Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 05.02.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Воевода, К. Р. Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless» / К. Р. Воевода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111013/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Ключевые слова: образ автора, повествователь, рассказчик.

Художественное произведение представляет собой целостную структуру, все элементы которой представлены одним организующим звеном — образом автора. Автор — центр произведения, в котором отражаются его ценности, мотивы и цели. Образ автора помогает глубже проникнуть в постижение системы образов литературного произведения. Ю. В. Манн определяет образ автора как «едва ли не центральную проблему литературоведения» [5, с.431].

В литературоведении термин «образ автора» связан с академиком В. В. Виноградовым, который определил его как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [3, с.78]. По Виноградову образ автора «является формой сложных и противоречивых соотношений между авторской интенцией, между фантазирующей личностью писателя и ликами персонажей». Образ автора выделяется в трех аспектах: особенностях стилистики, структуры и идеологии произведения, где суть любого образа для себя определяет сам читатель.

В современном литературоведении автор выходит на первый план, он выражает свою точку зрения, позицию и собственную индивидуальность, создавая между собой и читателем диалог, одним из конструктивных признаков которого и выступает его образ. В прошлых десятилетиях автор выступал как посторонний рассказчик, рассматривался в контексте создателя литературного произведения, который отражает свои внутренние переживания в созданном им мире. В области литературоведения особый интерес представляет собой проблема соотношения (соответствия/несоответствия) образа рассказчика с повествователем, а также с автором литературного произведения.

Над анализом категории «образ автора» работал исследователь М. М. Бахтин, который видит в авторе, во-первых, реально существующего человека — писателя, во-вторых, особый взгляд на действительность, которая выражается в произведении. Бахтин утверждает, что «автор произведения присутствует только в целом произведении, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. Он находится в том невыделимом моменте его, где содержание и форма неразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме. Литературоведение обычно ищет его в выделенном из целого содержании, которое легко позволяет отождествить его с автором-человеком определенного времени, определенной биографии и определенного мировоззрения. При этом образ автора почти сливается с образом реального человека» [2, с.381].

М. М. Бахтин выделяет следующую иерархию: биографический автор — первичный автор — вторичный автор. Биографический автор — реально существующий человек, наделенный своей биографией, который находится за пределами литературоведения. Первичный автор — субъект эстетической активности. Вторичный автор выявляется в структуре и смысле художественного произведения, он объединяет ряды, образованные авторским словом и идеей.

Дебютный роман Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» вышел в 2006 году и является произведением, в котором сложно отделить главного героя от самого автора ввиду схожести их биографий и принадлежности к обществу.

Главный герой романа Минаева — безымянный топ-менеджер, который ведет повествование о своей гламурной жизни в Москве. Двадцативосьмилетний глава московского отдела маркетинга тусуется и ищет смысл жизни в клубах на вечеринках, пытается противостоять культу денег и потребления. Презирает своих коллег и друзей за алчность и недалёкость. Герой Минаева — отражение светской Москвы поколения 70-х, дух эпохи. Здесь справедливо напрашивается сравнение с Онегиным и Печориным, которое автор и сам не раз обозначает в тексте. Минаев называет свое произведение «сатирической повестью о нравах того времени».

Л. Гинзбург в своей работе «О литературном герое» указывает на то, что «писатель XX века нередко стремится использовать автобиографический и всякий другой жизненный опыт не для особых документальных жанров, не в качестве источника и прообраза художественных творений, но как непосредственный материал самой художественной структуры. Речь, конечно, идет не о сыром жизненном материале, но о созидающей работе писателя; только у этой работы есть своя специфика» [4, с.9].

Отношение писателя к происходящему в романе можно выделить сразу — в названии книги — «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», Минаев отправляет читателя к определенному считыванию образа главного героя. В предисловии Минаев, подобно французскому писателю Фредерику Бегбедеру, указывает на случайное совпадение всех персонажей, фактов и явлений с реальностью и подчеркивает, что «… вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна». Так автор задает тон и тип повествования.

Далее мы имеем дело с героем-рассказчиком: «Мы сидим в «Vogue Cafe», в котором (как известно из московской тусовки) плохая кухня, проблемы с паркингом, хамоватый персонал и вечные толпы у барной стойки» [6, с.7]. Авторское сознание сливается с сознанием героя. В интервью после выхода романа Минаев признавался, что списывал книгу с самого себя образца 1997 года [8].

Главный герой романа имеет яркий индивидуальный облик и одновременно его можно обозначить собирательным образом определенной социальной группы — молодой столичный дэнди, который не имеет целей и прожигает деньги в ночных клубах. Герой произведения является частью светской жизни и мира гламура, но его поведение в обществе противоречиво. Он привык находиться в среде потребления и культа денег, но его пытливый ум и саморефлексия критикуют общество. Через критику и неудовлетворенность действительностью высказывает своё мнение автор произведения и выражает при помощи рассказчика свое отношение к светской жизни Москвы и ее участникам:

«Половины этого города просто не существует. По моему мнению, пространство внутри Садового кольца вечерами превращается в некое подобие компьютерной игрушки, населенной людьми пустышками» [6, с.9] .

