Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».
Ключевые слова: образ автора, повествователь, рассказчик.
Художественное произведение представляет собой целостную структуру, все элементы которой представлены одним организующим звеном — образом автора. Автор — центр произведения, в котором отражаются его ценности, мотивы и цели. Образ автора помогает глубже проникнуть в постижение системы образов литературного произведения. Ю. В. Манн определяет образ автора как «едва ли не центральную проблему литературоведения» [5, с.431].
В литературоведении термин «образ автора» связан с академиком В. В. Виноградовым, который определил его как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» [3, с.78]. По Виноградову образ автора «является формой сложных и противоречивых соотношений между авторской интенцией, между фантазирующей личностью писателя и ликами персонажей». Образ автора выделяется в трех аспектах: особенностях стилистики, структуры и идеологии произведения, где суть любого образа для себя определяет сам читатель.
В современном литературоведении автор выходит на первый план, он выражает свою точку зрения, позицию и собственную индивидуальность, создавая между собой и читателем диалог, одним из конструктивных признаков которого и выступает его образ. В прошлых десятилетиях автор выступал как посторонний рассказчик, рассматривался в контексте создателя литературного произведения, который отражает свои внутренние переживания в созданном им мире. В области литературоведения особый интерес представляет собой проблема соотношения (соответствия/несоответствия) образа рассказчика с повествователем, а также с автором литературного произведения.
Над анализом категории «образ автора» работал исследователь М. М. Бахтин, который видит в авторе, во-первых, реально существующего человека — писателя, во-вторых, особый взгляд на действительность, которая выражается в произведении. Бахтин утверждает, что «автор произведения присутствует только в целом произведении, и его нет ни в одном выделенном моменте этого целого, менее же всего в оторванном от целого содержании его. Он находится в том невыделимом моменте его, где содержание и форма неразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме. Литературоведение обычно ищет его в выделенном из целого содержании, которое легко позволяет отождествить его с автором-человеком определенного времени, определенной биографии и определенного мировоззрения. При этом образ автора почти сливается с образом реального человека» [2, с.381].
М. М. Бахтин выделяет следующую иерархию: биографический автор — первичный автор — вторичный автор. Биографический автор — реально существующий человек, наделенный своей биографией, который находится за пределами литературоведения. Первичный автор — субъект эстетической активности. Вторичный автор выявляется в структуре и смысле художественного произведения, он объединяет ряды, образованные авторским словом и идеей.
Дебютный роман Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» вышел в 2006 году и является произведением, в котором сложно отделить главного героя от самого автора ввиду схожести их биографий и принадлежности к обществу.
Главный герой романа Минаева — безымянный топ-менеджер, который ведет повествование о своей гламурной жизни в Москве. Двадцативосьмилетний глава московского отдела маркетинга тусуется и ищет смысл жизни в клубах на вечеринках, пытается противостоять культу денег и потребления. Презирает своих коллег и друзей за алчность и недалёкость. Герой Минаева — отражение светской Москвы поколения 70-х, дух эпохи. Здесь справедливо напрашивается сравнение с Онегиным и Печориным, которое автор и сам не раз обозначает в тексте. Минаев называет свое произведение «сатирической повестью о нравах того времени».
Л. Гинзбург в своей работе «О литературном герое» указывает на то, что «писатель XX века нередко стремится использовать автобиографический и всякий другой жизненный опыт не для особых документальных жанров, не в качестве источника и прообраза художественных творений, но как непосредственный материал самой художественной структуры. Речь, конечно, идет не о сыром жизненном материале, но о созидающей работе писателя; только у этой работы есть своя специфика» [4, с.9].
Отношение писателя к происходящему в романе можно выделить сразу — в названии книги — «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», Минаев отправляет читателя к определенному считыванию образа главного героя. В предисловии Минаев, подобно французскому писателю Фредерику Бегбедеру, указывает на случайное совпадение всех персонажей, фактов и явлений с реальностью и подчеркивает, что «… вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна». Так автор задает тон и тип повествования.
Далее мы имеем дело с героем-рассказчиком: «Мы сидим в «Vogue Cafe», в котором (как известно из московской тусовки) плохая кухня, проблемы с паркингом, хамоватый персонал и вечные толпы у барной стойки» [6, с.7]. Авторское сознание сливается с сознанием героя. В интервью после выхода романа Минаев признавался, что списывал книгу с самого себя образца 1997 года [8].
