Сегодняшняя ситуация в образовании требует от педагогов развития личности, которая способна к саморазвитию и самореализации, осознает важность образования на протяжении всей жизни и ориентируется в быстро меняющемся мире. Это также подразумевает способность выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за собственные решения, уважать достоинство других и быть интегрированным в социум без потери своего собственного достоинства. Для этого необходимо, чтобы у человека были хорошо развиты инициатива и самостоятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) указывает, что воспитание детей в дошкольном возрасте должно включать поддержку различных видов деятельности. Поддержка инициативы является необходимым условием для создания ситуации развития, а по завершении дошкольного образования дети должны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, выбирать деятельность и партнеров, проявлять волевые качества, придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, а также принимать собственные решения.
Выделяются четыре сферы инициативы:
— коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи
— творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
— инициатива продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);
— познавательная инициатива (любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Из педагогического словаря мы узнаем, что понятие «инициатива» можно определить, как «первый шаг» к началу какого-то действия. И мы сделали такой «первый шаг» в сторону театрализованной деятельности для детей. Наблюдения показали, что дети очень любят переодеваться и играть другие роли, как среди своих сверстников, так и привлекая взрослых. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, который объединяет все четыре сферы инициативы и предоставляет детям большой простор для творческого самовыражения. Он развивает творческую самостоятельность, побуждает к импровизации в рассказах и сказках, а также поддерживает стремление детей к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образов персонажей, позволяет им в полной мере погрузиться в мир театра и стать частью процесса создания спектакля.
Театрализованная деятельность способствует развитию воображения и творческого мышления у детей. Они могут придумывать сюжеты, создавать персонажей, разыгрывать различные сцены. В процессе подготовки к спектаклю дети могут сами придумывать диалоги, писать тексты и музыку, создавать декорации и костюмы. Это развивает их креативность, способность мыслить нестандартно и находить необычные решения.
Театрализованная деятельность также способствует развитию социальных навыков у детей. В ходе работы над спектаклем они учатся работать в команде, слушать других, высказывать свои идеи и уважать мнение других. Они учатся сотрудничать, делиться ответственностью и решать проблемы вместе. Все это развивает их коммуникативные навыки, способность работать в коллективе и находить компромиссы.
Таким образом, театр развивает самостоятельность, инициативу, творческое воображение через ассоциативное мышление.
В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период, и самая большая опасность заключается не в сложной экономической ситуации, а в попытках переписать историю и подменить ценности. Дети и подростки особенно подвержены этому влиянию, и их представления о доброте, справедливости, героизме и патриотизме искажены.
Именно поэтому в подготовительных группах нашего детского сада был запущен социально — значимый проект «Наследники Победы».
В рамках его реализации прошел показ музыкально — театрализованной постановки «Письма из прошлого». Постановка была посвящена победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945-х годов.
Краткая презентация:
Действие сюжета начинается в современном мире. Дети играют на детской дворовой площадке. Небольшой группе ребят приходит идея посетить старый, заброшенный дом.
Дети залезли на чердак заброшенного дома, и нашли там альбом с фотографиями и фронтовыми письмами, небрежное отношение к которым переносят их сквозь пространство и время.
Дети становятся участниками военных действий. Увиденное там заставляет их понять и осознать всю тяжесть и боль прошедшей войны.
Для того чтобы дети и приглашенные гости смогли ощутить атмосферу театра, мы с ребятами постарались создать все необходимые условия: повесили афишу, разослали приглашения. Зрители купили билеты на представление в нашей импровизированной кассе, получили программу выступления. Билеты на входе в зал проверил контролёр.
Работа, проведённая педагогами и детьми, была высоко оценена присутствующими зрителями, которые сами были детьми в то время.
С данной постановкой мы с детьми участвовали в муниципальном конкурсе «Волшебный мир театра» и кинофестивале короткометражных фильмов «Курганы», в которых заняли призовые места.
За помощь в создании постановки коллектив детского сада благодарит родителей наших воспитанников, которые активно участвуют в жизни своих детей и всегда идут навстречу любым нашим творческим начинаниям. Только объединившись вместе, мы можем создавать удивительные вещи.
Литература:
- сайт www.maam.ru
- сайт https://infourok.ru
- ФГОС ДО
- Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера, 2003.