Проведен анализ построения системы образования и влияние органов местного самоуправления на данный институт. Рассмотрены основы деятельности управления образованием. Выделены основные документы, регламентирующие процесс управления образованием. Проанализированы основные меры по совершенствованию предоставляемых образовательных услуг и влияние органов местного управления на этот процесс. Сформированы основные полномочия и предмет ведения органов местного самоуправления в сфере образования.
Ключевые слова : образование, местное самоуправление, Российская Федерация, гражданин.
The analysis of the construction of the education system and the influence of local governments on this institution is carried out. The fundamentals of education management are considered. The main documents regulating the process of education management are highlighted. The main measures to improve the educational services provided and the influence of local governments on this process are analyzed. The main powers and subject matter of local self-government bodies in the field of education have been formed.
Keywords : education, local government Russian Federation, citizen.
В современных демократических государствах реализация прав граждан на доступ к образованию становится основополагающим фактором в развитии государства и его успешности на международной арене. Предоставление органам местного самоуправления полномочий в сфере образования является важным фактором в конкретном муниципальном образовании с учетом территориальных, национальных и культурных особенностей жителей данного муниципального образования. В процессе реализации эффективной образовательной политики должны принимать участие все граждане России, семьи, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, а также органы местного самоуправления
Важнейшей характеристикой муниципального образования, выступающей средством оценки его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, является уровень образованности его населения.
В основе осуществления муниципального управления в сфере образования лежат следующие принципы:
– гуманность;
– приоритетность общечеловеческих ценностей, здоровья и жизни людей;
– отсутствие ограничений на развитие личности;
– общедоступность;
– адаптивность образовательной деятельности к обучающимся;
– светскость;
– свобода и плюрализм.
Реализация государственной политики в сфере образования ставит перед органами муниципального управления задачи по освоению переданных им полномочий в отношении планирования, организации, регулирования структуры, полномочий и деятельности муниципальных органов управления системой образования, назначения и увольнения руководителей муниципальных органов управления системой образования.
Деятельность органов местного самоуправления в сфере образования не ограничивается только муниципальными учебными заведениями, они осуществляют взаимодействие и с учебными заведениями иных форм собственности с целью контроля качества образовательных услуг, защиты и представления интересов населения муниципального образования, проходящего обучение [1].
Предметом деятельности управления образования является осуществление: — отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законами субъекта РФ; — отдельных полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования по решению вопросов местного значения в сфере образования; — функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций от имени администрации муниципального образования в пределах переданных полномочий; — полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций, заключившим договор с управлением образования на обслуживание централизованной бухгалтерией в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами [2].
Правовую основу муниципального управления сферой образования составляет комплекс нормативной документации, который включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, образования, программ его развития, гарантий в сфере образования для определенных групп населения (сироты, дети из многодетных семей и прочие), региональные и муниципальные нормативные акты [3]. В силу действия принципа «разрешено все, что не запрещено», можно сделать вывод о том, что к самым основным полномочиям российских субъектов в сфере образования относятся следующие:
– принятие местных нормативно-правовых актов об образовании;
– разработка и внедрение гарантий дополнительного характера для педагогов;
– руководство образованием в субъекте; — введение предметов и курсов в дополнение к федеральному образовательному стандарту;
– финансирование образования;
– иные вопросы образования, не противоречащие Конституции [4]. В качестве прямого подтверждения к данным выводам можно привести пример что, согласно Закону РФ «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, включая муниципальные органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
Органы местного самоуправления могут быть учредителем образовательных учреждений разных типов: дошкольных, общеобразовательных (начального общего, (полного) общего образования); учреждений дополнительного образования детей и др. Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Представленные полномочия местного самоуправления в области образования характерны не для всех муниципальных образований. Данный факт обусловлен, прежде всего, существованием двухуровневой системы местного самоуправления, которая была введена в действие Федеральным законом № 131-Ф3 [5]. По этой причине муниципальные образования относятся к разным видам образований, а следовательно, наделены различными объемами полномочий [6].
Литература:
- Бергер Ю. А. Приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере образования // В сборнике: Приоритеты социально-экономического развития Юга России Сборник статей XV межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. Южный институт менеджмента. 2024. С. 107–117
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Рогачева С. В. Теоретические аспекты исследования реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования // В сборнике: Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные подходы студентов и аспирантов Сборник научных работ. Отв. ред. А. Е. Илларионов, А. И. Новиков. Владимир, 2018. С. 266–269.
- Шумилова О. П. Полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере // Молодой ученый. 2018. № 44 (230). С. 200–203.
- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Янкевич С. В., Княгинина Н. В. Финансово-правовые аспекты автономии школы: влияет ли учредитель на содержание образования? // Финансовое право. 2018. № 5. С. 36 41