В статье анализируется сущность художественной литературы как важного средства развития словаря у детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности в целом.
Ключевые слова: развитие ребенка, развитие речи, художественная литература, литературные произведения.
Актуальность. Формирование словаря дошкольников занимает одно из самых важных мест в современной педагогике. Большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка играет формирование лексического запаса, т. к. слово, т. е. его значение является средством не только речи, но и мышления. Поэтому одной из важных задач дошкольного образования является обеспечение того, чтобы развитие ребенка происходило во взаимодействии ребенка и взрослых. Это главный и значимый источник развития ребенка. Без эмоционального, содержательного общения с окружающими невозможно у детей развитие потребности в использовании речи как основного средства общения и полноценное развитие коммуникативной функции речи в дальнейшем.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие и развивается речевая культура.
Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию; формирует такие качества личности, как коммуникабельность, лояльность, объективность.
В процессе знакомства с художественной литературой дети начинают понимать специфику литературных жанров (сказок, стихов, произведений устного народного творчества, рассказов), привыкают понимать смысл образных выражений, развивается поэтический слух, а также побуждать детей использовать различные средства художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.
Ведь по тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно и образно он умеет рассказывать, пересказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и владения богатством родного языка.
Владение литературным языком и совершенствование навыков культуры речи составляют необходимую составляющую образованности и интеллекта человека. [1]
Если по каким-то причинам речь ребенка развита недостаточно, это затруднит учебную деятельность в дальнейшем.
Поэтому нам педагогам, как и родителям, необходимо владеть методами и приемами, способствующими речевому развитию в дошкольном возрасте.
Грамотное использование художественных текстов в развитии речи дошкольников я хотела бы поставить на первый уровень. Важнейшим источником речевого развития детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, загадки, скороговорки, поговорки).
Изучив исследования психологов и педагогов Л. С. Выготского, Т. А. Репениной, которые посвятили свое изучение особенностям художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, умении выявлять и обратите внимание на средства художественной выразительности. [3] В результате дети демонстрируют способность образно выражать свои мысли, переживания, делиться впечатлениями.
При создании какой-либо речевой ситуации важна установка:
1) Прежде чем прослушать текст художественного произведения, необходимо, чтобы ребенок был уже внутренне и психологически подготовлен к предстоящей деятельности, то есть обсудить прочитанное. Из поля его зрения следует убрать все яркие игрушки и вещи — все, что может мешать ему слушать.
2) Художественный текст следует подбирать в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями дошкольника. В раннем дошкольном возрасте желательно отдавать предпочтение русским народным сказкам о животных, с многократным повторением сюжетных моментов, например:
«Репка»;
«Колобок»;
«Теремок» и др.
Старшим дошкольникам будут интересны сказки о животных более сложного содержания. Например:
«Сестрица Лиса и Серый волк»;
«Маша и Медведь»;
литературные сказки:
«Три медведя»;
«Муха Цокотуха»;
«Мойдодыр»;
сюжетные стихотворения:
«Что у тебя есть?»;
«Мы идем, идем, идем»... и т. д.
3) Развитие речи ребенка, а также выявление первичного восприятия и его дальнейшее углубление осуществляется в форме беседы по содержанию прочитанного текста: взрослый задает ребенку вопросы.
В то же время педагог не должен направлять ответ ребенка в соответствии с его собственными представлениями.
Напротив, дошкольников следует учить объяснять свою точку зрения и выражать свои мысли так, чтобы они были понятны не только им самим, но и слушающим.
Отвечая на вопросы, ребенок замечает, как выглядят персонажи, их черты характера и т. д.
Таким образом, у дошкольника не только развивается речь, но и формируется представление об образной природе искусства, развивается художественное восприятие.
4) Необходимо научить детей давать полные и развернутые ответы, говорить четко, не искажая слова. Если ответ неправильный, не следует резко прекращать его говорить, а лучше предложить другим детям помочь и снова вспомнить понравившийся отрывок.
При этом атмосфера должна быть непринужденной и дружелюбной.
Наша задача, как педагогов, пробудить в ребенке желание рассказывать о художественном произведении и обсуждать прочитанное. Знакомство с художественным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочный и яркий иллюстративный материал, который поможет лучше воспринимать текст.
В дошкольном детстве все воспринимается практически буквально, а значит, предлагаемые иллюстрации должны быть максимально реалистичными: ворона не должна быть похожа на воробья, цвет и размер животных должны быть реальными и т. д.
5) После прочтения литературного произведения дети должны ответить на вопросы, чтобы выяснить: как они поняли содержание произведения; заметили ли вы необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какие слова характеризуют героев произведения; чем отличаются эти характеристики? насколько они совпадают с представлениями самих детей.
Затем детям предлагается выполнить творческие задания, направленные на:
— уточнить понимание значения образных слов и выражений;
— выполнение пластических эскизов, изображающих того или иного персонажа;
— импровизация диалогов с разными интонациями;
— придумывать необычные концовки известных сказок; — постановка наиболее интересных отрывков произведения;
— развитие сценического искусства, исполнение характерных линий;
— рисование обстановки и условий, в которых действовали персонажи произведения;
— выберите музыкальное произведение, способное улучшить понимание сюжета.
Анализ литературного произведения должен быть таким, чтобы дети могли его понять, надолго запомнить и полюбить.
Знакомя дошкольников с поэтическими произведениями, нужно помочь им почувствовать красоту и мелодичность стихотворений, лучше понять их содержание. [2]
Знакомство с литературными произведениями раскрывает детям все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует его использованию в повседневном общении и самостоятельном речевом творчестве, формирует умение наслаждаться художественным словом, прививает любовь к родному языку, его точности и выразительности.
Отличных результатов в этом деле можно добиться, если мы педагоги будем тесно сотрудничать с родителями, которые будут активно участвовать в воспитательных мероприятиях, литературных фестивалях и викторинах, вечерах досуга, театральных представлениях.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведен. — М.: — Издательский центр «Академия», 2022. — 400 с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2022. — 159 с.
- Петровский А. В. Общая психология. — М.: Просвещени, 2020. — с.720