены… ЦК единогласно постановил сжечь письмо Ленина» [16].

Современникам В. И. Ленина не удалось на первых порах осознать и дать всеобъемлющую оценку его роли как политического лидера. До революции, в начале ХХ века в огне фракционной борьбы, в условиях сложной политической обстановки, имевшей место на втором съезда РСДРП в 1903 году, многие маститые русские социалисты, такие, например, как Г. Плеханов, видели в Ульянове (Ленине) лишь «заносчивого представителя центральных партийных организаций». Но это впечатление оказалось обманчивым. И уже в конце октября 1917 года Ленин возглавляет революционный переворот в России и становится во главе советского правительства — Совета Народных Комиссаров.

Утром 25 октября 1917 г. В. И. Ленин составляет обращение к гражданам России: «Временное правительство низложено», хотя оно еще не было арестовано и находилось в Зимнем дворце [9]. Лидер большевиков пишет тексты декретов о мире, о земле, об учреждении СНК, а также грозно предупреждает Военно-революционный комитет: «Временное правительство должно быть арестовано нынешней ночью, иначе ВРК будет расстрелян» [10]. Позже Л. Троцкий, признавая заслугу Ленина в захвате политической власти в Петрограде, заявил: «Не было бы Ленина — не было октября» [11].

В начавшейся Первой мировой войне Ленин увидел шанс пролетариата на завоевание власти в Европе. Когда же выяснилось, что во всех воевавших странах, даже в Германии и Австро-Венгрии, проигравших войну, буржуазии удалось удержаться у власти, главным для него как политика стало сохранение советской власти во главе с большевистской партией. Как современники, так и потомки отмечали, что гениальность Ленина проявилась в том, что он органически из революционера-ниспровергателя власти перевоплотился в крупнейшего государственного деятеля того времени, лидера партии большевиков, Председателя временного рабоче-крестьянского правительства, позже — Председателя Совета рабоче-крестьянской обороны, ответственного за судьбу страны. Он легко отодвинул на второй план задачи так и не свершившейся мировой революции, главными для него стали интересы своей собственной страны.

На всех поворотах политики Ленину обеспечивала победу отличавшая его целеустремленность, которую отмечает в своих мемуарах о Ленине Л. Троцкий: «Та настойчивость упорная, …попирающая все условности, ни пред чем формальным не останавливающаяся целеустремительность, которая составляет основную черту Ленина-вождя». «…Ленин был… насквозь пронизан той целеустремительностью, которая составляла его духовную природу, … насквозь целеустремленный» [12].

После смерти вождя Советского государства изучение личности Ленина велось в условиях его фактического «обожествления» [17]. Однако спустя почти семь десятилетий с приходом к власти в СССР М. Горбачева, а затем, после распада СССР, — Б. Ельцина, пришло время «упрощения» и «развенчания» образа Ленина, как и всей истории СССР, в угоду меняющимся политическим обстоятельствам.

5 ноября 1994 г. в Москве при непосредственной поддержке Президента РФ Б.ٲЕльцина и правительства Москвы во главе с Ю. Лужковым прошла научно-практическая конференция «Октябрь 1917 г. и большевистский эксперимент в России» [7]. Она носила яркий антиленинский характер. Центральный тезис был сформулирован А. Яковлевым и А. Салминым о том, что Россия благодаря стараниям Ленина зашла «не туда» в 1917 г., и большевики столкнули страну со «столбовой дороги цивилизации», «универсального мирового пути развития» на «обочину» европейской истории [7].

Начиная с 2000-х гг. ориентация на всестороннее изучение одной из самых заметных политических фигур в мировой и российской истории усиливается. В фундаментальной монографии Е. Плимака «Политика переходной эпохи: опыт Ленина», опубликованной в 2004 г., предпринята попытка создания интеллектуальной биографии политика в контексте исторической ситуации в России и мире на рубеже XIX–XX вв. По мнению автора, «отрыв личности Ленина от реалий эпохи — главная ошибка защитников и ниспровергателей создателя Советского государства. Ленин сумел предложить выход из кризисной ситуации, который в то время не казался утопическим» [3].

Известный отечественный историк Е. Спицын, давая характеристику историческим процессам, происходящим в современной России, в своем интервью в 2020 году отметил: «Ленин — фигура исполинского масштаба. Наш народ должен гордиться тем, что мы подарили миру такую фигуру. Он не только написал классические, подчеркиваю это слово, работы, но и многие свои идеи воплотил на практике. Он первым в мире построил государство рабочих и крестьян. Понятно, что на пути было огромное количество ошибок, но тем не менее, это удалось…» [8].

