В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для систематического обучения учащихся теории тригонометрии и развития практических навыков в решении тригонометрических задач. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в период с 2021 по 2023 учебные годы, позволяют оценить эффективность усвоения материала учащимися с применением дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода и выявить преимущества такого обучения в сравнении с традиционными формами обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, деятельностный подход, тригонометрия, обучение математике, педагогический эксперимент, эффективность обучения.
С учетом современных вызовов в образовании и возрастающей роли дистанционного обучения, особое внимание уделяется анализу результатов использования таких курсов [1], в частности в процессе обучения математике. Деятельностный подход, ориентированный на практическое применение знаний, обеспечивает глубокое усвоение материала и развитие навыков решения задач [1], что делает данную тему актуальной и важной для современной образовательной среды, поскольку дистанционный курс, построенный на деятельностной основе способен активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
В статье нами представлены результаты исследования, анализирующие эффективность усвоения материала учащимися, а также преимущества дистанционного обучения при изучении тригонометрии в сравнении с традиционными формами обучения.
Дистанционный курс «Тригонометрия с нуля» разработан нами на образовательной платформе «Stepik» и представляет собой комплексный образовательный инструмент, целью которого является систематическое обучение учащихся основам теоретической тригонометрии и развитие практических навыков в решении тригонометрических задач. Программа курса состоит из пяти модулей, каждый из которых включает видеолекции, теоретические материалы, самостоятельные задания, тесты и предоставляет возможность обратной связи с преподавателями.
Ожидаемыми результатами освоения данного курса являются овладение базовыми знаниями в области тригонометрии, необходимыми для решения задач в различных областях наук и техники, умение преобразовывать тригонометрические выражения и уравнения с применением основных тригонометрических тождеств, способность работы с графиками тригонометрических функций для анализа и решения задач, использование тригонометрических функций в задачах геометрии и физики, а также развитие математического и логического мышления, повышение качества организации и самостоятельности в обучении и приобретение опыта работы с онлайн-курсами.
Для оценки эффективности разработанного курса «Тригонометрия с нуля» был проведен педагогический эксперимент в период с 2021 по 2023 учебные годы, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась в двух параллельных 10-х классах на базе МКОУ «Ганновская средняя школа» Омской области. Цель констатирующего этапа состояла в определении начального уровня знаний по тригонометрии у участников исследования. Цель формирующего этапа состояла во внедрении в процесс изучения математики участников исследования дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Цель контрольного этапа эксперимента состояла в определении конечного уровня знаний по тригонометрии у участников исследования.
В учебном году 2021–2022 в качестве экспериментальной группы был определен класс 10 «А», тогда как класс 10 «Б» выступал в качестве контрольной группы. В учебном году 2022–2023 в классе 11 «А» были проведены занятия по дистанционному курсу «Тригонометрия с нуля». Предварительные и контрольные работы были проведены перед и после эксперимента, в которых принимали участие по 20 учеников из каждого класса.
Результаты контрольной работы до эксперимента в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты контрольной работы до эксперимента
Класс |
Число учащихся в классе |
Количество учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Экспериментальный класс (первая выборка) |
20 |
9 |
11 |
0 |
0 |
Контрольный класс (вторая выборка) |
20 |
10 |
10 |
0 |
0 |
Чтобы определить успеваемость учащихся, участвующих в эксперименте, воспользуемся методом статистической обработки.
Гипотеза Н 0 : успеваемость в классах одинаковая.
Гипотеза Н 1 : успеваемость в классах разная.
Проверку гипотезы будем проводить с помощью F-критерия Фишера.
Эмпирическое значение критерия:
.
Критическое значение критерия при , , : (0,05;19;19) =2,12
Поскольку , поэтому нулевая гипотеза на уровне значимости принимается.
На основании вышеперечисленных показателей до проведения эксперимента можно сделать вывод, что классы примерно равные по уровню подготовки.
