В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические представления, проблемы экологии, природа, дошкольный возраст.
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский.
Проблема связи человека с природой далеко не новая. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема выступает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других неблагоприятных влияний деятельности человека на Земле. Она превращается в проблему предотвращения нерегулированного воздействия людей на природу, в осознанно, целенаправленно, систематично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие достижимо при наличии в каждом человеке внушительного показателя экологической культуры, экологического сознания, создание которых начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Поэтому важно начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как в это время сформированные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно закладываются основы миропонимания ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для совершенствования у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и детального изучения не только в теоретическом аспекте, но и в аспекте организации практической работы с детьми. Всестороннее воспитание и развитие детей совершается разными методами. Одно из них — знакомство с природой. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения. Ребенок постоянно в той или иной степени соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в его душе, воздействуя на его чувства своим многообразием и энергичностью.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это главный аспект в вопросе сохранения природы. Потому что в дошкольном детстве закладывается основа осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дети, которые получают определенные экологические представления, будут с особой бережностью относится к природе. В дальнейшем это обязательно повлияет на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе и в стране в целом.
Важной чертой экологического воспитания детей — дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, так называемое «живое» общение с животными и растениями, являющимися частью развивающей экологической среды в детском саду.
Экологические познания являются основой экологического воспитания. Под экологическим воспитанием дошкольников надо понимать: воспитание доброты, человечности, ответственности по отношению к природе. Экологическое воспитание учит детей осознанно и правильно вести себя в природе и среди людей, понимать все, что происходит вокруг, а также самого себя. Нередко из-за неимения знаний ребенок не может выбрать правильную линию поведения. Поэтому педагогам так важно сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Так дошкольники впервые познают природу, тянутся к ней, она пробуждает в них любознательность. Дети с большим интересом наблюдают за окружающим миром, но часто не замечают главного. Поэтому рядом должен находится педагог, который восхищается вместе с ними, учит не только наблюдать, но и видеть, чтобы дети захотели узнать еще больше.
Учитывая особенность дошкольного возраста детей, индивидуальность их психического и личностного развития, разделы биологической экологии на разном уровне могут служить научным ядром для разработки соответствующей экологической методики воспитания детей — дошкольников. Эталонами выделения понятий и экологического фактического материала являются два пункта: их наглядность и возможность включения в практическую деятельность. Как известно, в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, обеспечивающее усвоение и понимание специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений об окружающем мире. Отличительной чертой методики формирования экологических представлений дошкольников являются непосредственное взаимодействие ребенка с объектами природы, «живое» общение с окружающей средой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осознание увиденного в процессе дискуссии. Опосредованное понимание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его роль — увеличить и дополнить тот эффект, который ребенок получает от непосредственного контакта с объектами окружающей природы. Отсюда становится понятна та задача, которая в экологическом воспитании отводится воссозданию области природы: в непосредственной близости с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) состояниях, т. е. состояниях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Получается, что формирование экологического сознания, экологического развития процесс довольно длительный и сложный. Как известно, существует немалое разнообразие методов, форм и средств работы в данном направлении, есть много разнообразных методических разработок и программ. Но, все же, главным фактором в становлении практических навыков экологически сознательного поведения является поведение взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Если ребенок видит, как взрослые с любовью заботятся о растениях и животных, как разумно ведут себя в окружающей природе, то он отмечает соответствующие эмоциональные реакции взрослых, модели их поведения, добавляет эту информацию в конституцию личности и сохраняет на всю жизнь. Поэтому экологическое воспитание и образование должно вестись шаг за шагом, неназойливо, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искреннем любопытством, как детей, так и взрослых. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание должного отношения к природе, способность бережно относиться к живым существам имеет важное значение в дошкольный период развития и обучения.
Взаимодействие с природой всегда положительно влияет на человека, делает его гуманнее, отзывчивее, пробуждает в нем душевные качества. Особенно велико значение природы в воспитании детей. Педагоги в детском саду знакомят ребят с природой, возникающими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенного запаса знаний формируются такие качества, как осознанное понимание явлений природы, стремление все познать, умение видеть и наблюдать, логически мыслить, бережно относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки заботливого отношения к ней, внимание к живых организмам порождают не только любопытство к окружающей среде, но и способствуют формированию у детей особых черт характера, таких, как гуманность, патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Взращивая бережное и гуманное отношение к природе, важно исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что природа и человек взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А, значит, то, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. И тогда получается, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, наша планета, безнравственны. Принципиально показать дошкольникам, что по отношению к природе они занимают положение более сильной стороны и поэтому должны ее защищать, должны заботиться о ней и ее беречь, и конечно уметь замечать деятельность других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Следует помнить о том, что часто небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе можно объяснить неимением у них необходимых знаний. Вот почему воспитание человечности и сострадания происходит в неразрывном единстве с образованием совокупности доступных дошкольникам экологических знаний. Туда входят такие критерии, как:
— представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и возможностях удовлетворения этих потребностей;
— понимание взаимосвязанности между живыми существами и средой их обитания, адаптированности растений и животных к условиям существования;
— осмысление того, что все живые существа на нашей планете связаны друг с другом сложной системой связи (все друг от друга зависят, все друг другу нужны, удаление любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать единовременно.
Чтобы организовать наиболее точное и эмоциональное восприятие природоведческих знаний, педагогу следует отобрать литературную информацию для всех времен года: стихи поэтов о природе, рассказы писателей, поговорки и пословицы, загадки. Немаловажно уделять достаточное внимание народным приметам. Детские произведения таких авторов, как К. Паустовского, Д. Мамин-Сибиряка, В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Астафьева, Г. Граубина, М. Пришвина и др. должны быть в каждой семейной библиотеке, они способствуют растить умных детей, прививают любовь к хорошему слову, обогащают духовно, развивают, читаются легко и с удовольствием как детьми, так и их родителями, и конечно будут полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений в привитии у ребенка любви к природе, в экологическом воспитании детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Цель педагогов, принимая во внимание индивидуальность каждого ребенка, найти правильный подход к нему, для того чтобы показать, как важно жить в гармонии и единстве с природой. И чем раньше дети будут осознавать всю необходимость заботы об окружающем мире, чем раньше для них это станет естественным, тем в более скором будущем мы будем говорить о гуманном и дружественном симбиозе Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о несбыточной мечте.
Литература:
- Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно — экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста/ В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. — М., 2009.-156 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 258 с.
- Болотина, А. Р. Дошкольная педагогика. / А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — М., 2008. — 324 с.
- Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу/А. И. Васильева. — М.: Просвещение, 1972. — 126 с.
- Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., «Просвещение», 1973. — 256 с. 55
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич. — М., 2010.-170 с.
- Граубин, Г. Р. Детям о природе / Г. Р. Граубин. — Детская литература — 1977. -79 с.
- Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г.Иванова, В.Курашова // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 3. — с. 10–12.
- Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Л. А. Каменева. — М.: Просвещение, 1991.-240 с.
- Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева. — М., 2003. — 326 с.