Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллектуально, физически и эмоционально сильными.
Эмоциональные факторы играют решающую роль в определении успеха или неудачи всех аспектов образования, включая успеваемость учащихся, их удовлетворенность и поведение в классе.
Попытки сохранить и усилить заботу о детях в сфере образования привели к введению новой концепции в педагогической работе, которая подразумевает внедрение духовности и нравственности.
Ключевые слова: духовность, нравственность, образование, начальная школа, успеваемость, развитие учеников.
Духовность рассматривается как один из краеугольных камней образования и социальной работы, который включает в себя такие ценности, как благоразумие, сострадание и искренность, а также положительно сказывается на успеваемости учеников [1].
Духовность касается того, как человек понимает и живет благородными ценностями и работает над их совершенствованием или реализацией. Следовательно, духовность требует единообразия между повседневными активностями человека и его фундаментальными ценностями. После своего применения в религиозных сферах, науке, образовании и исследованиях духовная педагогика позиционировала себя как подход к обучению во многих странах в последние десятилетия.
Внедрение духовно-нравственных ценностей в обучение — это теория, целью которой является применение культурных и духовных ценностей в образовании [2]. Другими словами, это основанная на опыте вдумчивая, целостная практика, которая рассматривает вопрос в целом, одновременно обращая внимание на важность каждого элемента в образовании.
В преподавании духовные ценности основываются на опыте, полученном в результате педагогических размышлений, дискуссий и идеологической обработки. Рассматриваемый подход часто применяется в образовательных исследованиях и обучении в связи с тем, что каждый аспект преподавания является частью духовной реальности, и каждый момент в классе представляет собой духовную возможность для учителей и учеников.
Согласно этому подходу, учебный класс по своей природе является духовным пространством, в котором учитель подчеркивает роль духовных и нравственных факторов [3]. Исследования подтверждают, что интеграция духовности и нравственности достаточно эффективна во многих профессиях, требуя от людей компетентности в понимании и обращении с духовными переменными в своей работе.
Основные аспекты духовно-нравственного подхода в образовании . Духовность в сочетании с нравственностью — это сознательный опыт человека по соединению реальной жизни, обучения, преподавания с благородными ценностями. Хотя этот термин путают с религией и моралью, в образовании он означает глубокую связь между учениками, учителями и предметом, которая характеризуется честностью, жизненной силой и энтузиазмом учителя.
В течение долгого времени концепция духовности использовалась как синоним религиозности, несмотря на их существенные различия [4]. Но если разграничить эти два термина, то религия — это общественный институт, который ускоряет доступ человека к силе, большей, чем мы сами, в то время как духовность — это личный процесс каждого ученика работы над собой. Проще говоря, религия — это то, что мы делаем с другими, тогда как духовность — это то, что мы делаем внутри себя. Иными словами, религию можно воспринимать как голову, а духовность и нравственность — как сердце. Аналогичным образом, можно отделить религию от духовности, утверждая, что первая происходит из убеждений и учений человека, а вторая является практикой убеждения.
В дополнении к этому можно рассматривать духовность в сочетании с нравственностью как жизненный опыт, имеющий основополагающее значение для жизни человека, ученика, тогда как религия больше похожа на социальный институт и убеждения [5]. Итого, духовность выходит за рамки религиозности и других подобных концепций в том, что она принимает во внимание два направления: внутренние отношения с самим собой, а также внешние отношения с другими, например, взаимоотношения между преподавателем и каждым учеником.
Подход внедрения духовно-нравственных ценностей в обучение расширяет границы образования и педагогики, включая деятельность, которая помогает учащимся формировать социально-ориентированные знания в классе.
Эффективное образование должно выходить за рамки непосредственных проблем и решать более широкие социальные вопросы. Такой подход побуждает учеников критически задуматься о мире и социальных проблемах, существующих в обществе.
Особенности духовно -нравственной педагогики. Для реализации внедрения духовно-нравственных ценностей в обучение должны быть включены в классную практику и деятельность учителей несколько особенностей.
