Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Автором был проведен комплексный анализ действующего законодательства, в результате которого были выделены основные нововведения и выявлены проблемы, с которыми может столкнуться правоприменительная практика.
Ключевые слова: гражданство, органы государственной власти, правовое регулирование, федеральное законодательство, приобретение и утрата гражданства.
Одним из важнейших законодательных инициатив 2023 года стало принятие Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве). Рассматриваемый акт заменил одноименный закон, действовавший на территории Российской Федерации более 20 лет [2, с. 20]. Стоит отметить, что сам законопроект, который стал новым основным актом о гражданстве, был внесен в Государственную Думу в декабре 2021 года по инициативе Президента Российской Федерации. Соответственно, принятие закона происходило в значительный период времени (год и четыре месяца). Как показало итоговое голосование, решение о принятии данного акта было практически единогласным (408 голосов «за»). Многие отмечали, что принятие нового закона требовала международная обстановка [3, с. 43].
В новом Законе о гражданстве был расширен перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации. Так, на сегодняшний день существуют следующие основания приобретения российского гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате признания гражданином РФ; в результате выбора гражданства РФ при изменении государственной границы России; в соответствии с международными договорами.
Общими условиями приема в гражданство РФ являются: постоянное проживание в России на основании вида на жительство в течение пяти лет (при этом, требование о непрерывном проживании исключается); владение русским языком; знание истории России и основ законодательства Российской Федерации (при этом, не указывается в какой форме и какими документами они будут подтверждены); отсутствие оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство.
Стоит отметить, что владение русским языком и знание истории России и основ законодательства не нужно подтверждать лицам, достигшим 70 лет, либо инвалидам первой группы. Также новым Законом о гражданстве из общих требований была исключена необходимость подтверждения законного источника средств к существованию [2, с. 21].
В Законе о гражданстве изменился перечень лиц, имеющих право на получение гражданства в упрощенном порядке (ст. 16). Так, в этот перечень были добавлены следующие категории: лица, окончившие очное отделение российского ВУЗа с отличием по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, а также лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской Империи или СССР (в пределах государственной границы РФ),
Из категории лиц, имеющих право на получение гражданства в упрощенном порядке, были исключены иностранные лица, занимающиеся инвестиционной и предпринимательской деятельностью. В отношении отдельных категорий иностранцев, которые могут получить гражданство без учета обязательных требований, внесены следующие корректировки: в отношении лиц, имеющих сына или дочь — граждан РФ, проживающих на территории РФ, исключили требование к возрасту ребенка; исключили критерий длительности брака и включили положение об обязательном наличии совместных детей.
Также большой интерес представляет нормативное расширение круга лиц, которые могут быть признаны гражданами РФ. К ним относятся: лица, являвшиеся гражданами СССР, постоянно проживающими на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года; лица, являвшиеся гражданами СССР, вернувшиеся для постоянного проживания в РФ, при условии, что они родились в РФ (РСФСР) или хотя бы один из родителей на день рождения таких лиц являлся гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (РФ); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией России и располагавшихся на территориях других государств, и сходившие в состав их семей супруги и дети.
Согласно новому Закону о гражданстве, изменяются полномочия Президента РФ. Так, глава государства вправе определять иные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть приняты в гражданство РФ без учета всех или отдельных требований как в гуманитарных, так и в иных общественно полезных целях. В ведении Президента РФ остаются вопросы приема в гражданство в исключительном порядке (за особые заслуги перед РФ или по иным причинам, представляющим интерес для РФ). Для этого достаточно принятия Указа, вносить изменения в закон не требуется. Соответственно, при необходимости список лиц, имеющих право на упрощенный порядок получения гражданства, будет быстро дополняться, а критерии могут быть абсолютно любыми — от проживания человека на определенной территории до наличия у него конкретной профессии.
В отношении иных случаев правом принятия решений по вопросам гражданства наделяются Министерство внутренних дел РФ и Министерство иностранных дел РФ (в отношении проживающих за рубежом). Срок рассмотрения заявлений федеральными органами исполнительной власти снижается до трех месяцев.
Немаловажным аспектом является то, что в новом Законе о гражданстве исключается институт отмены решений о приеме в гражданство и вводится институт прекращения гражданства РФ. При этом, перечень оснований прекращения гражданства существенно расширился. Помимо выхода из гражданства, основаниями его прекращения становятся: сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, выразившееся в том числе в совершении преступления (приготовления или покушения) или иных действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ; установление факта представления поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения заявителем заведомо ложных сведений на основании которых принималось решение о приеме в гражданство; иные основания, предусмотренные международными договорами.
