В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение статьи формулируется вывод, отражающий конституционную ценность принципа в современном демократическом государстве.
Ключевые слова: принцип разделения властей, Конституционный Суд Российской Федерации, высший судебный орган конституционного контроля Российской Федерации.
Российская Федерация согласно нормам, закрепленным Конституцией Российской Федерации, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция является фундаментальным нормативным актом, в котором многие конституционные нормы выступают нормами-принципами, нормами-задачами, имеют всеобщий, надотраслевой характер. На языке права они выражают основные ценности общества на данном историческом этапе и определяют направление дальнейшего развития законодательства [1, с. 5]. Как отмечал О. Е. Кутафин, предмет конституционных норм придает регулируемым отношениям основополагающий характер [2, с. 26].
Идеальные модели социального взаимодействия, к которым всегда стремятся общество и государство, базируются на системе ценностей. Ценность всегда антропоцентрична, поскольку оценка явлений материальной и духовной сферы, оценка свойств бытия без человека невозможны. Несмотря на конкретно-исторический характер, ценности воплощают общие универсальные значимости, что предопределяет их объективный характер [3, с. 26].
В доктрине под конституционными ценностями современные ученые предлагают понимать совокупность универсальных и приоритетных социальных принципов (целей, установок), формализованных в Основном законе и (или) исходящих из результата конституционно-оценочной деятельности судебных органов конституционного контроля, обеспечивающих наиболее оптимальное развитие личности, общества и государства на основе баланса частных и публичных интересов, опирающегося на принцип справедливости [4]. Существенная часть конституционно-правовых ценностей раскрывается в процессе толкования Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации, являющегося официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Многочисленные решения высшего судебного органа конституционного контроля Российской Федерации выстраиваются, в первую очередь, на основе незыблемых ценностей демократии, федерализма, разделения властей.
В одном из своих выступлений Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Валерий Дмитриевич Зорькин именует Конституционный Суд хранителем конституционного принципа разделения властей. Более того, он подчеркивает, что разделение властей составляет одну из основ современного конституционного строя, выступая в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, необходимого условия против концентрации и злоупотребления властью.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые упомянут в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Далее принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации зафиксировала принцип разделения властей в качестве атрибутивного элемента основ конституционного строя. Что касается понятия «основы конституционного строя», справедливо утверждать, что оно относительно новое в российском праве. Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин рассматривают его как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство» [5, с. 121]. Ограничение государственной власти правом имеет цель создать оптимальные условия для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. М. В. Баглай под конституционным строем понимает «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией» [6, с. 98]. В рамках интересующего вопроса, приведенные определения содержательны и достаточно полно отражают суть рассматриваемого понятия. Необходимо отметить, что именно основополагающие принципы организации общества и государства образуют «фундамент» конституционного строя.
Конституционный Суд Российской Федерации при помощи принадлежащих ему полномочий в пределах своей компетенции осуществляет защиту принципа разделения властей как одну из основ конституционного строя. Официальные позиции судей Конституционного Суда Российской Федерации позволяют определить реальное содержание рассматриваемого принципа. Конституционное правосудие фактически обеспечивает строгое ограничение действий властей в рамках их компетенции. При этом, что примечательно, Конституционный Суд Российской Федерации будучи органом судебной власти также существует в системе разделения властей.
В 1996 году Конституционный Суд Российской Федерации, посредством принадлежащих ему полномочий, осуществляя в пределах своей компетенции защиту принципа разделения властей как одну из основ конституционного строя и обеспечивая правильное токование конституционных норм, указал на недопустимость сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, постановив, что принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие [7]. Во всех последующих решениях Конституционным Судом Российской Федерации поддерживается аналогичный подход к пониманию, как следствие единообразно развивается интерпретация принципа разделения властей.
Таким образом, из вышесказанного следует сделать вывод, что деятельность Конституционного суда Российской Федерации, осуществляющего защиту основных принципов, на которых строится вся система действующего законодательства и механизма деятельности органов власти на разном уровне, имеет существенное значение, несущее за собой неоспоримо высокую роль высшего судебного органа конституционного контроля Российской Федерации с точки зрения признания вышеназванного органа гарантом принципа разделения властей, отражающим в своих решениях правовую позицию, демонстрирующую значительную конституционную ценность рассматриваемого принципа.
В завершение хотелось бы отметить, что при действительном многообразии органов власти в Российской Федерации, принцип разделения властей может быть успешно реализован на основе баланса полномочий различных ветвей власти при наличии реально действующих правовых механизмов взаимного сдерживания и строгого ограничения в рамках имеющихся полномочий каждой из ветвей власти, установленных законодательством, выход за пределы которых не допускается. Принцип разделения властей способен обеспечить должное развитие правового государства, являясь незыблемым, охраняемым, гарантируемым, будучи неотъемлемой и составной частью системы принципов, входящих в комплекс основ конституционного строя, отражающей неумолимую конституционную ценность этого принципа в современном демократическом государстве.
Литература:
1. Архирейская Т. Ю., Салимов Р. Н. Защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей в контексте конституционной реформы 2020 г. // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. 2021. № 2 (48).
2. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
3. Народовластие как конституционная ценность: правовое регулирование и гарантии реализации [Текст]: коллект. моногр. / отв. ред. В. А. Виноградов, А. А. Ларичев. М., 2021.
4. Ереклинцева Е. В. Суверенитет и демократия как конституционные ценности современной России: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2010.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2004.
6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5.