Основная идея данной работы заключается в том, что современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных, от того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими структурами зависит состояние общественного и личного здоровья жителей нашей страны. Поэтому создание в современных медицинских учреждениях и структурах управления здравоохранением информационных систем обусловлено необходимостью использования огромных объемов информации при решении и управленческих, и статистических, и диагностических, и терапевтических задач.
Первые попытки создания систем управления медицинскими учреждениями были предприняты в пределах ведущих научных школ клинических научно-исследовательских институтов и медицинских вузов бывшего СССР. В начале это были программы для формирования статистических отчетов, частичной автоматизации бухгалтерии медучреждений. Но уже в то время предпринимались попытки создать медицинский искусственный интеллект для поставки сложных медицинских диагнозов. Так, например, в Ленинградском педиатрическом медицинском институте создавалась автоматизированная система (АС) для экстренной и неотложной помощи детям. При этом и разработчикам, и врачам, с самого начала развития таких систем стало очевидно, что, искусственный интеллект может стать «незаменимым помощником, объективным диагностом, подсказывающим врачу наиболее вероятный диагноз», но принимает решение самостоятельно только врач.
Основа для информатизации здравоохранения была заложена уже к середине 70-х годов прошлого столетия в СССР, однако процесс тормозился и отсутствием мощной вычислительной техники, и отсутствием четкого понимания границ взаимодействия медицинского работника с искусственным интеллектом при лечении больных.
К середине 2000-х гг. в среде российского практического здравоохранения начало формироваться понимание, что для развития медицины медицинские информационные системы и другие программные продукты могут стать действительно эффективным инструментом. В этот период появляется все больше кустарных программных продуктов, которые начинаются использоваться в лечебных учреждениях, но, в основном, по инициативе руководителей этих учреждений.
Первым крупным направлением, где программное обеспечение получило массовый спрос и было стандартизовано, стало развитие информационного обеспечения в системе ОМС, нацеленное на задачи максимально объективного финансирования медицинских учреждений. Поэтому в 2008 г. Минздравсоцразвития создало Федеральный Департамент информационных технологий и связи, в задачи которого входило подготовить отечественное здравоохранение к масштабной информатизации, и уже в апреле 2011 года вышел в свет Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 “Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения” и запуск одноименной федеральной государственной программы. На первом этапе программы с 2011 по 2014 гг были осуществлены инфраструктурное обеспечение и закупка современных компьютеров и реализованы задачи «Базовой информатизации»: возможность ведения электронной карты пациента; запись к врачу в электронном виде; внедрение систем электронного документооборота; ведение единого регистра медицинских работников; ведение электронного паспорта медицинского учреждения; ведение паспорта здравоохранения субъекта РФ.
На следующем этапе информатизации здравоохранения России были подключены субъекты РФ для реализации «Дорожных карт развития региональной информатизации здравоохранения». На данном этапе были реализованы три основных блока мероприятий: построение защищенных каналов связи, создание АРМ врачам и медсестрам, развитие государственных информационных систем- управление скорой медицинской помощью, региональное расписание для записи к врачу, обеспечение льготными лекарствами, а также передача сведений в подсистемы ЕГИЗ (федеральный регистр медицинских работников, федеральный реестр медицинских организаций, интегрированная медицинская карта, федеральная электронная регистратура и пр.), в том числе с целью обеспечения электронных услуг и сервисов в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале госуслуг.
И как вывод, в 2011–2018гг. в Российской Федерации была выполнена базовая информатизация государственных и муниципальных медицинских организаций, созданы законодательные предпосылки для перехода на электронный документооборот и применение телемедицинских технологий при оказании медпомощи.
На современном этапе развития информатизации в медицине наблюдается рост оснащенности медицинских организаций компьютерной техникой, идет объединение медицинских организаций в единую сеть. Кроме того, возросшая нагрузка на медицинских работников в период пандемии стимулировала взрывной рост телемедицины.
