В настоящее время в процессе организации учебно-познавательной деятельности обучающихся применяются различные методы, формы и средства обучения для того, чтобы усвоение учебной информации было не только познавательным, но вызывало живой отклик у младших школьников. Одним из таких методов обучения является проектная деятельность.
Изучением данного направления современной психолого-педагогической науки и определением понятиям «метод проектов» и «проектная деятельность» занимались В. С. Безрукова, С. М. Юсупов, Н. М. Конышева, Е. С. Шишов, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и другие. Так, например, И. Д. Чечель метод проектов рассматривала как технологию проблемного обучения, которая, по ее мнению, характеризуется активной, самостоятельной деятельностью обучающихся по созданию конкретного учебного продукта [1–3].
Одной из актуальных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений в целом и начального обучения в особенности, является развитие познавательного интереса обучающихся, так как сформированность познавательного интереса, по мнению большинства педагогов и психологов, изменяет весь ход психического развития ребенка, способствуя развитию продуктивного, творческого, теоретического мышления младших школьников [4, с.83].
Изучение научных трудов по исследуемой теме показывает, что познавательный интерес реализуются в интегрированном виде как совокупность психических процессов, среди которых: восприятие и ощущение, осмысление и обобщение, память и внимание, воображение и фантазия, мышление и речь, развитие которых непосредственно отражается на успешности и результативности усвоения предметных знаний, учебных умений и навыков.
В определении познавательного интереса используются несколько научных подходов, среди которых
— стандартизированный, на основе которого познавательный интерес объясняется с позиции избирательной ориентации на понимание процессов окружающего мира;
— психофизиологический, применение которогоспособствует пониманию познавательного интереса с позиций процедуры обучения (при выработке условного рефлекса) средствами активизации нейронов, вовлечённых в процесс обучения [3, с.60];
— психологический подход позволяет охарактеризовать познавательный интерес с позиций направленности внимания (Н. Ф. Добрынин), интеллектуальной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн, Н. Г. Морозова), активизации чувств (З.Фрейд); мотивации потребностей в познавательной деятельности (И. Ф. Харламов) [5];
— социальный, где познавательный интерес раскрывается как особое отношение к предмету с позиций социальной значимости;
— педагогический, в рамках которого познавательный интерес рассматривается как личностная характеристика школьника и многоаспектная познавательно-эмоциональная позиция обучающихся к учению [5, с.118].
Для того, чтобы понять, что изначально подразумевается под проектной деятельностью, нужно определиться с сущностью понятий «проект» и «проектная деятельность».
Исследователи данной проблемы Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко пришли к общему выводу о главном назначении проекта, которое заключается:
— в формировании определенного комплекса знаний;
— в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам;
— в решении через проектную деятельность одной или целого ряда проблем, при практическом использовании полученных знаний [6, с.107].
Проект можно разрабатывать в любой сфере деятельности, но работа по созданию проекта — проектная деятельность — требует:
— во-первых, знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты;
— во-вторых, знания методик и сущностных характеристик проектирования как специфической деятельности.
Результаты изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и определение понятия «проектная деятельность» мы представили в таблице 1.
Таблица 1
Определения проектной деятельности
Проектная деятельность — это: |
Педагогическая технология (И.Чечель) |
Способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (В. У. Антоненко) |
Определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов (Е. С. Полат) |
Педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности (В. А. Дубовкин) |
Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата (С. М. Мамедов) |
Из таблицы видно, что сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер с точки зрения различных отраслей научного знания.
В современной педагогической науке подробно представлена специфика проектной деятельности, в частности педагог-исследователь С. М. Юсупов, выделил несколько ее характерных особенностей [2,с.47], (таблица 2).
Таблица 2
Специфика проектной деятельности (по С. М. Юсупову)
Особенности проектной деятельности |
Вид человеческой способности, отличающий его как социальное существо от других биологических организмов |
Компонент любой деятельности, роль которого состоит в создании образа его будущего результата |
Самостоятельный вид деятельности, связанный с разработкой проекта и способов его реализации |
Особый вид познания, дающего основанное на знании, опыте и интуиции представление об объектах, которые могут возникнуть при условии реализации проектной идеи |
Методология деятельности, нацеленной на получение объективного или субъективного нового результата |
Проектную деятельность исследователь Н. М. Конышева определяет как совместную познавательную, творческую деятельность, которая способствует:
— формированию у учащихся приемов самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи;
— удовлетворению познавательных потребностей;
— развитию личностно значимых качеств, а также самореализации учащихся в процессе выполнения учебного проекта [3, с.123].
Таким образом, исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике и понимается:
— как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера (А. В. Сазанова) [7, с.112];
— как деятельность, которая характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью (И. И. Ляхов);
— программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная педагогическая проблема, требующая разрешения.
В то же время понятие «проектная деятельность» можно рассматривать с точки зрения субъектов в ней участвующих.
Так, например, для педагога — это интегративное обучающее средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать и развить у обучающихся комплекс ЗУНов, связанных с исследованием и проектированием решения определенной проблемы, которые мы разместили в таблице 3.
Таблица 3
Знания и умения, приобретаемые в проектной деятельности
Участие в проектной деятельности учит: |
Формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы |
Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика |
Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта) |
Представлению результатов своей деятельности и хода работы |
Презентации, с использованием продукта проектирования (плаката, чертежей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений) |
Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания |
Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях |
Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования |
Проектированию исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению) |
Если же рассматривать проектную деятельность с точки зрения обучающегося, то необходимо подчеркнуть, что она — возможность максимального проявления своего творческого потенциала и креативного мышления [8, с.21]. Таким образом, использование проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует развитию познавательного интереса, который проявляется в:
— положительном отношении к учению как к процессу познания;
— понимании значимости учения и его результатов;
— развитии учебных потребностей и мотивов, таких как: стремление к новым знаниям, средствам их приобретения и применения в позначальной деятельности;
— повышении качественных характеристик учебно-познавательной деятельности.
Наряду с этим, работа в рамках проектной деятельности обучающиеся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, связанных с индивидуальной или в групповой деятельности, где каждый из них имеет возможность:
— применить свои умения в генерировании творческих идей и их разработке;
— публичном представлении и защите полученного результата.
И, наконец, исследование актуальной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы, носит практический характер и имеет важное прикладное значение для окружающих и самих младших школьников.
Литература:
- Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург. — 2016. — 198 с.
- Юсупов С. М. Планирование проектной деятельности в школе // Вестник КГПУ. — 2016. — № 9. — С. 42–48.
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. /Начальная школа. № 1. — 2006. — С. 59–68.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. — М.: Просвещение, 1988. — 205 с.
- Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. — Минск: 1975. — 208 с.
- Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 286 с.
- Сазанова А. В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. — М., 2019. — 231 с.
- Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов Е. С., Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании — № 4. — 2015. — С. 13–26.