Статья посвящена вопросам, связанным с судебной властью.
Ключевые слова: суд, судебная власть, власть.
Мы рассматриваем любое управление как деятельность, основанную на сложном взаимодействии закономерностей волевого воздействия на систему и ее собственных автономных свойств. Именно сложность менеджмента делает его высшим искусством, требующим определенного таланта. Это утверждение существует со времен Сократа, Платона и Аристотеля и подтверждается историей человечества. Что касается Российской Федерации, политика совершенствования является одним из направлений повышения благосостояния общества, формирования гражданского общества и построения правового государства.
Изучая опыт нашего государства, мы видим, что в каждый из исторических периодов происходили реформы, многие из которых не были доведены до логического завершения. Это главная причина, по которой они не достигли желаемого результата.
Сегодня постепенно продолжаются реформы исполнительной власти и судебной системы. Это вполне предсказуемо, поскольку, в соответствии с принципами теории управления, модернизация должна устранить противоречия между многочисленными структурами системы. Разделение властей, как известно со времен Ш. Монтескье, не подразумевает их противостояния, а предусматривает создание такой системы сдержек и противовесов, которая была бы способна обеспечить взаимодействие между ними, сохраняя при этом функциональную автономию каждой из них.
Изменения, произошедшие в нашей стране в последние годы, не были достигнуты без влияния внешних факторов, содержание которых остается плохо понятым. Эти внешние факторы закрепляются на современном этапе развития человечества в понятиях «глобализм»«, процесс глобализма», которые требуют активного взаимодействия юристов, экономистов, социологов, политологов, историков и ученых других отраслей наук.
Глобальные изменения — это реальность, которая давно изучается как на Западе, так и в России. Есть достаточно оснований полагать, что процесс глобализации стал новым этапом в развитии человеческой цивилизации. Очевидно, что глобализация затрагивает не только страны и континенты, но и человеческий мир в целом, образ жизни и качество жизни каждого человека. Следовательно, переосмысление основ глобализма должно происходить в понимании его фундаментального значения и влияния в XXI веке, точно так же как капитализм в XIX веке и империализм (индустриального общества) в XX веке.
Термин «власть» используется не только юриспруденцией. Феномен такого явления как власть является предметом изучения философов, психологов, историков [5].
Судебная власть — самостоятельный вид государственной власти, имеющий строго определенные функции, осуществляемые специально предназначенной для этого системой, и организационно отдельный от других видов государственной власти Российской Федерации [2].
Существует множество мнений относительно того, что же представляет собой судебная власть. Ученый-процессуалист И. Я. Фойницкий утверждал, что «в современном строе суд есть функция государственной власти». В. И. Ленин, рассуждая о судах, писал следующее: «Суд был в капиталистическом обществе преимущественно аппаратом буржуазной эксплуатации. Поэтому безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения… а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила успешно» [4].
С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации начался новый виток в развитии и функционировании судебной власти. Существование судебной власти в качестве отдельной и самостоятельной предусмотрено статьей 10 и главой 7 Конституции. Статья 10 Основного закона закрепила: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1].
Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица [6].
Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между всеми ветвями власти. Данное взаимодействие выражается в следующем: законодательная власть издает законы, на основе которых действуют и функционируют исполнительная и судебная власти. В отношении судебной власти Федеральное Собрание Российской Федерации учредило ряд законов, судебные институты, а также иерархию судебных органов [7].
Взаимоотношения судебной и исполнительной властей более разнообразны. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов.
Судебная власть также взаимодействует с Президентом Российской Федерации. Так, например, согласно статье 128 Конституции Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом [1].
К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, закон (ч.1 ст. 118 Конституции Российской Федерации) относит правосудие. Помимо правосудия, содержанием судебной власти по Конституции являются и другие функции [3]:
1) конституционный контроль;
2) контроль за незаконными действиями и актами должностных лиц и органов при обжаловании их в суд в порядке статьи 46 Конституции Российской Федерации;
3) судебная защита чести и достоинства личности (статья 21 Конституции Российской Федерации);
4) судебная защита свободы и личной неприкосновенности (статья 22 Конституции Российской Федерации);
5) судебная защита неприкосновенности частной жизни (статья 23 Конституции Российской Федерации);
6) суд как гарант неприкосновенности жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации).
Новые глобальные информационные процессы вызывают ещё более неизученные глобальные информационные системы, которые оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, в том числе и Российской Федерации. До настоящего времени у нас нет ясного представления о том, как всё это может быть реализовано на федеральном, региональном и местном уровнях. Какие инновации все эти информационные процессы и системы привносят в организационные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов власти? Достаточно напомнить, что тысячи независимых межправительственных, универсальных и региональных общественных организаций имеют доступ к глобальной информации. Компьютерная сеть Государственной Думы связана с большим количеством международных, национальных, региональных и ведомственных центров правовой и другой информации и содержит множество нормативных правовых актов.
Анализируя в современной России судебную власть, следует отметить, что она является самой молодой из всех ветвей государственной власти, понимание сущности и назначения которой на разных этапах исторического развития соответствовало политическому и государственному устройству.
Судебная власть в России обладает рядом особенностей, отличающих ее от других ветвей власти [8]:
1) осуществляется государственными органами — судами, совокупность которых составляет судебную систему;
2) согласно части 2 статьи 118 Конституции «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»;
3) оно осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащий процесс);
4) решения судебных органов не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, и с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 2020. — № 27. — Ст.4196.
- Авакьян, С. А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. — М.: Издательство Юстицинформ, 2015. — 656 с.
- Ендольцева А. В., Эриашвили Н. Д. Правоохранительные органы: Учебное пособие / А. В. Ендольцева, Н. Д. Эриашвили. — М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 231 с.
- Кочетова, А. В. О понятии «Судебная власть» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2015. — № 4. — С. 27–32.
- Романовский, Г.Б., Шишкин, А. Д. Понятие, значение, особенности судебной власти в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. — 2014. — № 4. — С. 1–14.
- Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: Учебник / А. П. Рыжаков. — М.: Издательство Дело и сервис, 2013. — 592 с.
- Эбзеев Б. С., Прудников А. С. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Б. С. Эбзеев, А. С. Прудников. — М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 687 с.
- Безруков А. В. Конституционное право России: Учебное пособие / А. В. Безруков. — Саратов: Издательство Вузовское образование, 2015, — С. 224.