Государственный гимн — это музыкальная и стихотворная квинтэссенция символов государства. Текст отражает историю страны, отношение ее граждан к Отечеству и его государственному строю, выражает и одновременно воспитывает патриотические чувства гражданина. Мелодически гимн — это всегда торжественная мелодия, в звуковом формате отражающая имидж страны.
Достаточно прочитать комментарии иностранцев под видео с исполнением гимна России, чтобы понять, как наш гимн «работает» на восприятие России не только россиянами, но и жителями других стран: «Я канадец. Я всегда считал гимн России одним из самых вдохновляющих в мире. Если цель гимна — сплотить и пробудить в людях патриотизм, то этот гимн, безусловно, делает это в больших количествах», «У вас, русских, самый красивый гимн в мире!», «Определенно самый мощный государственный гимн на планете Земля! Уважение от соседей!».
Для музыки нет границ и нет препятствий, она не нуждается в переводчике. Поэтому гимн — это одно из лучших средств по воспитанию уважения к России, как у россиян, так и у иностранцев.
И если говорить o гражданах нашей страны, то это воспитание должно начинаться с самых ранних лет. Поэтому представляется актуальным организовать знакомство с гимном Российской Федерации в дошкольном возрасте.
Поскольку гимн состоит из двух элементов — текст и музыка — знакомству с ним можно посвятить несколько занятий как в группе с воспитателями, так и на музыкальных занятиях. Если говорить o тексте гимна, то здесь представляется широкое поле для разных видов познавательно-исследовательской деятельности и коммуникативной деятельности. Например:
— строфа «От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля» идеально подходит для знакомства с географией России,
— строфа «братских народов союз вековой» удачный предлог для беседы o народах, проживающих на территории России.
Развитию устной речи и обогащению лексического словаря будет способствовать работа с синонимическим рядом «Родина, Отечество, Отчизна».
Изучение гимна России способствует внедрению элементов политической социализации старших дошкольников [1]. Анализ эмпирических данных показал, что у детей дошкольного возраста в процессе социализации начинают формироваться элементы первых политических представлений [2, с. 240]. Формирование и развитие у детей патриотических чувств, уважения к Отечеству, власти и авторитету вообще, способствует трансформации указанных чувств в чувство уважения к политической власти и политическому авторитету, формируя политическую картину мира. Современный мир таков, что политическое и гражданское воспитание детей стоит начинать как можно раньше, до того, как случится первая встреча с «воспитателями» из социальных сетей. Начальный этап политической социализации чрезвычайно важен для всего будущего политического поведения гражданина. То, что заложено в детстве — заложено навсегда [2, с. 239].
Конечно, необходимо учитывать психологические и когнитивные особенности дошкольного возраста, организовывая подачу такого политически и граждански важного материала не «в лоб», а опосредованно. Например, можно показать воспитанникам видеозаписи исполнения гимна в разных ситуациях — на политических и спортивных мероприятиях, на торжествах и школьных линейках и организовать обсуждение о том, как ведут себя люди во время исполнения гимна, в каком настроении слушается гимн, какие чувства должны будить музыка и слова гимна.
Через знакомство с гимнами нашей страны разных времен — от «Боже, Царя храни!» до советской версии гимна — можно углубить знания воспитанников o разных эпохах в нашей истории.
Музыкальное выражение гимнов России разных лет позволяет познакомить детей с разными типами музыкальных произведений: полонез (первый неофициальный гимн «Гром победы, раздавайся!»), марш («Преображенский марш»), песня («Марсельеза»), гимн.
Прослушивание гимна способствует формированию музыкального вкуса, культуры слушания, обогащению музыкальных представлений, развитию чувства ритма и музыкального слуха. Обогащению «музыкального запаса» детей будет способствовать и сравнение гимна России с гимнами других стран, для закрепления в памяти воспитанников мелодии гимна представляется целесообразным устраивать прослушивания не только вокального исполнения гимна разными исполнителями (хоровое, индивидуальное, а капелла и т. д.), но и инструментальное в разных обработках и аранжировках.
С темой гимна как музыкальной формы тесно связано понятие музыкальной интонации, с которой также можно познакомить дошкольников на материале гимна РФ. Как известно, именно по зерну интонации мы узнаем знакомые песни и другие музыкальные произведения. Достаточно услышать всего несколько звуков, и мы сразу вспоминаем знакомое произведение [3].
При организации и проведении занятий, связанных со знакомством, изучением и исполнением гимна России не стоит забывать и o воспитательном моменте, который выражается в соблюдении правил поведения при исполнении гимна. Представляется, что это достаточно важный элемент не только патриотического воспитания, но и воспитания как такового вообще, формирование социально одобряемого поведения в условиях таких социально значимых моментов как исполнение гимна, которое, как правило, происходит в торжественной обстановке.
Гимн России — это прекрасное, целостное, величественное вокально- инструментальное произведение, обладающее огромным зарядом патриотизма и воспитательного воздействия. Прослушивание и исполнение гимна содействуют моральной консолидации народа России, формируют ощущение сопричастности к чему-то значимому и вечному. В современных политических условиях нельзя назвать неожиданностью введение обязательного еженедельного исполнения гимна России в школах. Безусловно, такая практика для дошкольных учреждений не представляется актуальной, однако, достаточно вдумчивое и обстоятельное знакомство дошкольников с отечественным гимном является важной частью патриотического воспитания в части знакомства с символами Родины.
Литература:
- Бозаджиев В. Л. Политическая социализация в старшем дошкольном возрасте // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: монография. — Уфа. — 2018. — С. 4–17.
- Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. — 2012. — No 3. — С. 238–241.
- Интонация. Гимн России — музыкальный символ моей Родины // Российская электронная школа [Электронный ресурс]. // URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5954/conspect/225630/ (дата обращения: 12.09.2022)