Нормативно-правовая база деятельности системы дополнительного образования детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Молодкина, В. С. Нормативно-правовая база деятельности системы дополнительного образования детей / В. С. Молодкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110830/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен краткий перечень основных нормативно–правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации.

Ключевые слова: право на образование, дополнительное образование, нормативно-правовая база, нормативно-правовой акт, документ.

The author presented a short list of the main legal acts used in the activities of the modern system of additional education in the Russian Federation .

Keywords: the right to education, additional education, regulatory framework, regulatory legal act, document.

Дополнительное образование детей является звеном системы непрерывного образования, направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования.

На сегодня обеспечение доступного, качественного, соответствующего требованиям современного общества, эффективного дополнительного образования детей является важным и развивающимся направлением в образовательной политике Российской Федерации. Работа системы дополнительного образования является упорядоченной за счет нормативно-правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровне, в которых отражены функции, задачи, требования к организации образовательной деятельности и управления. В Российской Федерации для нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей преобладающими являются распорядительные документы.

Нормативно-правовая база — это перечень официальных письменных (изданных) нормативно-правовых актов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом и регулируют конкретные правоотношения [2]. Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [2].

Первым международным документом, в котором родители (законные представители), организации, местные власти и правительство страны призваны соблюдать права детей, является Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). Прописанные в данном нормативно-правовом документе принципы провозглашают права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, духовно-нравственное, физическое, умственное развитие.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу в СССР 15.09.1990) является значимым международным документом в отношении прав ребенка, определяет признание государством права ребенка на образование и равные возможности его получения (часть 1 статьи 28) [3]. В соответствии с данным документом организации дополнительного образования детей должны способствовать усовершенствованию и улучшению качества дополнительного образования детей. Реализация идей Конвенции предполагает серьезную, целенаправленную работу образовательного учреждения по повышению качества взаимодействия с детьми.

Конституция Российской Федерации, принятая на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, являясь высшим нормативно-правовым актом, на федеральном уровне закрепляет и гарантирует право ребенка на образование (часть 1 статьи 43) [4].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования которого являются в том числе «общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование» (часть 1 статьи 1) основополагающим направлением системы дополнительного образования определяет «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (часть 1 статьи 75) [5]. В Законе представлены возможности, которые дает дополнительное образование по обеспечению адаптации детей к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка» [6].

Реализация непрерывного, качественного образования детей, создание условий модернизации и выделение дополнительного образования как одной из приоритетных, устойчивых и стратегических сфер для инновационного развития Российской Федерации до 2030 года — эти факторы утверждены распоряжением в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. [7]. Цель — полное обновление дополнительного образования к 2030 году. В настоящий момент уже значительно выросла доступность образовательных услуг, реализованы мероприятия по открытию «Кванториумов», IT-кубов, центров «Точка роста».

Для организаций дополнительного образование детей основополагающим является положение части 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об образовательных программах дополнительного образования, которые «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [5]. За разработку, содержание и утверждение программ дополнительного образования ответственны организации, осуществляющие образовательную деятельность. Образовательная деятельность по реализации образовательных программ, разработанных и утвержденных организацией, согласно части 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности» [5]. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам освещен в приказе Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [8], принятом в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Приказ регулирует в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В пункте 9 предусмотрено, что занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.

Основные составляющие функционирования системы дополнительного образования определены в статье 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой прописаны «полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования». Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 предусматривается «предоставление дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации».

Государственные гарантии по обеспечению доступного и бесплатного образования путем финансирования муниципальных образовательных организаций, занимающихся дополнительным образованием, за счет средств регионального бюджета прописаны в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Они реализуются «посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [5].

Основную часть нормативно-правовых актов, регулирующих внутренние вопросы организации дополнительного образования, составляют локальные нормативно-правовые акты. Данные документы не должны противоречить международным документам, федеральным законам, законам субъекта РФ и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления [9]. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация «принимает локальные нормативно-правовые акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом» [5]. Устав является учредительным нормативно-правовым актом организации дополнительного образования.

Локальные нормативно-правовые акты в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принимаются «по основным вопросам организации осуществления образовательной деятельности», в том числе в отношении правил внутреннего распорядка, правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка итоговой и промежуточной аттестации [10].

В данной статье был представлен краткий перечень основных действующих нормативно-правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации. Выделены отдельные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и прокомментированы основополагающие документы, регулирующие деятельность организаций дополнительного образования. Знание и грамотное применение указанных нормативно-правовых актов определяют эффективность деятельности организации дополнительного образования детей.

Литература:

1. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. А. В. Золотарева. — М.: Издательство Юрайт, 201. — 48 с.

2. Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. — М.: ИНФРА–М, 2001. — 790 с.

3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 08.12.2023).

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 08.12.2023).

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.12.2023).

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 08.12.2023).

7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 08.12.2023).

8. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 г. № 629 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 08.12.2023).

9. Барабанова С. В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И. В., Менкенов А. В., Селезнева А. Х., Чернусь Н. Ю., Беляев М. А., Зенков М. Ю., Котухов С. А. Комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 08.12.2023).

10. Локальные нормативные акты образовательного учреждения. Методические рекомендации. — Ярославль, 2012. [Электронный ресурс]. — URL: https://yar–euder.ru (дата обращения 08.12.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дополнительное образование, образовательная деятельность, дополнительное образование детей, образование, ребенок, акт, часть, краткий перечень, нормативно-правовая база.


Похожие статьи

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Организационно-правовая система управления образованием

В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...

Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база по данному исследованию.

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной...

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Нормативно-правовое регулирование развития сельскохозяйственной кооперации в РФ

В статье рассматривается система нормативно-правового регулирования развития сельскохозяйственной кооперации в РФ на федеральном и региональном уровнях.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Похожие статьи

Локальные акты в образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования

Рассматривается понятие локальных нормативных актов образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Уделяется внимание явлению локального нормативного регулирования образовательной деятельности. Раскрываются правовая п...

Законодательное регулирование права на образование

В данной статье анализируется закрепление права на образование в международно-правовых актах, закрепление права на образование в конституции РФ, а также нормативных правовых актов, входящих в систему централизованного правового регулирования образова...

Организационно-правовая система управления образованием

В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет соб...

Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база по данному исследованию.

Анализ законодательства, регулирующего административно-правовой статус должностных лиц

В статье проведен анализ основных норм действующего законодательства, направленного на регулирование административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации, с определением наиболее значимых моментов.

Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной...

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Нормативно-правовое регулирование развития сельскохозяйственной кооперации в РФ

В статье рассматривается система нормативно-правового регулирования развития сельскохозяйственной кооперации в РФ на федеральном и региональном уровнях.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Задать вопрос