Первая особенность связана со способностью учителей понимать духовность и опыт учеников. Они должны быть способны видеть и интерпретировать такой опыт, который показывает развитие учеников [6].
Вторая особенность заключается в том, что учителя должны созерцательно относиться к своим ученикам и постоянно думать о будущем каждого ученика, знаниях и о том, как их обучать.
Доброжелательность — следующая особенность, которая означает проявление щедрости и понимания по отношению к различным взглядам в духовности.
Четвертая особенность касается уровня знаний учителей в своей работе, особенно во время их взаимодействия с учениками, коллегами, родителями и директорами школ.
Пятая особенность касается использования учителями различных занятий и стратегий в классе для поддержания собственной мотивации преподавания, а также мотивации учащихся активно участвовать в учебном процессе.
Последней особенностью является духовное лидерство учителя, которое можно развивать различными духовными практиками.
Различные исследования подтверждают, что внедрение духовно-нравственного подхода в обучение способствует развитие культурной идентичности, правильному социальному поведению, морали, благополучию учеников [7].
Чтобы внедрить духовно-нравственные ценности в обучение рекомендуется воспользоваться некоторыми практиками в своей работе учителя, а именно:
– поиск уникальных особенностей ученика (например, попросить учащихся пересказывать и размышлять о своем собственном опыте духовности и духовных ценностей, чтобы способствовать их участию и сотрудничеству в учебном процессе);
– преподавание через личные опыт учителя через духовные ценности в их жизни и профессии (например, путем проведения дискуссий и дебатов в классе);
– создание пространства, позволяющего учитывать различные точки зрения учеников (например, обсуждение в классе различных взглядов на конкретные духовные ценности);
– учитывание уникальности характера каждого ученика.
Эти четыре практики можно применить в реальной педагогической практике, где преподаватели будут развивать положительные эмоции, такие как радость, любовь, счастье, оптимизм и многие другие, которые способствуют развитию духовно-нравственных ценностей [8].
При этом можно утверждать, что духовность и нравственность идут рука об руку. Когда каждый ученик чувствуют себя любимым, он может выйти за рамки ежедневных проблем и сам будет стараться стремиться к духовности и нравственности в образовании [9].
Когда ученики осознают важность социокультурных и духовных ценностей и убеждений, их стремление к познанию нравственно-духовных ценностей также усиливается [10], при этом рассматриваемый подход можно применять посредством развития навыков межличностного общения, таких как доверие и честность.
Заключение . Внедрение духовно-нравственных ценностей в образование является эффективным инструментом для достижения положительных результатов в образовании как для самих учителей, так и для учащихся начальных классов.
Также можно утверждать, что духовность и нравственность являются неотделимыми частями личности учащихся и их успеваемости. Подход внедрения духовно-нравственных ценностей в обучение не является улицей с односторонним движением, где учитель является «единственным источником знаний», а процессом, связанным с духом и внутренними эмоциями человека.
Литература:
- Боликова Людмила Юрьевна, Сильнова Юлия Анатольевна Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 2 (34).
- Раймерс Диана Наркисовна, Шаймарданов Рафис Хасанович Этапы воспитания нравственности у младших школьников на уроках немецкого языка // Концепт. 2019. № 2.
- Ооржак Аржаана Болатовна Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника в процессе учебно-воспитательной деятельности // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2018. № 4.
- Ясинских Людмила Владимировна Нравственно-эстетическое развитие младших школьников в художественной деятельности // Педагогическое образование в России. 2017. № 12.
- Куприна Надежда Григорьевна, Оганесян Эвелина Джонридовна Развитие у младших школьников эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства как педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. 2017. № 3.
- Ильинская Ирина Петровна Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1.
- Хадикова Инесса Муратовна Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // БГЖ. 2019. № 3 (28).
- В. М. Куртвапова, Н. А. Рачковская Закономерности и педагогические принципы нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде школы // МНКО. 2019. № 5 (78).
- Гудина Татьяна Викторовна, Казанская Вера Львовна Воспитательный потенциал библиотеки в формировании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90).
- Дударенко Елена Петровна Педагогический мониторинг духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (11).