Первые «предтечи» развития электронной торговли в России зарождались в конце 90-х годов. Появление в интернете современных электронных площадок способствовало развитию бизнес-процессов в дистанционном режиме. Кроме того, особый стимул в развитии электронная коммерция получила в 2020 году — период пандемии коронавируса.
В настоящее время электронная торговля стала основой для функционирования многих компаний. Начиная от малого бизнеса и заканчивая крупнейшими маркетплейсами. Разумеется, в этой бизнес-среде не обошлось без гражданско-правового регулирования.
Модель электронной коммерции
Стоит отметить, что в 21 веке «оцифровываются» многие привычные для людей и бизнеса процессы. Конечно, не только пандемия коронавируса повлияла на развитие электронного формата торговли. По сути, это был лишь один из стимулов для перехода в цифровой мир заключения сделок.
Термин «электронная торговля» не в полной мере отражает тенденции современного рынка. Скорее нужно использовать понятие «электронно-цифровая коммерция», когда все бизнес-процессы и контракты переводят на «цифровые рельсы». При этом возникает острая необходимость регулирования этого сложного рынка. Развитие электронной торговли происходит настолько стремительно, что в законы не успевают вносить актуальные поправки.
Первым российским законом с определением электронной торговли стал проект Федерального закона № 11081–3 «Об электронной коммерции», который начали рассматривать в 2001 году. В законопроекте были прописаны основные понятия и термины, а также особенности формата заключения сделок.
В прямом понимании под термином электронной торговли было принято подразумевать электронно-цифровой обмен документами. Однако в Гражданском кодексе РФ были предусмотрены все типы электронного обмена и взаимодействия. Например, расчеты между участниками рынка, оказание услуг, займы и кредиты, оформление страховок и прочее.
Напомню, что данный проект закона отклонили, так как он имел неоднозначные положения и в полной мере не раскрывал все особенности цифровых сделок.
Важно отметить, что с электронной коммерцией всегда было связано множество проблемы, в частности:
— Отсутствие прозрачной идентификации участников сделок.
— Особенности обеспечения безопасности при обмене информацией.
— Влияние государственных институтов в отношения, которые складываются в цифровой сфере и многое другое.
Немаловажно обратить внимание на юридическую практику в сфере электронной торговли. С учетом развития цифрового рынка товаров, судебная практика определяет термин «электронной коммерции», как особый способ купли-продажи товаров и услуг, использование электронных площадок, выступающих в роли посредников.
Интересная схема раскрывается при использовании торговли в формате современных маркетплейсов, выступающих в роли посредников. В данном случае возникают гражданско-правовые отношения между:
— клиентом (покупателем);
— магазином (продавцом);
— посредником (маркетплейсом).
Причем именно посредник выступает в роли гаранта по соблюдению законности сделок, а также отвечает за безопасность перевода средств, отгрузки товаров. Судя по всему, данный формат сделок будет активнее всего развиваться в обозримой перспективе.
Законодательное развитие электронной коммерции в РФ
Стоит отметить, что электронная торговля в России регулируется не только Гражданским кодексом, но и всеми типовыми законами, применяемыми для обычной коммерции. Разница лишь в том, что сделки заключают в дистанционном формате. Правовое регулирование цифровой коммерции частично раскрывает ГК РФ, в частности ст. 160 и 434.
Однако участники рынка обязаны соблюдать все нормативно-правовые акты и законы:
- Федеральный закон № 2300–1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992.
- Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» от 06.04.2011.
- Законы о лицензировании, маркировки товаров, авторском праве и многие другие.
Разумеется, в основе гражданско-правовых отношения лежит Гражданский кодекс РФ. Например, в статье 160 сказано:
«Сделка может быть заключена при помощи электронно-цифровых или других технических средств, позволяющих зафиксировать на материальном носители информации особенности и содержание сделки. При этом сделка должна быть закреплена подписями (электронными) для идентификации сторон, принимающих участие в соглашении».
При использовании цифрового формата коммерции следует учитывать особенности заключения договора между сторонами. Сделка будет считаться завершенной только при соблюдении ряда условий (электронные подписи, копий документов и т. д.). Кроме того, к признакам договора в цифровой торговле могут относиться:
— Удаленный (дистанционный) формат заключения сделки и взаимодействия между сторонами.
— Наличие точной идентификации сторон, которые заключают сделку (безопасность в сфере проверки электронно-цифровой подписи).
— Использования всех актуальных реквизитов, в том числе специального цифрового кода (изображения).
— Возможность использования договора на цифровом носителе в неизменном виде с помощью специальных программ.
Интересно, что сейчас мы все чаще используем альтернативные варианты подтверждения личности. Например, собственноручная подпись относится к устаревшим форматам, которые заменяют электронные коды, сообщения или банковские реквизиты. С развитием технологий, идентификации личности стала возможна по биометрическим показателям. К слову, такой формат гражданско-правовых отношений в цифровой коммерции имеет все шансы на полноценное развитие в будущем.
Проще говоря, в обозримой перспективе, электронная торговля станет основой всей коммерции не только в России, но и в мире.
Актуальные проблемы электронной торговли
Важно не забывать, что в России существует несколько форматов электронной торговли. В частности, к альтернативным форматам можно отнести вариант дистанционной торговли, правила которой были утверждены Постановлением № 2463 от 31.12.2020. Интересно, что именно такие сделки сегодня заключаются во многим сферах цифровой коммерции. При этом не все товары можно реализовывать дистанционно. В пункте 16 действующих Правил указано, что товар не может быть реализован, если предусмотрено согласования условий сделки. То есть стороны обязаны согласовывать наличие, количество товара, а также прочие нюансы.
Данный пункт Правил является спорным, так как изначально стороны согласовывают факт наличия товара. Если речь идет о торговле через специальные сайты, то обычно продавец указывает количество товаров по факту наличия.
Касательно актуальных проблем электронной коммерции, то все они будут связаны с рисками для покупателей (клиентов). Участники рынка должны понимать, что цифровые изображения товаров могут отличаться от физической версии, как и характеристики. При этом добиться возврата или обмена товаров, не всегда возможно без сложных манипуляций и согласований.
В судебной практике отмечается рост числа жалоб, а также исков, связанных с электронной торговлей. Однако текущая практика слишком несовершенна для решения всех актуальных проблем.
В заключении хотелось бы отметить, что рынок электронно-цифровой торговли требует дальнейшей модернизации, а также внедрения усовершенствованных законов для урегулирования всех споров.
Литература:
- Правила продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Развитие договорных отношений в режиме электронного взаимодействия. Пятович В. А. T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2009. № 2.
- Понятие и правовое регулирование электронной торговли. Руденко Е. Ю., Усенко А. С. Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111.
- Постановление Правительства РФ № 2463 «О правилах дистанционной торговли» от 31.12.2020.