В статье автор исследует проблему и условия формирования культуры профессионального общения студентов.
Ключевые слова: культура профессионального общения, профессиональная культура, будущий специалист, студент.
На современном этапе развития общества и образовательной подсистемы в нашей стране проблемы подготовки будущих специалистов не теряют своей актуальности в психолого-педагогической науке. Среди профессиональных задач преподавателей встает не только организация деятельности студентов и передача знаний и умений, навыков, но овладение компетенциями и деятельностью по формированию собственной активности и культуры профессионального общения специалистов, профессионального саморазвития.
Исследователи говорят о том, что коммуникативная компетентность, обеспечивающая эффективное деловое взаимодействие, с необходимостью должна входить в систему профессионально важных качеств, определяющих успешность таких видов профессиональной деятельности, которые коммуникативны по своей природе [2].
Исходя из этого становится актуальным рассмотрение профессиональной подготовки будущих специалистов в ракурсе новых требований к образованию, к личности, профессиональной культуре и культуре профессионального общения.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании организационно-педагогических условий формирования культуры профессионального общения студентов университета.
Для достижения поставленной цели необходимо определить содержание понятия «культура профессионального общения», разработать критерии оценки для исследования уровня культуры профессионального общения будущих специалистов и определить организационно-педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов университета.
Наше исследование проводилось в ноябре-декабре 2023 года на базе КГПИ КемГУ.
Раскрытие понятия культуры профессионального общения осуществляется через общее понятие присвоения культуры и профессиональной культуры в частности [1]. Профессиональная культура это «переработанная» и интериоризированная культура, которая реализуется через проектирование общей культуры в сферу профессиональной деятельности. Специалисты рассматривают психологическую культуру в качестве компонента профессиональной культуры специалистов помогающих профессий. Соотношение понятий профессиональной культуры и культуры профессионального общения и специфики их взаимодействия необходимо рассматривать в таком соотношении — профессиональная культура — это общая культура, транслированная в сферу деятельности конкретного специалиста, одним из компонентов которой является профессиональное общение.
Культура профессионального общения является многоаспектным образованием, включающим как характеристики деятельности (умение включаться в любой педагогический микросоциум, наладить контакт с разными людьми, детьми разного возраста и с разными особенностями), так и когнитивную интеллектуальную составляющую (знания, умения, навыки, компетенции) специалиста и личностные характеристики (деликатность, открытость, эмпатия, рефлексивность, этичность, терпимость сдержанность, этика профессионального общения и т. д.).
На основе теоретического анализа и в соответствии с целью работы, для практической части исследования была разработана модель формирования культуры профессионального общения будущего специалиста (педагога-психолога), в которую вошли следующие компоненты (табл. 1).
Таблица 1
Критерии и уровневые показатели сформированности культуры профессионального общения будущих специалистов
Критерии |
Показатели |
Мотивационно-ценностный |
— потребность будущего специалиста в постоянном пополнении знаний в рамках профессии; — потребность в личностном росте и самосовершенствовании; — принятие профессии как ценности, осознание и способность обоснования социальной значимости профессии; — принятие категорий: гуманность, терпимость, милосердие, готовность помочь, честность, этичность в качестве личностных смыслов и ценностей, актуализирующих познавательную активность, деятельность; — ориентация на работу по профессии после получения специальности и др. |
Когнитивный |
— студент хорошо ориентируется в терминологии профессии, знает историю развития науки, способен осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, моделирование в контексте любой профессиональной дисциплины, — осознает роль когнитивного компонента личности как ценности и средства формирования культуры профессионального общения; — владеет системой теоретических и прикладных знаний в рамках полученных профессиональных знаний; — имеет способность к решению учебных и профессиональных задач на основе профессиональных знаний, творческого подхода и профессиональной интуиции. |
Деятельностно-рефлексивный |
— умеет применять способы проектирования в процессе формирования личной Культуры профессионального общения (КПО); — способен объективно оценивать собственную деятельность, собственные психологические проявления, мотивы, смыслы, эмоции, — способен к рефлексивному самоанализу и коррекции своей личности и направленности; — осуществляет планирование, организацию, оценку промежуточных результатов, поэтапную рефлексию в деятельности; |
Коммуникативный |
— студент знает и применяет современные средства коммуникативного взаимодействия, — способен адекватно осуществлять коммуникацию с людьми разного возраста, статуса, обладающими личностными и индивидуальными особенностями, с детьми; — применяет объективные и эффективные инструменты взаимодействие с учетом субъектами коммуникации с учетом их социально-психологических свойств); ситуации коммуникации и особенностей объекта коммуникации; — способен осуществлять анализ и структурирование информации с использованием современных технологий (литература, интернет, аудио и видео коммуникация), — способен доступно и понятно донести в различной аудитории свою мысль, запрос, потребность и т. д. — знает основные понятия и категории общения, его цели, функции, виды, уровни и стороны; определять стиль управления и эффективность руководства командой |
Развитие культуры профессионального общения (КПО), как основы дальнейшего образования и профессиональной самореализации будущих специалистов, может быть оценено на основе анализа компонентов модели сформированности культуры профессионального общения будущих специалистов с учетом показателей учебной деятельности, диагностических психологических методик, экспертной оценки.
