В статье выявляется роль мониторинга на уроках иностранного языка в средней школе в определении качества обучения. Демонстрируются его диагностические возможности, способы применения на уроках иностранного языка. Подчеркивается необходимость мониторинга для установления диалога учителя с учениками с целью выявления и устранения недостатков в знаниях, умениях и навыках обучающихся иностранному языку.
Ключевые слова: иностранный язык, мониторинг, контроль, знания, умения, навыки, организация учебного процесса, организация контроля знаний, умений и навыков учеников.
Контроль является неотъемлемым элементом педагогической системы учителя иностранного языка. Он позволяет с одной стороны определять эффективность педагогического воздействия учителя, а по итогам контроля проводить коррекцию знаний, умений и навыков учеников, с другой стороны, он постоянно актуализирует знания учеников, так как при постоянном контроле у учеников вырабатывается навык повторения изученного материала [2].
Мониторинг является инструментом контроля, причем инструментом лонгитюдного контроля, позволяющим исследовать уровень знаний, умений и навыков учеников на протяжении всего времени обучения, то есть, иными словами, исследовать качество обучения. Такое исследование проводится посредством разработанных учителем методик диагностики (выстроенных на определенных критериях), которые предоставляют возможность отслеживать прогресс каждого ученика в изучении языка. Для мониторинга необходима информационная платформа, которая фиксировала бы все его результаты на определенном отрезке времени. Индивидуальные результаты учеников могут быть оценены учителем по бальной системе, но могут являться оценкой сами по себе, поскольку при мониторинге важна фиксация прогресса, который может отражаться и в абсолютных величинах выполненных верно заданий из диагностических методик. Представленность результатов мониторинга в виде графика позволяет учителю понять, знания, умения и навыки по каким темам нуждаются в коррекции и осуществлять эту коррекцию в индивидуальном порядке. Мониторинг также является инструментом индивидуализации и дифференциации обучения, поскольку позволяет детально представить все достижения и проблемы конкретного ученика. Такой мониторинг важен и для самого ученика, поскольку позволяет ему эффективно учиться. При отсутствии информационной системы, каждый ученик может динамику своего образования, например, используя чек-листы, в которых он отмечает свою результативность. В чек-листах можно отражать динамику результатов по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Такие чек-листы позволяют эффективно готовиться к экзамену, например, ЕГЭ, поскольку, например, демонстрируют результативность освоения лексики по темам и понимать какое количество слов было усвоено учеником по указанным темам и указывают на те темы, которые изучены недостаточно полно.
Нужно осуществлять мониторинг подготовки к ЕГЭ, определив критерии диагностики по каждому заданию. Например, по 1 заданию можно предложить для мониторинга такие критерии, как скорость чтения, наличие необоснованных пауз при чтении, умение интонировать, количество фонетических ошибок при чтении, по 2 заданию — понимание текста объявления, понимание ключевых слов, умение формулировать вопросы с использованием ключевых слов (считаются также допущенные грамматические ошибки), по 3 заданию — понимание текста интервью на время, умение отвечать на вопросы за 40 секунд, полнота и точность ответа, наличие ошибок при ответе, по 4 заданию — точность и развернутость раскрываемость аспектов, готовность выражения собственного мнения за 2,5 минуты подготовки. То есть, чтобы мониторинг был эффективным, в первую очередь необходимо определить критерии диагностики. И уже учет результативности ученика по каждому критерию позволит учителю откорректировать знания, умения и навыки этого ученика. Критерии необходимо сформулировать в начале 10 класса, донести их до учеников, добиться понимания их учениками и уже методическую и преподавательскую работу выстраивать с учетом определенных заранее критериев и конкретных результатов учеников согласно этим критериям. Критерий — это фактически идеальный результат, которого ученик должен достичь [1]. Оценку уже можно производить по степени близости результата ученика к критерию. Хотя оценка и не самый обязательный элемент мониторинга, поскольку ученик понимает, что если он совершает много фонетических ошибок в 1 задании, то ему требуется усилить подготовку.
