В данной статье рассматривается правовой механизм помилования в Российской Федерации и подробно анализируются как теоретические, так и практические аспекты данного конкретного процесса. Помилование служит мощным инструментом гуманизации уголовно-исполнительной системы, поскольку дает возможность смягчить суровость уголовных наказаний или даже полностью стереть судимость.
Ключевые слова : помилование Президента РФ, институт помилования, правовой механизм помилования, процесс подачи прошения о помиловании, эффективное осуществление помилования.
This article examines the legal mechanism of pardon in the Russian Federation and analyzes in detail both theoretical and practical aspects of this particular process. Pardon serves as a powerful tool for humanizing the penal system, as it makes it possible to mitigate the severity of criminal penalties or even completely erase a criminal record.
Key words: pardon of the President of the Russian Federation, the institution of pardon, the legal mechanism of pardon, the process of filing a petition for pardon, the effective implementation of pardon.
Помилование представляет собой межотраслевой институт, который основан на нормах Конституции РФ и Уголовного кодекса РФ и обеспечивает реализацию права каждого осужденного просить о помиловании, а также полномочия Президента Российской Федерации на смягчение либо полное освобождение осужденных от уголовно-правовых последствий.
Право помилования в соответствии со ст. 89 Конституции России[1] предоставлено Президенту Российской Федерации. Кроме того, о помиловании речь идет и в ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [7], согласно которой Президент Российской Федерации может принять решение о помиловании осужденного тоже при строгом соблюдении определенных последствий: либо с освобождением осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо с назначением лицу сокращенного срока наказания или с заменой назначенного ему судом наказания более мягким[6, с. 51].
Помилование, по мнению Коада А. И., представляет собой процедуру, при которой глава государства или другой компетентный орган может смягчить наказание либо освободить от него лицо, признанное виновным в совершении преступления. Помилование может быть частичным или полным[1, с. 225].
Президент осуществляет помилование в отношении лиц, осужденных на основании приговоров, вынесенных судами, находящимися на территории республик и других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, помилование представляет из себя решение Президента Российской Федерации, которое улучшает правовой статус индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступного деяния, отбывающего уголовное наказание либо отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение правового статуса осужденного либо отбывающего уголовное наказание может заключаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания уголовного наказания.
До декабря 2001 года в Российской Федерации действовала (созданная указом Президента РФ от 12 января 1992 г. № 17) Комиссия по помилованию при президенте РФ. Ее работа неоднократно подвергалась критике, поскольку считалось, что, во-первых, помилование ежегодно осуществляется в отношении слишком большого числа осужденных, что не позволяет грамотно подойти к анализу целесообразности помилования в каждом случае. Вторым аргументом было то, что в число помилованных попадали лица, осужденные за тяжкие умышленные преступления, а также рецидивисты, что могло негативно сказаться на нормализации криминогенной ситуации в обществе и привести к повторному совершению преступлений лицами данной группы. Кроме того, это подвергало опасности потерпевших от данных преступлений.
Одновременно с этим в федеральную комиссию направлялся слишком большой поток обращений, что часто приводило к тому, что ее сотрудники допускали ошибки при согласовании помилования.
В 2001 году по ряду причин комиссия была распущена, а ее полномочия были переданы комиссиям отдельных регионов Российской Федерации. В настоящее время эти комиссии выполняют консультативную роль. После принятия комиссией решения о помиловании оно должно пройти утверждение у губернатора соответствующего региона и только после этого может быть направлено в администрацию президента.
Таким образом, многоступенчатый характер рассмотрения прошений о помиловании призван снизить число ошибок.
Наряду с вышеизложенным следует уделить внимание кругу субъектов, в отношении которых осуществляются амнистия и помилование, который в настоящее время законодательно не определен и оговорен лишь тем моментом, что помилование может применяться только к осужденным лицам[2, с. 411].
Сегодня при рассмотрении ходатайства лица о помиловании учитываются различные факторы. Сюда входят количество и тяжесть судимостей, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, признание их потенциальной опасности, а также информация, предоставляемая исправительным учреждением, в котором они отбывают наказание. Кроме того, значительную роль может также сыграть состав их семьи, финансовое положение и любое участие в спецслужбах на родине [1, с. 201].
Если в помиловании было отказано, осужденный может повторить попытку через год с момента подачи ходатайства. Если же президент принял решение о помиловании, то осужденному немедленно объявляется о данном решении, после чего ему выдается копия указа о помиловании и соответствующая справка. Результатом помилования становится досрочное освобождение лица.
В вопросах реализации положений о помиловании осужденных существует необходимость нормативного регулирования сроков подачи ходатайств (прошений о помиловании) на региональном и федеральном уровнях, а также анализа текущей ситуации на предмет справедливости применения данного института по отношению к категориям осужденных отбывающие наказание за преступления небольшой, средней тяжести и лица, приговоренные к пожизненному заключению за совершение особо опасных деяний. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что излишне долгий срок рассмотрения ходатайства о помиловании приводит к тому, что ходатайствовать лицу становится нецелесообразно, особенно, когда он осужден на сравнительно не большой срок и имеет возможно освободиться из мест лишения свободы условно-досрочно.
Интересным к исследованию представляются перспективы правового регулирования помилования в РФ, которые отражены в научном труде Жолобовой А. С. По мнению исследователя, особую целесообразность принимает введение института условного помилования на территории России в связи со случаями рецидива среди помилованных лиц [2, с. 412]. Применение условного помилования, как утверждает Жолобова А. С., и установление испытательного срока также должны быть возложены на Президента Российской Федерации.
Она также отмечает необходимость создания единого нормативно-правового акта о помиловании, что, наш взгляд, является уместным в условиях существующего межотраслевого законодательного закрепления правовых основ помилования.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что акт помилования является важнейшим инструментом в арсенале исполнительной власти для отправления правосудия и обеспечения справедливости. В Российской Федерации осуществление права помилования является исключительно прерогативой президента, которое может быть использовано для предоставления отсрочки помилования лицам, осужденным за уголовные преступления.
Стремление мирового сообщества к гуманизации уголовного права находит свое отражение в изучении института помилования. Возможность помилования сегодня является своего рода средством для обеспечения уголовно-правовых стимулов, открывая возможность институту помилования служить дополнительным инструментом, способным положительно влиять на правонарушителей, тем самым стремясь скорректировать их будущее поведение. Кроме того, правильное понимание и эффективное внедрение этого механизма имеют огромное значение для защиты прав граждан и укрепления доверия общества к справедливому обращению со стороны судебной власти.
Литература:
- Донская, О. Г. Институт помилования в России: современный этап/ О. Г. Донская// Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2020. — Т. 6 (72). — № 4. — С. 198–206.
- Жолобова, А. С. Амнистия и помилование: перспективы нормативного регулирования / А. С. Жолобова // Аллея науки. — 2022. — Т. 1, № 10(73). — С. 409–413.
- Коада, А. И. Правовой механизм реализации помилования в Российской Федерации: теория и практика реализации / А. И. Коада // Вестник науки. — 2023. — Т. 2, № 11(68). — С. 225–230.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. N 31. Ст. 4398.
- Куропатин, Д. А. Правовой механизм реализации помилования в Российской Федерации: теория и практика реализации / Д. А. Куропатин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 231–234. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/493/107926/ (дата обращения: 04.02.2024).
- Сапронова, Т. П. Дополнительное правовое регулирование вопросов, связанных с институтом помилования в Российской Федерации / Т. П. Сапронова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2023. — № 3(75). — С. 49–55.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.02.2024).