Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях, то в технологической карте урока прописываются условия развития функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, рабочая программа, обучающиеся, компетенции, креативное мышление.
Актуальность темы исследования: Политические и экономические изменения в стране и мире в целом затрагивают системное обновление содержания образования, создание и практическую реализацию обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствование методов и форм обучения, системы оценки образовательных результатов обучающихся.
В этой связи в России реализуется проект, целью которого является разработка инструментария для формирования и оценки компетенций и обеспечение информационно-методической, научной поддержки региональных систем образования по формированию и оценке функциональной грамотности школьников.
Степень разработанности проблемы
Авторы А. А. Бурдакова, Е. Н. Оброскова, Л. Г. Кудрова обосновали эффективность ситуационного подхода в качестве ключевой методологии и концептуальным подходом системы по разработке и реализации управленческих механизмов в формировании функциональной грамотности у обучающихся образовательных организаций. Целесообразность ситуационного подхода в том, что он позволяет систематизировать этапы развития и коррекции системных элементов, обеспечивающих ее функционирование. В работе дается подробное описание системы управленческих механизмов, опирающихся на принципы парсипативности, дуальности и субсидарности [2].
Доказанная гипотеза исследования Е. В. Бахаревой, основанная на предположении о том, что успешное развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности у обучающихся обеспечивается в том случае, если функциональную грамотность школьников рассматривать как базовый уровень образованности, характеризующий степень овладения навыками работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы [1].
Анализ литературы по проблеме развития функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных школ показал, что в современной педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию функциональной грамотности учащихся (Е. М. Беспаленко, В. А. Ермоленко, О. Е. Лебедев, Н. С. Махина, Л. М. Перминова, Р. Л. Перченок, Н. А. Сметанникова, А. С. Фетисов, С. Ю. Черноглазкин и др.).
Однако, последние исследования показали, что проблема формирования функциональной грамотности школьников нуждается в дальнейшем изучении.
На основании этого была определена цель исследования — разработка учебно-методического комплекса по развитию функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов.
Объект исследования — функциональная грамотность у обучающихся 1–11 классов.
Предмет исследования — система развития функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов.
Решались задачи, соответствующие теме исследования и достижению цели.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области.
Методы развития функциональной грамотности — современные педагогические технологии и методы.
Для проведения мониторинга использовался метод конкретных ситуаций, позволяющий выявить все возможности и способности обучающихся.
Результаты и их обсуждения
С целью коллаборации педагогов образовательной организации в вопросах развития функциональной грамотности у школьников была разработана система деятельности, включающая: цель, способы развития функциональной грамотности, формирование функциональной грамотности в контексте преподавания учебных дисциплин и требований ФОП ООО, технологические этапы организации учебного занятия в обозначенной логике, отрефлексированное знание как личностное приращение включает в себя совокупность следующих компонентов, результат.
Для мониторинга уровня функциональной грамотности были разработаны по всем предметам в начальной школе и по предмету «Математика» конкретные ситуации, представляющие собой проблемные ситуации, которые необходимо решить с поиском проблемы и идей.
Школьникам (обязательный учет возрастных особенностей) предлагается осмыслить конкретную жизненную или научную ситуацию, описание которой отражает не только проблему, но и актуализирует комплекс знаний по предмету, который необходимо иметь при разрешении конкретной проблемы. Оригинальность конкретных ситуаций в том, что проблема не имеет однозначных решений.
Рис 1. Система деятельности педагогов образовательной организации в развитии функциональной грамотности обучающихся
Школьники предлагают различные варианты решения проблемы, генерируют идеи, доказывают эффективность подхода. Решения конкретных ситуаций могут быть оценены по следующим критериям: по степени эффективности, по обоснованности решения, по оригинальности, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими научной основе.
Пример метода решения конкретных ситуаций для оценки функциональной грамотности.
Таблица 1
Решение конкретной ситуации (читательская грамотность)
Проблемное поле |
Проблема |
Идеи |
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» пилот совершил вынужденную посадку в пустыне Сахара и встретил Маленького принца с другой планеты. |
Какова миссия Маленького принца на планете Земля |
1) Миссия Маленького принца, как и миссия Иисуса Христа — «Возлюби ближнего своего, как самого себя». 2) Человек должен начать с воспитания себя, жертвовать собой, чтобы вернуть свою душу к звездам. |
Таким образом, качество функциональной грамотности обучающихся — это результат выражения ценностного отношения субъектов образовательного процесса к качеству знаний, умений учащихся и характеру их ценностным отношений.
Литература:
- Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы. Автореферат дис… канд. пед. наук. — Москва, 2009, 25 с.
- Бурдакова А. А., Оброскова Е. Н., Кудрова Л. Г. Единство подходов реализации программы формирования функциональной грамотности на региональном, муниципальном и школьном уровне. Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022, с. 36–44