Таким образом, следует констатировать, что политическая фигура Ленина еще не стала предметом исключительно архивных и научных изысканий. Во многих работах по-прежнему заметен политико-идеологический подтекст, который определяет ангажированность оценок и характеристик. И пока это продолжается, объективные научные разработки проблемы остаются достоянием лишь весьма ограниченного круга узких специалистов. Однако исследование политической деятельности Ленина и его наследия не прекратилось, идет накопление идей и фактов, которые рано или поздно будут востребованы нашими современниками не только в России, но и за рубежом. И тогда, возможно, Ленина попытаются оценить не с позиций сиюминутных актуальных в той или иной стране политических запросов руководящего истеблишмента, а исходя из смысла того времени и того конкретного состояния эпохи, в которой он жил и действовал. И именно по этому принципу будет дана объективная оценка как результатов, так и последствий его деятельности.

Литература:

  1. Вернадский Г. В. Ленин — красный диктатор. М.: Аграф, 2000. — С.320.
  2. Волобуев, П. В. Политические деятели России: биограф. словарь. — М.: Юрайт-М, 2001. — С. 23
  3. Плимак Е. Политика переходной эпохи: опыт Ленина. — М.: Весь мир, 2004. — С. 7.
  4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. / В. И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС — 5-е изд. — М.: Гос. изд-во полит. лит., 1969. — Т. 31. Март ~ апрель 1917. — С. 113–118.
  5. Ленин, В. И. /Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1969. — Т. 34. Июль — октябрь 1917. — С. 239–247.
  6. Лекция академика Ю. С. Пивоварова в МГИМО 2:00:49 URL: https://www.youtube.com/watch?v=4CIonGaKgb0 (дата обращения: 18.02.2023)
  7. Октябрь 1917 года и большевистский эксперимент в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oktyabr-1917-goda-i-bolshevistskiy-eksperiment-v-rossii (дата обращения: 14.02.2023).
  8. Спицын: Нападки на Ленина — это продолжение переписывания истории крупным капиталом. [Электронный ресурс]. URL:https://svpressa.ru/politic/article/276866/ (дата обращения: 14.02.2023).
  9. Обращение II Всероссийского съезда Советов от 26.10.1917 [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1.htm (дата обращения: 14.02.2023).
  10. Владимир Ленин [Электронный ресурс]. URL: http://www.istorik.ru/library/persons/lenin/ (дата обращения: 15.02.2023).
  11. Ленин Владимир Ильич | Октябрьская революция [Электронный ресурс]. URL: http://encyklopedia.narod.ru/bios/gov/lenin/lenin.html (дата обращения: 15.02.2023).
  12. Г. Даян Л. Д. Троцкий о Ленине [Электронный ресурс]. URL: https://biography.wikireading.ru/146626 (дата обращения: 20.02.2023)
  13. В. И. Ленин — политический деятель и человек [Электронный ресурс]. URL: http://allrefs.net/c2/2etm8/ (дата обращения: 19.02.2023).
  14. Великая Октябрьская социалистическая революция, её особенности и историческое значение [Электронный ресурс]. URL: http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/noveishee_vremia/velikaia_oktiabariskaia_socialisticheskaia_revolycia.htm (дата обращения: 19.02.2023).
  15. Поляризация политических сил [Электронный ресурс]. URL: http://www.oldru.com/newstory1/55.htm (дата обращения: 19.02.2023).
  16. Осень 1917 — История России 1917–1995 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.by/chapter.php/81893/231/Geller_-_Istoriya_Rossii_1917–1995.html (дата обращения: 18.02.2023).
  17. Шульгин В.В. Три столицы. – М., 1990. – С. 89.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, власть, Временное правительство, время, политический лидер, российская революция, Советское государство.


Похожие статьи

Роль наследия А. Е. Кулаковского в жизни и творчестве П. А. Степанова-Ламутского

Роль элементов системы К. С. Станиславского в реализации ФГОС на уроках английского языка

Научное наставничество Ушинского как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего

Проблема формирования и развития профессионально-педагогической культуры в работах И.Ф. Исаева

Роль личности Горбачева Михаила Сергеевича в политическом процессе СССР

Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова

Педагогическое наследие Д. И. Менделеева и его роль в развитии высшей школы

Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его деятельности

Похожие статьи

Роль наследия А. Е. Кулаковского в жизни и творчестве П. А. Степанова-Ламутского

Роль элементов системы К. С. Станиславского в реализации ФГОС на уроках английского языка

Научное наставничество Ушинского как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего

Проблема формирования и развития профессионально-педагогической культуры в работах И.Ф. Исаева

Роль личности Горбачева Михаила Сергеевича в политическом процессе СССР

Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова

Педагогическое наследие Д. И. Менделеева и его роль в развитии высшей школы

Личность и творчество П. И. Мельникова-Печерского в оценке И. В. Кудряшова и Ю. А. Курдина

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Противоречивость в политике П. А. Столыпина и оценка его деятельности

Задать вопрос