Мониторинг эффективен и для слабых учеников, только таким ученикам требуются иные критерии диагностики. В мониторинге знаний, умений и навыков слабых учеников важно отмечать достигнутый ими прогресс относительно самих себя и оценивать этот прогресс соответственно. Такой мониторинг становится эффективным инструментом особенно в том случае, если ученик задался целью выйти на другой уровень знаний, умений и навыков и тогда учителю будет проще корректировать образовательный процесс такого ученика, поскольку мониторинг будет демонстрировать ему те темы или те умения и навыки, которые ему еще предстоит усвоить.
Важно донести до учеников, что мониторинг как инструмент призван помочь им достичь поставленных целей и что результаты мониторинга необходимо использовать для коррекции знаний, умения и навыков, результаты мониторинга не должны негативным образом влиять на самооценку учеников. Поэтому важно донести до них информацию о том, что низкие мониторинговые результаты задают вектор развития школьников в области иностранного языка, а не призваны выполнять какую-то карательную функцию, поэтому оценка по результатам должна выполнять мотивирующую функцию, а не быть направленной на снижение самооценки.
Традиционной формой мониторинга является тестирование. Но тестирование является слабым диагностическим инструментом, поскольку ответ на тест часто может быть получен угадыванием или выводом ответа из вопроса или просто механическим запоминанием ответа на вопрос, который встречался в процессе подготовки. Поэтому тестирование можно использовать как инструмент контроля, но не следует его использовать при мониторинге из-за его слабой информативности.
Мониторинг оптимально осуществлять по итогам проведенной контрольной работы. Только в контрольной работе должны быть задания, выстроенные с учетом сформулированных ранее критериев. И такие контрольные работы должны быть регулярными с одинаковыми заданиями (меняется лишь текстовой материал заданий, но сами задания остаются всегда одинаковыми). Регулярность контрольных работ зависит от скорости обучения. Если класс или конкретные ученики быстро усваивают материал, то и контрольные работы должны быть чаще. Учитель может подчеркнуть, что контрольные работы не нацелены на получение оценок по предмету, а призваны выявить качество усвоения учениками знаний, умений и навыков с целью индивидуальной коррекции недостатков, поэтому при написании таких работ не должно быть списываний в том или ином виде или же коллективных ответов. Можно даже в работах просить учеников указать на непонимание ими каких-то вопросов, тем и пр. Мониторинг — это инструмент диалога учителя и ученика, позволяющий учителю понять правильно ли выстроена его педагогическая деятельность, выявить недостатки знаний, умений и навыков конкретных учеников, особенно тех, кто будет сдавать ЕГЭ по иностранному языку. У учеников нужно сформировать навык диалога с учителем посредством мониторинга, что позволит этим участникам педагогического процесса быть эффективными в своей деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– мониторинг являет инструментом лонгитюдного контроля, который позволяет выявлять недостатки деятельности участников педагогического процесса при изучении иностранных языков. Такой контроль возможен при постоянном проведении контрольных работ с одинаковыми заданиями, но разным текстовым материалом;
– мониторинг позволяет выявить направления коррекции знаний, умений и навыков учеников и является инструментом индивидуализации и дифференциации обучения на уроках иностранного языка;
– учителю иностранного языка необходимо разработать диагностические критерии мониторинга, избегая тестов. Критерии должны предоставлять учителю иностранного языка максимум информации о состоянии знаний, умений и навыков;
– учителю иностранного языка следует использовать мониторинг для диалога с учеником, чтобы получить от него максимально возможную обратную связь с целью оптимальной коррекции недостатков в знаниях, умениях и навыках учеников.
Литература:
- Виноградова Е. В. Лингво-когнитивные аспекты модели обучения иностранному языку //Обучение иностранным языкам: традиции и инновации. Межвуз. сб. научных статей. Пятигорск, 2001. С. 54–60.
- Матиенко А. В. Методическая концепция когнитивно-коммуникативного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Матиенко Анжелика Валерьевна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова]. — Нижний Новгород, 2011. — 40 с.