В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.
Ключевые слова: физическое развитие, утренняя гимнастика, инициативность, самостоятельность, потенциал, творчество, дети старшего дошкольного возраста, двигательная активность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. То есть, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Перед педагогом встает задача оказать такую поддержку, чтобы ребенок, в первую очередь, с удовольствием играл или выполнял двигательные действия и проявлял самостоятельность.
Детская самостоятельность и инициативность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не только с реализацией личностно ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, но и с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практико-ориентированности образовательного процесса на всех ступенях образования.
В разное время проблемой развития самостоятельности и инициативности занимались: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу развития самостоятельности показал, что понятие «самостоятельность» употребляется для описания самых разных сторон человека и его деятельности. Инициатива рассматривается как положительное качество человека, которое проявляется во внутренней мотивации и способности начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение в случае возникновения личных и социальных проблем. В психолого-педагогической литературе инициативность рассматривается как врожденное качество личности ребенка, направленное на его побуждение в удовлетворение познавательных интересов и потребностей, развивается в специально созданных условиях.
Исходя из актуальности данной темы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по применению утренней гимнастики как средства развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 34 «Золотая рыбка» г. Набережные Челны РТ». В экспериментальной работе участвовали дети старшего дошкольного возраста, английской группы № 6.
Для работы использовали два основных направления исследования:
— метод оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет, для которой применили методику автора М. А. Руновой (дает оценку двигательной активности детей 5–7 лет);
— изучение самостоятельности и инициативности проводилось методом наблюдения за детьми в различных видах деятельности и особенно при занятии утренней гимнастикой. С этой целью были выделены критерии уровня развития навыков самостоятельности ребенка при занятии физкультурой и гимнастикой. Мы обратили внимание на проявление самостоятельности и инициативу детей как на занятиях физической культурой, так и в свободное от занятий время; стремление выполнять движения на утренней гимнастике точно, без ошибок; наличие положительных эмоций во время занятий физической культурой и утренней гимнастикой; самовыражение детей на занятиях.
Мы использовали данные методики, и они показали, что в обеих группах наблюдаются преимущественно средние показатели. То есть необходимо организовать работу по развитию инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью утренней гимнастики.
Для организации этой работы нами был составлен перспективный план занятий утренней гимнастикой. Для того чтобы акцентировать работу по развитию самостоятельности и инициативности при реализации плана придерживались следующих условий:
— Двигательное пространство в группе было организованно в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
— Спортивное оборудование, применяемое на занятиях, разнообразно по своему содержанию; спортивный инвентарь был подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
— Был организован спортивный уголок. Он настолько разнообразен, что дети могут использовать его в свободной двигательной деятельности и в сюжетно-ролевых играх.
— При организации занятий использовалась подборка детской музыки, песен — интересных, легко запоминающихся и вызывающих желание вспомнить выполняемое движение или двигательное действие; старались создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей.
— Использовались различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Формирование у детей самостоятельности и инициативы во время утренней гимнастики началось с создания предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам.
Развитию инициативы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по утренней гимнастике очень способствовали подвижные игры, элементы которых были представлены на занятии. Ведь подвижные игры — самый популярный и самый востребованный вид физической нагрузки у детей, а также необъятный простор для фантазий. Они были организованы также и во время прогулок.
Для детей не особо интересно слышать в начале занятия просто название игр, поэтому мы делали начало игры захватывающим, придающим веселые мысли. Так для детей предлагалось найти заранее спрятанную маску-шапочку, и когда дети ее находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру;
Во время утренней гимнастики дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать и т. д. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
На каждом физкультурном занятии находили место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Например, давалось такое задание:
— представьте, что вы идете по горячему песочку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги; подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики; посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Во время общеразвивающих упражнений дети могли проявлять инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики. Во время общеразвивающих упражнений применяли такой прием: называлось знакомое упражнение, детям давалась возможность вспомнить его и затем показать другим. Ещё ребятам нравилось, когда им предлагалось самим придумывать упражнения. Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью. Была организована обширная работа по развитию инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью утренней гимнастики.
Таким образом, на контрольном этапе нашей работы мы провели оценку уровня двигательной активности детей по методике М. А. Руновой, которая показала рост двигательной активности. С использованием вышеуказанных методов показатель сформированности самостоятельности и инициативности у детей при занятии гимнастикой повышается.
Литература:
- Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. — Москва: Прометей, 2018. — 708 с.
- Агаджанова С. Н. Медико-педагогические аспекты оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях / С. Н. Агаджанова// Дошкольная педагогика. — 2014. — № 7 (48)/октябрь. — С4–6.
- Анисимова, М. С. Двигательная деятельность детей 5–7 лет: учебное пособие / М. С. Анисимова, Т. В. Хабарова. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2020. — 256 с.
- Арсентьева, В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. П. Арсентьева. — Москва: Форум, 2019. — 142 с.
- Балышева, Е. Н. Я все умею сам: практическое руководство для развития самостоятельности у ребенка / Е. Н. Балышева. — Санкт-Петербург, 2017. — 129 с.