Главный герой романа имеет яркий индивидуальный облик и одновременно его можно обозначить собирательным образом определенной социальной группы — молодой столичный дэнди, который не имеет целей и прожигает деньги в ночных клубах. Герой произведения является частью светской жизни и мира гламура, но его поведение в обществе противоречиво. Он привык находиться в среде потребления и культа денег, но его пытливый ум и саморефлексия критикуют общество. Через критику и неудовлетворенность действительностью высказывает своё мнение автор произведения и выражает при помощи рассказчика свое отношение к светской жизни Москвы и ее участникам:
«Половины этого города просто не существует. По моему мнению, пространство внутри Садового кольца вечерами превращается в некое подобие компьютерной игрушки, населенной людьми пустышками» [6, с.9] .
Автор романа появляется в эпиграфе, где соединяет с первого взгляда несоединяемые вещи: цитату Сталина «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее!» и фразу на английском языке «In memory of our sweet dreams» — Впамять о наших сладких мечтах (перевод Воевода К.). Читатель без дополнительного контекста понимает авторскую позицию, иронию, автор разговаривает с читателем напрямую и в заглавии, авторских примечаниях, послесловии.
Манера повествования Минаева — вольная, просторечная и она накладывает отпечаток не только на главного героя, представляя его безучастным, но и на самого автора. Здесь справедливо отметить понятие Б. О. Корман «концепированный автор», которое в своей статье обобщает исследователь Н. В. Барковская «…это то представление об авторе, которое невольно формируется в сознании читателя на основании речевой манеры автора-повествователя. Автор создает произведение, но и автор создается произведением (без произведения нет автора; напр., А. С. Пушкин — автор романа «Евгений Онегин»). Не только индивидуальность, характер, эстетические вкусы автора определяют речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи «строят» образ автора» [1, с.16].
Индивидуальные характеристики рассказчика выражены в соответствующих речевых формах:
«Я лежу, курю сигарету и думаю о том, каким образом некогда близкие тебе люди становятся такими уродами? Что меняет их? Что изменяет их лица, манеру поведения и сознание? Как быстро можно пройти путь от первого попадания в тусовку до полной деградации?» [6, с.130] .
Читатель знакомится с главным героем путем повествования от первого лица, ему практически не представлены другие точки зрения, с героем нельзя познакомиться при помощи второстепенных персонажей. Рассказчик-протагонист вовлечен в события. Его описание исключает возможность толкования. Изобразительное повествование, в котором читатель делает выводы из диалогов и описаний сцен, сочетается с комментариями автора. Автор появляется в описаниях к каждой главе, которые он сопровождает строчками из песен, цитатами из книг:
«Ещё я нахожу, что многие персонажи настолько погрязли в светской жизни, что готовы пойти на любое открытие, даже на открытие холодильника. Александр Васильев» [6, с.117] .
В книге автор выступает как творец произведения, главный герой не отождествляется с ним и остается объектом изображения. Литературовед Чепурина В. В. утверждает, что классификация рассказчика выявляется определением его дистанцированности или вовлеченности в транслируемой им истории. «Сохранение дистанции или ее сокращение во многом предопределяют самоощущения человека и его восприятие окружающего мира. В зависимости от того, находится ли рассказчик вне рамок повествования или является его неотъемлемой частью, этот образ можно считать внешним или внутренним» [7, с.102].
Рассказчик в романе Минаева ведет повествование от первого лица и является непосредственным участником сюжетного действия. Он описывает события своей жизни, в которых участвует сам и делится своими эмоциями и впечатлениями:
«На секунду после моей тирады все замолкают, затем завистливо хохочут. Таким образом, я становлюсь медиа-героем вечера. И мне все улыбаются и хотят со мной выпить. Но продолжается это все минут десять, пока очередной юморист не рассказал более смешной истории» [6, с.67] .
Авторское присутствие имеет разнообразные формы и является центральным в произведении, оно объединяет все составляющие его части. Выявление образа автора и рассказчика способствует эффективной работе над художественным текстом. «Образ рассказчика» в романе «Духless» усматривается в нарративной специфике, экспрессивных цитатах и стилистических особенностях.
Литература:
- Барковская Н. В. Типы повествования и их анализ. — Журнал «Филологический класс» № 11, 2004.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., Изд. 2-е, 1986.
- Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 2003.
- Гинзбург Л. О литературном герое. — М: Советский писатель, 1979.
- Манн Ю. В. Автор и повествование. — М.: Наследие, 1994.
- Минаев С. С. Духless. Повесть о ненастоящем человеке. — М.: Издательство АСТ, 2023.
- Чепурина В. В. Вариативность образа рассказчика в речевом исполнительском искусстве. — Журнал «Культурный код», 2022.
- https://versia.ru/sergej-minaev-moj-geroj-davno-by-svalil-iz-otechestva