В настоящее время современные образовательные стандарты предлагают педагогам выбирать более эффективные средства обучения и воспитания дошкольников на основе новых интегрированных технологий и методов. Одним из наиболее целесообразных и перспективных методов является проектная деятельность. Проектная деятельность может помочь связать обучение с повседневной жизнью детей, развить познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, навыки общения и сотрудничества. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют не только различные нарушения речи, проблемы в развитии психических процессов, но и высокий уровень внутренней тревоги, социальную неуверенность в себе, неадекватную самооценку, что не позволяет детям быстро адаптироваться в коллективе. Использование метода проекта в работе с детьми с ОВЗ позволит сделать коррекцию нарушений более эффективной и открыть большие возможности в организации совместной познавательной, творческой деятельности детей, педагогов и родителей.
В своей группе на базе ГБДОУ№ 99 мы организовали творческий проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Проект проводился в течение двух лет. Участниками проекта стали воспитатели, учитель-логопед, дети с ОВЗ и родители. Помощь в реализации проекта оказывали и другие специалисты детского сада.
Основная цель нашего проекта — социальное партнёрство детского сада и семьи через обогащение отношений опытом совместной творческой деятельности педагоги — дети — родители.
Задачи проекта:
– Формировать навыки общения и коллективного творчества в рамках социального партнерства педагогов, детей и родителей.
– Развивать речь детей.
– Развивать психофизические способности детей.
– Приобщать детей и родителей к театральной культуре.
– Осуществлять социально-нравственное воспитание в процессе совместной организации театрализованной деятельности взрослых и детей.
Проект включил в себя четыре этапа:
1. Подготовительный этап.
На этом этапе осуществлялся выбор темы проекта, анкетирование родителей, создание группы единомышленников. Проводилась первичная диагностика, выявлялись стартовые условия (исходный уровень развития), определялись достижения ребёнка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требовалась помощь воспитателя, учителя-логопеда и других специалистов. По результатам диагностики проводилось проектирование педагогического процесса, а также проводился анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы. Подбирался наглядный материал, игры, упражнения по театрализованной деятельности.
2. Начальный этап.
На этом этапе выявляли игровые предпочтения детей. Разрабатывали совместную с педагогами, родителями стратегию по обучению детей театрализованной деятельности.
– Организовали уголок театрализованной деятельности
– Провели мастер- класс для родителей по изготовлению различных видов театров, используемых в детском саду: изготовили папку для родительского уголка «Театр и дети», начали создавать альбом «Театры Санкт-Петербурга», познакомили детей с театральными профессиями, оформили театральный словарь, привлекали родителей к показу кукольных и драматических спектаклей с постепенным привлечением детей.
Этот этап проводился в совместных действиях ребёнка и взрослого при направляющем педагогическом руководстве.
3. Основной этап.
На третьем этапе проходила самореализация каждого ребёнка и взаимообогащение всех участников проекта, так как взрослые и дети выступали здесь как равноправные партнёры. Этому способствовали различные виды деятельности:
– совместные открытые мероприятия с детьми, родителями и педагогами, изготовление с детьми и родителями костюмов, декораций, новых видов театров, афиш, программок, билетов, совместные посещения педагогов с родителями и детьми театров Санкт-Петербурга.
– ознакомление с художественной литературой и с творчеством детских писателей и поэтов, режиссёрские игры с использованием различных видов театров, игры — драматизации, с костюмированием на основе любимых стихотворений и сказок
– комплексные, ритмические, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие психомоторных способностей дошкольников, развивают свободу и выразительность телодвижений
– игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободу речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией
– подвижные игры с различной двигательной активностью (по сказкам), которые помогают решать различные речевые, двигательные психологические, нравственные задачи
– игры на развитие мелкой моторики (штриховки, рисование по точкам сказочных героев, пальчиковые театры)
– конкурсы рисунков и поделок по теме проекта
– различные викторины для взрослых и детей
– сочинение творческих сказок и историй (изготовление книжек- малышек)
– совместное, прослушивание дисков, кассет со сказками, просмотр фильмов и мультфильмов.
4. Заключительный этап.
На заключительном этапе проводилось подведение итогов совместной работы по проекту. Проект был признан успешным и завершён совместным открытым мероприятием «Сказочное путешествие». В этом мероприятии участвовали все дети, родители и педагоги. По проекту была сделана презентация, которая была представлена своим коллегам. В результате проекта дети и взрослые научились взаимодействовать друг с другом, включаться в сотрудничество, прислушиваться к предложениям партнёров, радоваться общим результатам. Дети овладели умением разыгрывать знакомые театрализованные этюды, сказки с помощью различных видов театров. Произошло пополнение и активизация словаря детей. Связная речь стала более эмоциональной, выразительной, что способствовало эффективной коррекции речевых нарушений. После окончания проекта, по словам родителей, у детей легко прошла адаптация к школе, они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в жизни школы.
Литература:
- Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений». — М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар» — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.