Особенности педагогического взаимодействия с представителями поколения «Альфа» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 03.02.2024

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Соколова, М. В. Особенности педагогического взаимодействия с представителями поколения «Альфа» / М. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111054/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор определяет сильные и слабые стороны поколения «Альфа» и даёт рекомендации по взаимодействию с такими детьми.

Ключевые слова: дети, поколение Альфа, теория поколений.

Особенности педагогического взаимодействия с представителями «Альфа» поколения

Недавно мне попалось один видеоролик, который заставил меня задуматься.

«- Папа, тебе не кажется, что ты меня неправильно наказываешь?

— Нет!

— Вот стоит ребёнок в углу и плохо о тебе думает, тебе это надо?» [1]

Как бы вы ответили на этот вопрос? Вот вам это надо? Сложно сходу ответить, согласны?

Как правильно ответить ребенку? Как вести себя с этим ребенком? Как воспитать в этом ребенке сильную личность, при этом сохранив его творческий потенциал? На эти и другие вопросы я постараюсь вам сегодня ответить.

IMG_4677.JPG

Рис. 1

Здравствуй, племя молодое, неизвестное. Перед вами представители нового поколения — поколения «Альфа» (рис. 1). Поколение — это группа людей, рожденных в определенный период и испытавших на себе влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания и социализации [2].

Первыми, кто заговорил о поколениях, были американские учёные Вильям Штраус и Нейл Хоув в 1991 году. В России эта теория была адаптирована Евгенией Шамис и Евгением Никоновым [3]. Согласно этой теории, насчитывается 5 поколений, названия и особенности которых вы видите на рис. 2.

В основе этой теории — ценности людей. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение.

2024-01-26_13-53-44.png

Рис. 2

В 2008 году Марк МакКриндл — австралийский ученый и социолог, работая над своей книгой, понял, что скоро появится новое поколение. И предложил ему дать названия первой греческой буквы в алфавите — «Альфа», так как «они — первое поколение, родившееся в XXI веке, и поэтому они — начало чего-то нового, а не возврат к старому» [4].

Кто же такие дети «Альфа»? Это лица, рождающиеся с 2010 по настоящее время. Они растут в цифровую эпоху и имеют свои особенности и проблемы, которые педагогам необходимо учитывать при взаимодействии с ними. На примере своего педагогического опыта я подробнее познакомлю вас с этими особенностями.

Использование технологий : поколение «Альфа» выросло в мире с высоким уровнем технологий. Они хорошо разбираются в современных программах: социальные сети, видеоигры и другие онлайн-платформы. Они сами создают контент (блог, подкасты, челенджи), они не боятся камеры и публичности, поглощают рекордно большое количество данных за сутки. Способны одновременно использовать различные типы мышления. Поэтому в своей практике, для обучения и привлечения внимания учащихся, я использую разнообразные образовательные приложения, интерактивные доски и другие современные технологии. А так же учусь у детей. Использую их опыт и позволяю им делиться своими знаниями со своими одноклассниками или группой (рис. 3).

Клиповость мышления: представители поколения «Альфа» больше предпочитают визуальные материалы, такие как видеоролики и изображения.

IMG_4507.JPG

Рис. 3

На своих занятиях я использую видео, аудио, визуальные иллюстрации, диаграммы и графики и другие мультимедийные материалы, чтобы помочь им лучше понять и запомнить информацию. Ведь для детей поколения «Альфа» одна картинка стоит тысячи слов.

Краткосрочное внимание : поколение «Альфа» могут иметь проблемы с концентрацией и длительностью внимания. Так, например, представители предыдущего поколения, имеют длительность концентрации внимания продолжительностью 8 секунд. А дети «Альфа» уже 1 секунду! Что это означает? Что педагоги должны предоставить им много разнообразных заданий и активно взаимодействовать с ними, чтобы поддерживать их интерес и вовлеченность в занятия. Другими словами — обеспечить мультизадачность и заинтересованность.

Устойчивость внимания у представителей «Альфа» поколения уменьшается в десятки раз, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Для подтверждения этих слов я провела небольшое исследование. Оно заключалось в следующем: детям была показана картинка, на которой запрятаны три божьи коровки и три детских лица (рис. 4). Необходимо найти эти изображения за 30 секунд. Дети поколения «Альфа» справились с лучшим результатом, нежели представители предыдущих поколений.

Рисунок1.png

Рис. 4

Дети поколения «Альфа» предпочитают неформальные формы обучения и взаимодействия. В своей практике я использую различные игры, тренинги и другие активности для обучения. Делаю процесс обучения интересным и увлекательным.

«Альфа» поколение выросло в условиях возможности самовыражения в онлайн-среде. У них повышенное стремление к общественному признанию и жажда похвалы. Поэтому стимулируйте их творческое мышление , предлагая им возможность создавать собственные проекты, видеоблоги и подкасты.

Уважайте их индивидуальность: модель «родитель-ребенок» лучше изменить. Откажитесь от прямых указаний. Только сотрудничество, только равноправие. Для них очень важна свобода выбора и уважение их мнения, поэтому от них уже сейчас сложно добиться желаемого угрозами, давлением и принуждением. С ними всегда можно договориться. Обращайте внимание на эмоции и чувства. Развивайте эмоциональный интеллект . Будьте честны с ребенком поколения «Альфа», ведь они ценят искренность, и хорошо чувствуют фальшь.

Каждый ученик уникален, и, конечно, нельзя оценивать каждого конкретного человека только с позиции его принадлежности к поколению. Но знание сильных и слабых сторон этого поколения, понимание того, что движет людьми определенного возраста, поможет найти к ним подход, приносящий блестящие результаты.

С учетом полученной информации, что посоветуете папе? Как ответить героине ролика?

Конечно, нужно поговорить, обсудить сложившуюся ситуацию, но обязательно с позиции партнёров. Постараться понять мотивы ребенка и изложить свою точку зрения. Прийти к общему консенсусу, обнять ребенка и дать понять, что вы всегда на его стороне и всегда готовы прийти на помощь.

Литература:

  1. Тебе это надо, папа?. — Текст: электронный // Ютуб: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=lR2XASjMbIQ.
  2. Теория поколений. — Текст: электронный // Журнал «КСК Эксперт»: [сайт]. — URL: https://clck.ru/38Dqjt.
  3. Как применить теорию поколений. — Текст: электронный // Новая эпоха управления: [сайт]. — URL: https://clck.ru/38DraY.
  4. Поколение «Альфа» — самые необычные дети. — Текст: электронный // Дзен: [сайт]. — URL: https://clck.ru/38DvQa.
Основные термины (генерируются автоматически): поколение, ребенок поколения, ребенок.


Похожие статьи

Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены особенности взаимодействия современных подростков в современной общеобразовательной школе, представлены результаты диагностического исследования, описаны основные проблемы, возникающие у данной категории учащихся.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа

В статье освещен вопрос о уровне развития сюжетно-ролевой игры у современных детей старшего дошкольного возраста. Ребенок «поколения альфа» имеет существенные отличия от детей двадцатого века. Эти отличия связаны с акселерацией и амплификацией психич...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори

В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Похожие статьи

Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены особенности взаимодействия современных подростков в современной общеобразовательной школе, представлены результаты диагностического исследования, описаны основные проблемы, возникающие у данной категории учащихся.

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа

В статье освещен вопрос о уровне развития сюжетно-ролевой игры у современных детей старшего дошкольного возраста. Ребенок «поколения альфа» имеет существенные отличия от детей двадцатого века. Эти отличия связаны с акселерацией и амплификацией психич...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори

В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Задать вопрос