Дистанционный курс «Тригонометрия с нуля» апробировался участниками исследования в декабре 2022 года — феврале 2023 учебного года. Участники исследования самостоятельно проходили уроки в курсе. Каждый ученик проходил видеолекции, изучал теоретические материалы, выполнял самостоятельные задания и проходил тесты. В ходе апробации курса ученики получали обратную связь от преподавателя через онлайн платформу «Stepik».
После апробации в 11 «А», разработанного М. С. Григорьевой, дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» была проведена повторная диагностика учебных показателей знаний по курсу «Тригонометрия» в 11 «А» и 11 «Б» классе.
Результаты контрольной работы после эксперимента в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты контрольной работы после эксперимента
Класс |
Число учащихся в классе |
Количество учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Экспериментальный класс (первая выборка) |
20 |
0 |
0 |
11 |
9 |
Контрольный класс (вторая выборка) |
20 |
7 |
10 |
3 |
0 |
Для оценки эффективности предлагаемого дистанционного курса был использован критерий Стьюдента.
Гипотеза Н 0 : качество знаний учащихся после реализации дистанционного курса не повысился.
Гипотеза Н 1 : качество знаний учащихся после реализации дистанционного курса повысился.
В таблице 3 представлены оценки экспериментального класса за начальную и итоговую контрольные работы.
Таблица 3
Результаты контрольных работ экспериментального класса до и после эксперимента
№ |
Отметка |
Вспомогательные расчеты |
||
До начала эксперимента (x) |
После эксперимента (y) |
d |
d 2 |
|
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
6 |
3 |
5 |
2 |
4 |
7 |
3 |
5 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
2 |
4 |
9 |
2 |
4 |
2 |
4 |
10 |
2 |
4 |
2 |
4 |
11 |
3 |
5 |
2 |
4 |
12 |
3 |
5 |
2 |
4 |
13 |
2 |
4 |
2 |
4 |
14 |
3 |
5 |
2 |
4 |
15 |
2 |
4 |
2 |
4 |
16 |
3 |
5 |
2 |
4 |
17 |
2 |
4 |
2 |
4 |
18 |
2 |
4 |
2 |
4 |
19 |
3 |
5 |
2 |
4 |
20 |
3 |
4 |
1 |
1 |
Σ |
2,55 |
4,45 |
1,9 |
|
Среднее |
51 |
89 |
||
Вычисляем критерий Стьюдента:
По таблице Стьюдента находим критическое значение:
Так как, , откуда следует возможность принятия альтернативной гипотезы (Н 1 ), т. е. сделать вывод о повышении уровня знаний учащихся экспериментального класса.
В рамках констатирующего эксперимента, результаты показали, что успеваемость в экспериментальном классе составляет 55 %, в то время как в контрольном классе она составляет 50 %. Средний балл учащихся в экспериментальном классе составил 2,55, а в контрольном классе составил 2,5. Качество знаний в обоих классах было нулевым, а степень обученности в экспериментальном классе составила 27 %, а в контрольном классе — 26 %.
В рамках контрольного эксперимента, результаты были совершенно иными. Успеваемость в экспериментальном классе составила 100 %, а в контрольном классе — 65 %. Качество знаний в экспериментальном классе составило 100 %, а в контрольном классе — 15 %. Средний балл в экспериментальном классе заметно повысился до 4,45, в то время как в контрольном классе он составил 2,8. Также степень обученности значительно увеличилась в экспериментальном классе до 80,2 %, в то время как в контрольном классе она составила 33,2 %.
Таким образом, на фоне проведенного исследования можно сделать вывод о значимости и эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в контексте деятельностного подхода. Внедрение такого типа обучения позволяет обучающимся эффективно осваивать сложный материал, развивать свои математические навыки и повышать академическую успеваемость. Это демонстрирует перспективность применения дистанционных курсов в образовательной среде с учетом современных технологических возможностей.
Литература:
- Степанова М. А. Деятельностный подход в психологии: путь пройденный и предстоящий // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 145–148.
- Холкин П. И., Холкина Н. С. Дистанционное (электронное) образование — тренд или необходимость? // Наука и перспективы. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-elektronnoe-obrazovanie-trend-ili-neobhodimost (дата обращения: 28.01.2022).