Искусство — одна из форм общественного сознания, отражающая действительность через художественные образы. Хореографическое искусство, как и другие виды искусства, отображает действительность, только языком движения [1]
Творчество имеет деятельностную природу. Результатом деятельности выступает продукт, в нашем случае художественный. Один из признаков творческой деятельности — новизна. Стимулом для создания чего-либо нового, ранее не встречавшегося может стать всё, что угодно. Например, проблема, по-новому сформулированная задача или иной взгляд на привычные вещи. Ряд определений творчества предлагает признать его важным критерием новизну, имеющую социальную и историческую значимость.
Трансформационный процесс в хореографическом искусстве определил поиск новых решений и вариаций танцевальных форм, философские рассуждении о естественной связи человека с природой, исследование возможностей тела и инновационные методы в обучении занимающихся. Отклик на подобную тенденцию определил скоростной оборот в развитии современной хореографии, охвативший различные изменения. Таким образом, форма танца, как таковая с одной стороны базировалась на традиционных вариантах, с другой — утвердилась в новых версиях.
Исследуя эволюцию развития сценических форм танца Марченков А. Л. повествует о том, что «на протяжении многих веков развивалось и хореографическое искусство, его виды и жанры, а также и танец, который подвергся многим изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые формы и виды танцев, в которых видоизменялась и обогащалась лексика. Сценическое искусство танца определило основные формы, ставшие каноническими: соло, дуэт, трио, квартет, миниатюра, пляска, сюита, хоровод, ансамбль, дивертисмент, одноактный балет, полнометражный трехактный балет». [2]
Хореографическая форма — это замкнутая устойчивая танцевальная структура, в рамках которой осуществляется развитие танцевальных тем [3]. Учитывая теорию современной хореографии, которая основывается на полной свободе автора в подходе к реализации собственного замысла, можно сказать, что само понятие «форма» как конкретная структура противоречит современной хореографии. Несмотря на это, в зависимости от некоторых критериев, всё-таки танцевальные формы закрепились в современной хореографии как основные.
Благодаря этому, формы художественного произведения, используемые в хореографическом искусстве, подверглись некоторым изменениям.
Все используемые в современной хореографии танцевальные формы можно разделить на малые — соло, дуэт, трио, квартет, малая группа, формейшн; и крупные — хореографическая сюита, хореографический спектакль, тематическая концертная программа и т. д.
Также существуют формы, которые могут быть реализованы как в масштабном варианте, так и в миниатюрном — моноспектакль, танцевальный перформанс, инсталляция.
Анализируя специфику построения композиций малых хореографических форм современной хореографии Саратник А. С. рассматривает их композиционно-лексические особенности, такие как: индивидуально-личностный подход, особенность построения рисунков, использование сценической площадки в форме трёхмерного пространства, многоуровневость, принцип полифоничности, авангардные приёмы, акцентирование главного героя посредством всех имеющихся выразительных средств (лексики, пантомимы, жеста, мимики) [4]
Соло. Индивидуальная форма. Танец одного солиста любого танцевального номера или фрагмент крупной формы. Репертуар может быть абсолютно разным. Раскрытие художественного образа в танце за счет эмоционально-выразительными приемов, передаваемого образа за счет определенный пластики.
Дуэт Действенный дуэтный танец — танец двух исполнителей-партнёров. Дуэт может быть нескольких разновидностей:
— танец в унисон;
— в рамках партнёринга;
— на основе контактной импровизации;
— изолировано друг от друга;
— танец, как танец эмоций и чувств мужчины и женщины, в котором раскрывается определенная тема-история;
— танец-диалог, раскрывающий каждого из партнеров и отражающий их переживания.
Чтобы дуэт действительно состоялся, нужно технически сработаться друг с другом, важно обладать чувством партнерства, которое поможет составить единое целое. Дуэты всегда были и будут важнейшей частью выступления.
Трио — танец трёх исполнителей на сценической площадке. Оно может быть сочинено только лишь для исполнения женщинами, или только мужчинами, а также может быть смешанным, например, двух женщин и одного мужчины и т. п. Трио может быть частью большой танцевальной формы или отдельным номером, сочинен на любое настроение и замысел быть сюжетным или без сюжетным. С этой формой происходит появляются уже интересные рисунки и передвижения по сцене.
Квартет — танец четырёх исполнителей на сценической площадке. Квартет может исполняться только в количестве четыре женщины, или только четыре мужчины, а также могут быть смешанными, например, две женщины и два мужчины и т. п. Квартет может быть как сюжетным, так и бессюжетным. Количество исполнителей позволяет усилить хореографическую композицию, сочинять интересные композиционные переходы, использовать многоуровневость и разноплановость, что облегчает задачу хореографа в раскрытии замысла.