Автор романа появляется в эпиграфе, где соединяет с первого взгляда несоединяемые вещи: цитату Сталина «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее!» и фразу на английском языке «In memory of our sweet dreams» — Впамять о наших сладких мечтах (перевод Воевода К.). Читатель без дополнительного контекста понимает авторскую позицию, иронию, автор разговаривает с читателем напрямую и в заглавии, авторских примечаниях, послесловии.

Манера повествования Минаева — вольная, просторечная и она накладывает отпечаток не только на главного героя, представляя его безучастным, но и на самого автора. Здесь справедливо отметить понятие Б. О. Корман «концепированный автор», которое в своей статье обобщает исследователь Н. В. Барковская «…это то представление об авторе, которое невольно формируется в сознании читателя на основании речевой манеры автора-повествователя. Автор создает произведение, но и автор создается произведением (без произведения нет автора; напр., А. С. Пушкин — автор романа «Евгений Онегин»). Не только индивидуальность, характер, эстетические вкусы автора определяют речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи «строят» образ автора» [1, с.16].

Индивидуальные характеристики рассказчика выражены в соответствующих речевых формах:

«Я лежу, курю сигарету и думаю о том, каким образом некогда близкие тебе люди становятся такими уродами? Что меняет их? Что изменяет их лица, манеру поведения и сознание? Как быстро можно пройти путь от первого попадания в тусовку до полной деградации?» [6, с.130] .

Читатель знакомится с главным героем путем повествования от первого лица, ему практически не представлены другие точки зрения, с героем нельзя познакомиться при помощи второстепенных персонажей. Рассказчик-протагонист вовлечен в события. Его описание исключает возможность толкования. Изобразительное повествование, в котором читатель делает выводы из диалогов и описаний сцен, сочетается с комментариями автора. Автор появляется в описаниях к каждой главе, которые он сопровождает строчками из песен, цитатами из книг:

«Ещё я нахожу, что многие персонажи настолько погрязли в светской жизни, что готовы пойти на любое открытие, даже на открытие холодильника. Александр Васильев» [6, с.117] .

В книге автор выступает как творец произведения, главный герой не отождествляется с ним и остается объектом изображения. Литературовед Чепурина В. В. утверждает, что классификация рассказчика выявляется определением его дистанцированности или вовлеченности в транслируемой им истории. «Сохранение дистанции или ее сокращение во многом предопределяют самоощущения человека и его восприятие окружающего мира. В зависимости от того, находится ли рассказчик вне рамок повествования или является его неотъемлемой частью, этот образ можно считать внешним или внутренним» [7, с.102].

Рассказчик в романе Минаева ведет повествование от первого лица и является непосредственным участником сюжетного действия. Он описывает события своей жизни, в которых участвует сам и делится своими эмоциями и впечатлениями:

«На секунду после моей тирады все замолкают, затем завистливо хохочут. Таким образом, я становлюсь медиа-героем вечера. И мне все улыбаются и хотят со мной выпить. Но продолжается это все минут десять, пока очередной юморист не рассказал более смешной истории» [6, с.67] .

Авторское присутствие имеет разнообразные формы и является центральным в произведении, оно объединяет все составляющие его части. Выявление образа автора и рассказчика способствует эффективной работе над художественным текстом. «Образ рассказчика» в романе «Духless» усматривается в нарративной специфике, экспрессивных цитатах и стилистических особенностях.

Литература:

  1. Барковская Н. В. Типы повествования и их анализ. — Журнал «Филологический класс» № 11, 2004.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., Изд. 2-е, 1986.
  3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 2003.
  4. Гинзбург Л. О литературном герое. — М: Советский писатель, 1979.
  5. Манн Ю. В. Автор и повествование. — М.: Наследие, 1994.
  6. Минаев С. С. Духless. Повесть о ненастоящем человеке. — М.: Издательство АСТ, 2023.
  7. Чепурина В. В. Вариативность образа рассказчика в речевом исполнительском искусстве. — Журнал «Культурный код», 2022.
  8. https://versia.ru/sergej-minaev-moj-geroj-davno-by-svalil-iz-otechestva
Основные термины (генерируются автоматически): образ автора, автор, главный герой, литературное произведение, биографический автор, вторичный автор, ненастоящий человек, первичный автор, самый автор, светская жизнь.


Ключевые слова

рассказчик, повествователь, образ автора

Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

«Феномен детства» в романе Мариам Петросян «Дом, в котором...»

В статье рассматривается тема детства и юности, через призму романа Мариам Петросян «Дом, в котором…». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы.

Экзистенциальное прочтение «Мифа о Сизифе» А. Камю: актуальные смыслы

Статья посвящена философскому эссе А. Камю «Миф о Сизифе». Особое внимание уделено актуальности идей экзистенциального толкования античного мифа для современной эпохи.

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Задать вопрос