По ранее действовавшему законодательству все основания для отмены решения о приобретении гражданства были собраны в одном — «предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений». В новом законе для каждого из вышеперечисленных оснований прописан свой порядок принятия решения о прекращении гражданства, исключение составляют «иные основания», так как порядок определяется международным договором [4, с. 361].
Список преступлений, которые являются основанием для прекращения гражданства РФ, увеличился практически в три раза. Среди них следует выделить некоторые тяжкие преступления против государства, террористическую и экстремистскую деятельность, преступления, связанные с оборотом оружия и наркотиков, уклонение от военной службы и дезертирство, добровольная сдача в плен, неисполнение приказа во времени мобилизации или военного положения, дискредитация и распространение фейков об армии и добровольцах, массовые беспорядки, неоднократное нарушение закона о митингах и т. д. Время, когда совершены эти преступления, значения не имеет.
Решение о прекращении гражданства РФ в связи с совершением действий, создающих угрозу национальной безопасности, принимается на основании заключения Федеральной службы безопасности РФ, которое может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения. При обжаловании человека не могут выслать за пределы РФ до вступления решения суда в законную силу.
Кроме этого, Законом о гражданстве был установлен десятилетний срок, по окончании которого нельзя принять решение о прекращении гражданства в связи с нарушениями, допущенными в процессе приема в гражданство (ошибка в документах и др.) [3, с. 43]. Это, на наш взгляд, позволит остановить поток решений об отмене гражданства, которые очень часто возникают в правоприменительной практике.
В новом Законе о гражданстве появилась статья, посвященная паспорту гражданина РФ (ст. 9). В частности, были установлены основания для признания паспорта недействительным (если паспорт нечитаем или в него внесены изменения), а также закреплена возможность его оформления в электронном виде. Ранее действовавший закон не регламентировал положения о паспорте гражданина РФ, отсылая к подзаконным актам.
Немаловажно и то, что новым Законом о гражданстве не запрещается получать гражданство других стран. При этом, факт его получения не будет отменять российского гражданства. Наряду с понятием «двойное гражданство» в законодательство было введено понятие «множественное гражданство». Данное состояние характерно для лиц, имеющих гражданство стран, с которыми у России нет договоров о двойном гражданстве. На сегодняшний день, это практически все страны, поскольку такое соглашение РФ заключила лишь с Таджикистаном. Стоит отметить, что разница между двойным и множественным гражданством только номинальная. Данные лица сохраняют свои права и обязанности в обеих странах, но платят налоги и несут воинскую обязанность только в стране постоянного проживания [4, с. 360].
Таким образом, Закон о гражданстве содержит следующие нововведения: изменение правил приема в гражданство и категорий лиц, которые имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке; замена понятия «отмена гражданства» на «прекращение гражданства»; увеличение перечня преступлений, которые выступают в качестве основания для лишения гражданства; включение норм о паспорте гражданина РФ; закрепление понятия «множественное гражданство» и др.
Данный закон повлек за собой необходимость принятия ряда нормативных правовых актов, регулирующих вопросы порядка оформления подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства; принесения присяги гражданина РФ; контроля за соблюдением правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета; порядка ведения трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ; предоставления квот на привлечение иностранных работников; добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающий за рубежом (репатриантов).
Литература:
- Дрогавцева, Е. А. Упразднение реинтеграции как этап формирования института гражданства в России / Е. А. Дрогавцева // 25 лет на службе Отечеству: сборник научных трудов, посвященных деятельности научных школ Санкт-Петербургского университета МВД России и приуроченной к 25-летию со дня его образования / сост. О. И. Городовая, О. С. Кравченко, А. А. Жаворонкова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. — С. 396–399.
- Зенина, В. О. Приобретение гражданства РФ: современная практика и актуальные проблемы / В. О. Зенина // Юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение, 2023. — С. 20–22.
- Фитюнина, Н.А., Цельникер, Г. Ф. Правовое регулирование института гражданства в РФ / Н. А. Фитюнина, Г.Ф, Цельникер // Дневник науки. — 2020. — № 3 (39). — С. 43.
- Халистова, А. О. Гражданство как институт права Российской Федерации / А. О. Халистова // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции / под ред. В. М. Кузьминой. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. — С. 359–362.