В статье представлен краткий перечень основных нормативно–правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации.
Ключевые слова: право на образование, дополнительное образование, нормативно-правовая база, нормативно-правовой акт, документ.
The author presented a short list of the main legal acts used in the activities of the modern system of additional education in the Russian Federation .
Keywords: the right to education, additional education, regulatory framework, regulatory legal act, document.
Дополнительное образование детей является звеном системы непрерывного образования, направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования.
На сегодня обеспечение доступного, качественного, соответствующего требованиям современного общества, эффективного дополнительного образования детей является важным и развивающимся направлением в образовательной политике Российской Федерации. Работа системы дополнительного образования является упорядоченной за счет нормативно-правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровне, в которых отражены функции, задачи, требования к организации образовательной деятельности и управления. В Российской Федерации для нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей преобладающими являются распорядительные документы.
Нормативно-правовая база — это перечень официальных письменных (изданных) нормативно-правовых актов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом и регулируют конкретные правоотношения [2]. Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм [2].
Первым международным документом, в котором родители (законные представители), организации, местные власти и правительство страны призваны соблюдать права детей, является Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года). Прописанные в данном нормативно-правовом документе принципы провозглашают права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, духовно-нравственное, физическое, умственное развитие.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу в СССР 15.09.1990) является значимым международным документом в отношении прав ребенка, определяет признание государством права ребенка на образование и равные возможности его получения (часть 1 статьи 28) [3]. В соответствии с данным документом организации дополнительного образования детей должны способствовать усовершенствованию и улучшению качества дополнительного образования детей. Реализация идей Конвенции предполагает серьезную, целенаправленную работу образовательного учреждения по повышению качества взаимодействия с детьми.
Конституция Российской Федерации, принятая на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, являясь высшим нормативно-правовым актом, на федеральном уровне закрепляет и гарантирует право ребенка на образование (часть 1 статьи 43) [4].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования которого являются в том числе «общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование» (часть 1 статьи 1) основополагающим направлением системы дополнительного образования определяет «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (часть 1 статьи 75) [5]. В Законе представлены возможности, которые дает дополнительное образование по обеспечению адаптации детей к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка» [6].
Реализация непрерывного, качественного образования детей, создание условий модернизации и выделение дополнительного образования как одной из приоритетных, устойчивых и стратегических сфер для инновационного развития Российской Федерации до 2030 года — эти факторы утверждены распоряжением в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. [7]. Цель — полное обновление дополнительного образования к 2030 году. В настоящий момент уже значительно выросла доступность образовательных услуг, реализованы мероприятия по открытию «Кванториумов», IT-кубов, центров «Точка роста».
Для организаций дополнительного образование детей основополагающим является положение части 5 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» об образовательных программах дополнительного образования, которые «самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность» [5]. За разработку, содержание и утверждение программ дополнительного образования ответственны организации, осуществляющие образовательную деятельность. Образовательная деятельность по реализации образовательных программ, разработанных и утвержденных организацией, согласно части 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности» [5]. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам освещен в приказе Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [8], принятом в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5]. Приказ регулирует в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В пункте 9 предусмотрено, что занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.
Основные составляющие функционирования системы дополнительного образования определены в статье 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой прописаны «полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования». Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 предусматривается «предоставление дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации».
Государственные гарантии по обеспечению доступного и бесплатного образования путем финансирования муниципальных образовательных организаций, занимающихся дополнительным образованием, за счет средств регионального бюджета прописаны в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Они реализуются «посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации» [5].
Основную часть нормативно-правовых актов, регулирующих внутренние вопросы организации дополнительного образования, составляют локальные нормативно-правовые акты. Данные документы не должны противоречить международным документам, федеральным законам, законам субъекта РФ и нормативно-правовым актам органов местного самоуправления [9]. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация «принимает локальные нормативно-правовые акты, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом» [5]. Устав является учредительным нормативно-правовым актом организации дополнительного образования.
Локальные нормативно-правовые акты в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принимаются «по основным вопросам организации осуществления образовательной деятельности», в том числе в отношении правил внутреннего распорядка, правил приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка итоговой и промежуточной аттестации [10].
В данной статье был представлен краткий перечень основных действующих нормативно-правовых актов, применяемых в деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации. Выделены отдельные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и прокомментированы основополагающие документы, регулирующие деятельность организаций дополнительного образования. Знание и грамотное применение указанных нормативно-правовых актов определяют эффективность деятельности организации дополнительного образования детей.
Литература:
1. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. А. В. Золотарева. — М.: Издательство Юрайт, 201. — 48 с.
2. Большой юридический словарь / Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. — М.: ИНФРА–М, 2001. — 790 с.
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 08.12.2023).
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 08.12.2023).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 08.12.2023).
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 08.12.2023).
7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 08.12.2023).
8. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27 июля 2022 г. № 629 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 08.12.2023).
9. Барабанова С. В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И. В., Менкенов А. В., Селезнева А. Х., Чернусь Н. Ю., Беляев М. А., Зенков М. Ю., Котухов С. А. Комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 08.12.2023).
10. Локальные нормативные акты образовательного учреждения. Методические рекомендации. — Ярославль, 2012. [Электронный ресурс]. — URL: https://yar–euder.ru (дата обращения 08.12.2023).