Как известно, в 2024 году будет торжественно, на международном уровне, отмечаться 300-летие со дня рождения великого поэта и мыслителя Востока, основоположника туркменской классической литературы Махтумкули Фраги, чьё творческое наследие, являясь бесценным национальным достоянием, стало неотъемлемой частью сокровищницы мировой культуры.
Ключевые слова: Махтумкули Фраги, поэт, писатель, поэзия произведения, литература.
Следует отметить, что национальному сознанию нашего народа присущи добродушие, миролюбие, чувство тесного добрососедства, уважительного отношения к вере, языку и кульутре, в результате чего принципы нейтралитета черпают свое начало от разумной и глубокой истории народа. Целостность основных положений гуманистических принципов можно видеть и в творчестве основоположника крассика туркменской литературы, мыслителя Махтумкули Фраги. Гуманистическое содержание произведений закономерно заложено в творчестве поэта. Носитель высоких духовных идей и чувств, а также пожеланий и настроений, создающий свое счастье своим свободным и творческим трудом личность является для великого мыслителя самой высокой ценностью.Выявление положений гуманистических принципов в творчестве Махтумкули Фраги, с одной стороны способствует раскрытию многогранности мировоззрения мыслителя, с другой стороны, имеет важное значение в правильном совершенствовании мировоззрения молодежи [1].
Основные положения гуманистических принципов проходит через все содержание творчества Махтумкули Фраги, в то же время есть существенное своеобразие этого принципа в восприятии мира в мировооззрении поэта. И если в качестве одного из основных течений философии и психологии, относительно принадлежности этих наук в качестве гуманистических принципов одной личности обуславливаются острые гуманистические качества, то в творчестве великого мыслителя обобщается гуманистический образ всего туркменского народа. В основе подобного обобщения получают свою характеристику гуманистические качества обычного труженика.
Человек-гуманист для Махтумкули Фраги — это человек, посвятивший себя борьбе за свободу и благополучие своего народа и поэтому живущий в обществе своими делами и идеями даже после своего бытия. Подобная личность живет нацеленным на высокие и важные цели, готовым терпеть и преодолевать любые трудности в достижении этого. Именно терпение подобных трудностей, связанных с борьбой за благополучную жизнь — моральный героизм, а личность его осуществляющий выступает как настоящее духовное совершенство.
И хотя, качества присущее в творчестве поэта личности гуманиста в какой-то мере наружно характеризуют его, то во многих своих строках он подражает другому своеобразному приему. В этом приеме вперед выдвигаются поведенческие примеры человека, отвлекающие от гуманизма, если они не будут побеждены волей человека, то его ждут жизненные тудности. Например, в таких строках:
Если джигит храбрый,
В любом месте найдет теплый прием.
( Найдет теплый прием )
или:
Не глупой, а умом достойной,
Простой по-тюркски и нельстивой.
(Нет хуже доли — жить без милой)
такие качества человека гуманиста, как простота — естественность, свежесть восприятия, глубокие межличностные отношения излагаются в качестве видимых при восприятии качеств. Во взглядах поэта если доброе отношение к другим не получает в сознании человекасвое место, как основное качество нравственности, то хочешь-не хочешь на его место приходят такие отрицательные качества, как беззаботность к проблемам других, эгоизм, неблагодарность: “Кто позабыл добро и обижал народ,— Тот всюду хуже пса по всем приметам будет”.
Мировоззренческую основу творчества мыслителя Махтумкули в определенной степени можно объяснить на основе философии религиозного верования
Мы в этом мире — как во вражьем стане,
Щадить пришельца долго он не станет:
Глаза завяжет, и в игру затянет,
И выпроводит, ловко обделив.
( В порыве )
ýa-da:
Знай, будет шахом — кто приравнен к слугам,
Рой гурий, яства — всѐ к его услугам.
Попользуется вечным он досугом
В раю, при жизни это заслужив.
( В порыве )
Как известно, одно из решающих положений гуманистических понятий — это непрерывность совершенствования, теория количественной и качественной последовательности движения и роста человека в качестве личности. Человек не должен быть в состоянии неподвижности, он должен быть в состоянии постоянного совершенствования.
В положениях понятия гуманизма человек пребывает как свободное строение, ответственный за осуществление по-возможности многих возможностпй; и если он соблюдает данное условие, то он будет жить настоящей жизнью. Другими словами, гуманизм, поиски реальной жизни требуют наклонностей более высокого содержания, чем удовлетворение телесных желаний. Человек, отвергающий совершенствование, отвергает развитие; также они ставят под сомнение, что возможность жить как полноценный человек зависит только от них. Ввиду того, что подобное отношение ограничивает жизненные возможности человека, что с точки зрения психологического гуманизмаэто очень плачевно, т. к. именно человек может поворнуть вспять счастливую судьбу.
Если говорить простыми словами, что если человек отвергает возможность сделать каждую минуту своего бытия содержательным, то это ошибочно. Такие мысли подтверждают следующие строки поэта:
Махтумкули, что знаешь ты, все людям сообщай,
Если не скажешь и умрешь будет твоим недостатком.
Из сердца исходить словам чеканным дай,
И это потомкам твоим заветом будет!
(Будет)
Как сказано, наряду с характеристикой видимого состояния при естественном воприятии гуманизма, поэт излагает в виде призыва к пониманию, что не соблюдение данного принципа приводит к умственной отсталости человека и следует отступиться от всего этого.Данный принцип во многом важен. Во-первых, известно, что выражение в противоположном содержании во многом притягательно, чем монотонное изложение того же самого, т. к. при этом соответствующий случай не только характеризуется, но и сохраняется его положительное или отрицательное будущее. Во-вторых, при таком изложении появляются оттенки дополнительного содержания соответствующего происшествия. Например, последние выражения строк, которые восхваляют присущую настоящему человеку щедрость “Кто смел, приветит тот гостей, а трус не рад гостям своим, Для них не пышный дастархан, а брань зазорную найдя” и “Если никчемный человек проявит случайно мужество, На каждом собрании сто раз будет хвалиться этим” с точки зрения семантического содержания и чувственной эмоциональности намного ближе. Здесь дополнительный оттенок содержания — это мысль о том, что не притворное благодеяние, а настоящяя благотворительность от чистого сердца имеет вес и значение [2,3].
В результате, первое, что бросается в глаза при обзоре творчества великого мыслителя — предвидение на несколько веков вперед при обосновании гуманистической философии и психологии, возникших в двадцатом веке. И это не только в туркменском обществе XVIII века, это решающий ответ при обобщении идеи общечеловеческого значения и в то же время с национальным оттенком на основные вопросы гуманистической философии всего мира, а также вклад в его славные страницы [3].
Высоконравственные устои мыслителя, гуманистические вгляды служат необходимым вкладом в деле воспитания всесторонне развитой личности современного общества.
Литература:
- https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/76649/mahtumkuli-fragi-lichnost-planetarnogo-masshtaba.;
- https://www.turkmenistan.ru/ru/articles/39577.html;
- Türkmen ruhunyň almaz täji. Magtymguly Pyragynyň 290 ýyllygyna bagyşlanan makalalar ýygyndysy. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2014.