Выделяется высокий, средний и низкий уровень развития КПО в группе.
Таким образом, на основе теоретического анализа методологических, теоретических и прикладных исследований специалистов для данного исследования выделены критерии для исследования уровня культуры профессионального общения будущих специалистов: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный и коммуникативный.
Для оценки развития КПО студентов были приглашены эксперты для осуществления независимой и всесторонней оценки качества деятельности и КПО студентов разных специальностей.
В рамках нашего исследования объектом мониторинга является уровень сформированности КПО студентов педагогических специальностей по критериям и уровням сформированности культуры профессионального общения.
Было обследовано 35 студентов, обучающихся по профилям педагогики высшего образования, психологии и педагогики дошкольного образования.
Таблица 2
Распределение значений результатов измерения сформированности КПО студентов (кол-во человек)
Компоненты |
Уровень сформированности КПО |
Итого |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Когнитивный |
- |
4 |
31 |
35 |
Мотивационно-ценностный |
3 |
16 |
16 |
35 |
Деятельностно-рефлексивный |
4 |
15 |
16 |
35 |
Коммуникативный |
6 |
15 |
14 |
35 |
На рис. 1 отражены результаты, что позволяет наглядно увидеть соотношение показателей сформированности КПО.
Рис. 1. Сформированность КПО студентов эксперимента (количество человек)
Таблица 3
Средние показатели экспертных оценок
Критерии |
||||||||
Целостность воспр. |
Воспр. эм. подтекст |
Креативный подход |
Коммуник-ность |
Стремл. к дальнейшему обр-ю |
Показ. когнит.комп. |
Показ. мотивац.комп. |
Показ. деятельностно-рефл.комп. |
|
Эксперт № 1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Эксперт № 2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Эксперт № 3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Эксперт № 4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Среднее значение |
3 |
3 |
3,5 |
4 |
3 |
3 |
3,5 |
3,5 |
В группе отмечается низкий уровень сформированности КПО со стороны оценки экспертов.
Рассматривая конкретно рекомендации по применению технологий и ситуационных коммуникативных задач для формирования КПО будущих специалистов, можно представить ряд упражнений, зарекомендовавших себя как эффективные.
- Применение аудиовизуальных средств, видеоматериалов. В ситуации, когда в группе предлагаются карточки, в которых представлен ряд вопросов, студентам предлагается видеосюжеты, после чего, на основе увиденного представляется возможность ответить на вопросы в контексте профессиональной деятельности и профессионального общения.
- Студенты участвуют в «тройном» консультировании на занятиях, в котором есть «клиент», «психолог» и «супервизор», работа может осуществляться в тройках либо в группе.
- Положительным образом зарекомендовали себя занятия в динамических группах, организация социально-психологических тренингов, которые способствуют личностному росту и помогают рассмотреть актуальные для будущего профессионала вопросы, оказывающие влияние на формирование профессиональной позиции, мировоззрения, направленности и т. д.
- Проведение конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов.
- Построение планов, ментальных карт собственного профессионального пути и личной профессиональной культуры, профессионального образа и профессиональной идентичности.
- Проведение мастер-классов по отдельным направлениям работы и с различными инструментами: с психосоматикой, с метафорическим картами, проективными методиками, знакомство с работой в различных научных школах.
- Знакомство студентов с практикой работы специалистов различных учреждений (дошкольное образовательное учреждение, школа, центры дополнительного образования, центры сопровождения приемных семей, центры работы с детьми с ОВЗ и их семьями и т. д.).
- Развитие коммуникативного компонента будущего специалиста во взаимодействии с детьми и родителями, людьми различного возраста, социального статуса, с различными запросами при присутствии преподавателя / супервизора и т. д.
- Подготовка творческих проектов: эссе, рефлексивных портфолио, проектов, рефератов по различным темам, затрагивающим аспекты профессионального становления будущих и построения КПО будущего специалиста.
- Организация внеучебных мероприятий (экскурсий, тренингов, вечеров встреч) способствующих повышению лояльности к профессии у будущих специалистов, а также служащих задачам презентации профессии в социуме, объяснение функций и миссии специалиста.
- Проведение научных исследований и оформление их результатов исследований по темам, имеющим личностную значимость для студентов (по актуальным для каждого студента темам). При этом выбор темы, организация исследования, представление результатов и презентация должны быть организованы студентами самостоятельно для проработки мотивационного, организационно-рефлексивного, ценностного аспектов в структуре КПО будущих специалистов. Оформление статей по исследованиям как опыт КПО и т. д.
- Решение творческих практических задач на занятиях, составление собственных задач и проектов с приложением творческого составляющей личности будущего профессионала и т. д.
- Индивидуальная/групповая работа студента с опорой на современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и аудиовизуальные технологии. Многие учебные заведения активно используют данные виды работы. Они актуальны, т. к. здесь имеет место достаточно высокий процент самостоятельной работы студента, который создает благоприятные условия для решения ситуационных коммуникативных задач в том числе, через применение ИКТ. Кроме того, работа может осуществляться и индивидуально и в группе и в онлайн-общении и др.
Литература:
- Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — М., 2017. — 357 с.
- Хакимова Е. К. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога [Электронный ресурс] / Е. К. Хакимова, Р. А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/115–12142.