Малая форма или Групповая форма. Формируется от 3-х до 7 ми человек. Представляет небольшую миниатюру. Может быть сюжетной или бессюжетный линии. Эта форма является поиском креативных решений, хореографических находок, поиска новых образов и выразительных средств.
Формейшн или Массовая форма. Принято считать эту форму от 8 до 24 человек и выше. Массовость воплощает более креативные задумки и пластику движений хореографа, зрелищность переходов, возможность поставить интересные и сложные рисунки,
Хореографический спектакль. Это форма говорит о масштабности. В него входит количественный состав исполнителей, драматургия и структура композиции, хореография, рисунок танца, идейность и содержание, продолжительность, зрелищность, широкий спектр средств и стилей. Все эти аспекты наравне с музыкальным сопровождением воздействуют на зрителя, что дает более углубленный интерес к представлению.
Существуют также так называемые «смешанные формы», которые представляют собой сочетание разных классических форм, структуры которых произвольно переплетаются. Таковыми являются соло, дуэты или трио на фоне танца кордебалета. Их формы не имеют устойчивой конструкции и служат для усиления выразительности вариации, дуэта, трио и т. д.
В середине двадцатого века пришли новые танцевальные формы. Пространством для воплощения стали самые необычные места: улица, парк, площадь и т. д. Творчество выходит на улицу, становясь местом, где каждый может поделиться своей индивидуальностью, креативом, своими идеями и возможностями. Танцевальная форма обретает авангард. Так появились совершенно новые формы танцевального действия:
— инсталляция — художественно-смысловое танцевальное пространство, наполненное различными объектами (предметами быта, произведениями искусства, людьми и т. д.), сочетание и перемещение которых неординарно, но содержательно в случающееся, происходящее театральное представление парадоксального характера, в котором окружение и участники смешиваются и действуют вне логики;
— энвайромент — пространственная композиция, созданная одним или коллективом авторов, выраженное как реальное окружение;
— перформанс — которое определилось как равноправное синтезирование различных видов искусств в виде эпатажного действия, структурированного некой концепцией или правилами автора; перформанс также используется в обиходе как общее понятие для определения авангардных форм искусства.
На данный момент я использую все малые хореографические формы, так как они являются более востребованными в подготовке конкурсных и концертных номеров. Они являются яркими и выразительными средствами, которые способны донести до зрителя хореографический замысел постановщика.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие двигательной памяти, умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:
— индивидуальное. К преимуществам такой формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний, формирование определённых умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей и при этом осуществляется хороший контроль. Также это работа педагога-хореографа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающим детям. Развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей и при этом осуществляется хороший контроль.
— групповая форма. Главным принципом групповых учебных занятий является общая сфера деятельности. Отличительным признаком таких занятий становится одинаковый для всех учащихся путь освоения данной учебной программы. Это следствие организации занятий в общей сфере. Разновидностью таких учебных занятий является урок. Группируется по возрасту, направленности и уровню подготовки.
— коллективная форма. Такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
— мастер класс. (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class– занятие, урок) — обмен опытом, объединяющий формат тренинга и конференции. В этой форме можно попробовать изучить новые стили танцев, освоить информацию, проработать технические нюансы, повысить своё умение, получить мотивацию от презентёра, показать себя и пообщаться с другими танцорами.
Я думаю, что дальнейшее развитие хореографических форм будет неизменно видоизменяться. Так как танец может быть в любых формах и видах, в творчестве, которое безгранично. Хореограф-постановщик не ограничен в выборе средств, методов, приемов и рамок для реализации своих идей и сюжетов. В этой совокупности творчества и креативности происходят и появляются новые формы, которые со временем перетекут и трансформируют более новые хореографические формы произведения.
Литература:
- Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. пособие. А. В. Мелехов. УрГПУ. Екатеринбург, 2015.
- Марченков, А. Л. Искусство балетмейстера. Эволюция сценических форм танца. Сольный танец: учеб. пособие / А. Л. Марченков, А. И. Марченкова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.
- Линькова, Л. А. О драматургии балета. Музыка и хореография современного балета [Текст]: сборник / Л. А. Линькова/ — No 3 — Л.: Музыка, 1979.
- Саратник А. С. Специфика построения малых хореографических форм в современном танце «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» Одиннадцатая международная научно-практическая конференция: сборник статей. Издательство: ООО ГиК (Белгород), 2018.