Но в настоящее время имеется ряд проблем, препятствующих более высокому использованию информатизации в медицине. Среди них: неравномерный уровень информатизации медучреждений среди субъектов РФ, отсталость информатизации некоторых отраслей здравоохранения, отсутствие массового подключения, поставки данных и информационного обмена между государственными и частными учреждениями, отсутствие единой политики при сборе медицинских показателей, несовпадение идентичных показателей, собираемых из разных источников.
Благодаря прошедшим этапам информатизации медицины в РФ получаемые в ЕГИСЗ первичные данные являются важным инструментом для повышения качества медицинской помощи, инструментом принятия быстрых и правильных управленческих решений.
Внедрение в практику стандартизованных информационных систем позволяет не только эффективно хранить и обрабатывать информацию, содержащуюся в медицинских документах, но и значительно повысить уровень оказания медицинской помощи. Мощность и надежность системы управления базами данных должна позволять не только хранить записи о пациенте, сделанные во время осмотра, но и архивы медицинских изображений, результаты анализов на определенном этапе жизни человека, произведенные с ним медицинские манипуляции и результаты состояния пациента после них. Это может быть отправной точкой для ведения паспортов здоровья человека с момента рождения до глубокой старости. Созданная база данных при рождении человека в родильном доме, в которой будут содержатся не только его физиологические данные при рождении- вес, рост, окружность головы, но и описание процесса родов. Уже при наблюдении в детской поликлинике участковый педиатр будет видеть риски, связанные со здоровьем ребенка. Если ребенок посещает детское учреждение, врач или медицинский работник, работающие в нем, должны иметь возможность получать информацию из базы данных о состоянии здоровья всех детей, посещающих это детское учреждение. Медицинские работники при осмотрах детей будут видеть и анализы, которые сдавал ребенок, и прививки, которые ему были сделаны. При правильной организации данного процесса резко сократится количество бумажного документооборота в виде выписок на санаторно-курортное лечение, справок в лагерь и прочие документы, требующие подробного описания архивного состояния здоровья человека. Данные базы паспортов здоровья будут способствовать ежегодной детской и регламентированной взрослой диспансеризации, бесперебойному обеспечению больных лекарственными препаратами. Но обязательно следует упомянуть, что развитие информатизации медицины невозможно без высокого уровня защиты информации, хранящейся в медицинских информационных системах. Обязательное условие- соблюдение требований, установленных законодательством РФ в области защиты персональных данных и соблюдение врачебной тайны. В процессе телекоммуникационной связи все данные передаются через защищенные каналы связи. Несанкционированный доступ и утечка информации, составляющие персональные данные и врачебную тайну исключены.
В сфере обеспечения безопасности пациентов современные автоматизированные системы способны усилить контроль качества и безопасности лекарственных средств и медицинских услуг, снизить вероятность врачебных ошибок, представить скорой помощи средства оперативной связи и доступа к жизненно важной информации о пациенте. Современные технологические решения в состоянии обеспечить свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от места проживания пациента, значительно повысить доступность высокотехнологичных медицинских услуг, медицинской экспертизы.
Таким образом, можно сказать, что медицинские информационные технологии способствуют достижению финальной цели деятельности любого лечебного учреждения- оказанию качественных медицинских услуг. Но при внедрении информационных технологий в медицине встречаются определенные сложности- в лечебных учреждениях отсутствуют технические специалисты для сопровождения системы. При внедрении медицинской информационной системы часто возникают трудности со структуризацией бизнес-процессов, сложностями в освоении системы сотрудниками медучреждения. Отличительная черта медицинской отрасли — консервативность. Что связано с максимально высоким уровнем ответственности за людей. Для внедрения любых инноваций здесь требуются большие отрезки времени. Кроме научных и финансовых аспектов нужно учитывать юридическую сторону, вовлеченность и уровень компетенции сотрудников. Поэтому обучение персонала остается ключевым звеном цифровой трансформации.
Литература:
- Гаспарян С. А., Пашкина Е. С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. М.2002 304С.
- Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3980-р//ГАРАНТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236631/