Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 11.02.2024

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Огурченкова, Н. В. Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье / Н. В. Огурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111085/ (дата обращения: 23.11.2024).



В наше время актуален вопрос по гендерному воспитанию детей. В современном мире роли женщин и мужчин перемешались. А мы знаем, что дети 3–4 лет подражают взрослым в их поведении. И мы педагоги видим проблемы: ребёнок не слушается взрослых, не может сам себя занять, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т. п. Всё чаще можем встретить девочку, ведущая себя как сорванец, а мальчиков — плакс.

Давайте обратим внимание на исторические факты гендерного воспитания, мне бы хотелось рассказать о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных детей. Девочек заворачивали в рубаху отца, а мальчиков — в рубашку матери.

Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской — стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома.

Гендерное воспитание — это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

– освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

– освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

– овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Дети уже в младшем возрасти отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. При правильном воспитании к концу младшего дошкольного возраста ребенок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.) и деятельность (профессии).

Естественно, универсальными ключевыми фигурами в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

В воспитании ребёнка должны одинаково принимать участие как женщины, так и мужчины. Ведь девочки стремятся быть похожими на значимых для них женщин, а мальчики, соответственно, на мужчин. Поэтому самое главное в гендерном воспитании ребёнка это личный пример родителей.

Из всего вышесказанного хотелось бы дать советы родителям:

Воспитываем настоящую женщину:

Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение — вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят. Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения. Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.

Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского. Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.

Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.

Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.

У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.

Воспитываем настоящего мужчину:

Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют, таким образом, свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.

В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.

Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений. Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности. Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.

Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями. Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.

Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

В младшем дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом, у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, и мотивация деятельности.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

По убеждению ряда педагогов — главный метод воспитания в семье — это личный пример.

Об этом писал и А. С. Макаренко: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!".

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Литература:

  1. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаевой, Л. И. Юговой «Занятие для детей 3–5 лет» по социально- коммуникативному развитию
  2. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009.
  4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: Линка-Пресс, 1998.
  5. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, гендерное воспитание, родитель, детский сад, младший дошкольный возраст, мужчина, ребенок.


Задать вопрос