Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафонова, Е. Н. Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов / Е. Н. Сафонова, Т. П. Черемисина, Н. М. Мальцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110722/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях, то в технологической карте урока прописываются условия развития функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, рабочая программа, обучающиеся, компетенции, креативное мышление.

Актуальность темы исследования: Политические и экономические изменения в стране и мире в целом затрагивают системное обновление содержания образования, создание и практическую реализацию обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствование методов и форм обучения, системы оценки образовательных результатов обучающихся.

В этой связи в России реализуется проект, целью которого является разработка инструментария для формирования и оценки компетенций и обеспечение информационно-методической, научной поддержки региональных систем образования по формированию и оценке функциональной грамотности школьников.

Степень разработанности проблемы

Авторы А. А. Бурдакова, Е. Н. Оброскова, Л. Г. Кудрова обосновали эффективность ситуационного подхода в качестве ключевой методологии и концептуальным подходом системы по разработке и реализации управленческих механизмов в формировании функциональной грамотности у обучающихся образовательных организаций. Целесообразность ситуационного подхода в том, что он позволяет систематизировать этапы развития и коррекции системных элементов, обеспечивающих ее функционирование. В работе дается подробное описание системы управленческих механизмов, опирающихся на принципы парсипативности, дуальности и субсидарности [2].

Доказанная гипотеза исследования Е. В. Бахаревой, основанная на предположении о том, что успешное развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности у обучающихся обеспечивается в том случае, если функциональную грамотность школьников рассматривать как базовый уровень образованности, характеризующий степень овладения навыками работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы [1].

Анализ литературы по проблеме развития функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных школ показал, что в современной педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию функциональной грамотности учащихся (Е. М. Беспаленко, В. А. Ермоленко, О. Е. Лебедев, Н. С. Махина, Л. М. Перминова, Р. Л. Перченок, Н. А. Сметанникова, А. С. Фетисов, С. Ю. Черноглазкин и др.).

Однако, последние исследования показали, что проблема формирования функциональной грамотности школьников нуждается в дальнейшем изучении.

На основании этого была определена цель исследования — разработка учебно-методического комплекса по развитию функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов.

Объект исследования — функциональная грамотность у обучающихся 1–11 классов.

Предмет исследования — система развития функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов.

Решались задачи, соответствующие теме исследования и достижению цели.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Курбатовская СОШ» Воронежской области.

Методы развития функциональной грамотности — современные педагогические технологии и методы.

Для проведения мониторинга использовался метод конкретных ситуаций, позволяющий выявить все возможности и способности обучающихся.

Результаты и их обсуждения

С целью коллаборации педагогов образовательной организации в вопросах развития функциональной грамотности у школьников была разработана система деятельности, включающая: цель, способы развития функциональной грамотности, формирование функциональной грамотности в контексте преподавания учебных дисциплин и требований ФОП ООО, технологические этапы организации учебного занятия в обозначенной логике, отрефлексированное знание как личностное приращение включает в себя совокупность следующих компонентов, результат.

Для мониторинга уровня функциональной грамотности были разработаны по всем предметам в начальной школе и по предмету «Математика» конкретные ситуации, представляющие собой проблемные ситуации, которые необходимо решить с поиском проблемы и идей.

Школьникам (обязательный учет возрастных особенностей) предлагается осмыслить конкретную жизненную или научную ситуацию, описание которой отражает не только проблему, но и актуализирует комплекс знаний по предмету, который необходимо иметь при разрешении конкретной проблемы. Оригинальность конкретных ситуаций в том, что проблема не имеет однозначных решений.

Система деятельности педагогов образовательной организации в развитии функциональной грамотности обучающихся

Рис 1. Система деятельности педагогов образовательной организации в развитии функциональной грамотности обучающихся

Школьники предлагают различные варианты решения проблемы, генерируют идеи, доказывают эффективность подхода. Решения конкретных ситуаций могут быть оценены по следующим критериям: по степени эффективности, по обоснованности решения, по оригинальности, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими научной основе.

Пример метода решения конкретных ситуаций для оценки функциональной грамотности.

Таблица 1

Решение конкретной ситуации (читательская грамотность)

Проблемное поле

Проблема

Идеи

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» пилот совершил вынужденную посадку в пустыне Сахара и встретил Маленького принца с другой планеты.

Какова миссия Маленького принца на планете Земля

1) Миссия Маленького принца, как и миссия Иисуса Христа — «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

2) Человек должен начать с воспитания себя, жертвовать собой, чтобы вернуть свою душу к звездам.

Таким образом, качество функциональной грамотности обучающихся — это результат выражения ценностного отношения субъектов образовательного процесса к качеству знаний, умений учащихся и характеру их ценностным отношений.

Литература:

  1. Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы. Автореферат дис… канд. пед. наук. — Москва, 2009, 25 с.
  2. Бурдакова А. А., Оброскова Е. Н., Кудрова Л. Г. Единство подходов реализации программы формирования функциональной грамотности на региональном, муниципальном и школьном уровне. Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022, с. 36–44
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, Маленький принц, обучающийся, ситуация, функциональная грамотность школьников, образовательная организация, проблема, реализация рабочих программ, ситуационный подход, функциональная грамотность обучающихся.


Похожие статьи

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Разработка контекстных задач для бинарных уроков по специальности «Сварочное производство»

В статье представлены результаты исследования, разработки и оценки контекстной задачи для бинарных уроков, направленных на интеграцию дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов. Коллективное решение производственных задач на основе кон...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Проектная деятельность на уроках информатики

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогичес...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой контроля и оценки качества знаний и умений объективной деятельности студентов. Умение дать объективную оценку превращает весь педагогический процесс в личностно-ориентированную педагогику. Поэто...

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Похожие статьи

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х...

Интерактивный «гексагон» как средство повышения качества образования

Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, опи...

Разработка контекстных задач для бинарных уроков по специальности «Сварочное производство»

В статье представлены результаты исследования, разработки и оценки контекстной задачи для бинарных уроков, направленных на интеграцию дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов. Коллективное решение производственных задач на основе кон...

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий

В работе изучаются интерактивные методы обучения, используемые при формировании коммуникативных УУД. Современный этап развития образовательной системы предполагает использование в учебной деятельности всего спектра существующих современных технологий...

Проектная деятельность на уроках информатики

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогичес...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой контроля и оценки качества знаний и умений объективной деятельности студентов. Умение дать объективную оценку превращает весь педагогический процесс в личностно-ориентированную педагогику. Поэто...

Использование интеллект-карт в проектной деятельности обучающихся основной школы при изучении хозяйства России на этапе предпрофильного обучения

В статье автор рассматривает метод, помогающий определить ключевые мотивы профильного самоопределения обучающихся на этапе предпрофильного обучения в проектной деятельности основной школы при изучении хозяйства России.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Задать вопрос