Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена трехуровневая схема обучения.
Ключевые слова : английский, обучение, технологии, школа, младшие классы.
Обучение английскому языку в условиях цифровизации образования требует новых методов и подходов. Влияет на выбор методики обучения необходимость интерактивных коммуникаций.
При обучении учеников младших классов важны не только методика, педагогические и возрастные особенности учеников, но и используемые в учебном процессе информационно-логические возможности. Например, сказывается темп обновления информации, раннее приобщение детей к гаджетам, веб-ресурсам, их «мобильность».
Влияют также интерактивные взаимодействия с использованием понятий, описывающих объекты и процессы, например, типа:
1) «учитель — родитель»;
2) «школа — семья»;
3) «развитие — творчество»;
4) «обучаемый — обучающий»;
5) «клик — действие»;
6) «действие — сценарий»;
7) «сценарий — алгоритм — порядок» и др.
Можно использовать ИТ и инфологический подход в обучении английскому языку, поясняя взаимосвязи и категории. Например, класса «предложение» (The Past Indefinite Tense), «лексическая форма» (last summer), «смысл» (прошлым летом), «прагматика» (что происходило летом прошлого года) и др. Подобный анализ способствует развитию лексических навыков и умений по корректному употреблению, адекватному пониманию и сочетанию слов и синтаксических конструкций.
Классические методы и формы в учебном процессе корректируются с учетом возможностей цифровых технологий, а в новых цифровых системах активируются педагогические ИТ-решения и цифровые инновационные системы. Современному учителю английского языка необходимо владеть и предметными, и цифровыми компетенциями.
Использование ИТ в учебном процессе позволяет оптимизировать учебный процесс. Он обогащается цифровыми подходами и методиками, позволяющими разнообразить методическую основу обучения языку [1, 2]. Развивается технологическая основа понимания информационно-логических связей, а также сервис, обеспечивающий самообразование и саморазвитие ученика, например, при дистанционном контроле. Работа учеников становится мультимедийным (аудиовизуальным), с активным программно-интерактивным общением с преподавателем.
В обучении языку ИТ является средством обучения и коммуникации, получения, обмена, классификации, применения и хранения информации, в частности, цифрового контента, электронных учебников, энциклопедий, образовательных мультимедиа. Но ИТ — это и инструментарий выполнения творческих проектов, кейсов [3].
Все вместе позволяет мотивировать учеников и стимулировать выполнение заданий в классе и дома, поисковую деятельность, например, в Интернет. Это возможность для создания уникальной языковой среды для дифференциации обучения, контроля компетенций, например, с помощью тестирования. Повышается эффективность учебного процесса, доступ к цифровым ресурсам, библиотекам, уменьшается отставание методики от технологии.
Компьютерные среды обучения английскому языку позволяют работать как в «жестко» задаваемом, так и в «мягком» (Agile) адаптивном режиме, индивидуально или в команде (группе). Особенно отметим адаптивные среды, позволяющие совершенствоваться в языке, например, компьютерную среду «Oxford Grammar for Beginners».
Адаптивному обучению необходимо уделить особое внимание, как многоуровневой системе. Адаптивная система реализуется совокупностью методов и методик, в частности, итерационных, адаптивных процедур организации учебного материала. Это позволяет принимать ситуационные решения при обучении, строить языковые кейсы.
Укрупненно структуру можно представить схемой рис. 1.
Они создают благоприятную психофизиологическую среду с эффективными обратными связями, сочетающими контроль и самоконтроль, учение и научение, переход от внешней стимуляции к внутренней регуляции (саморегуляции).
Цифровые среды и технологии дают возможность перехода к различным типам и средствам речевой тренировки и развития лингвистических способностей и коммуникативных ситуаций. Педагог сам определяет, как ему использовать ИКТ в учебном процессе — как дополнение к традиционной педагогической ситуации или как инструментарий инновационного учебного процесса, усиления и расширения его познавательных возможностей.
Мультимедийные, языковые ресурсы предоставляют учителю возможность создавать кейсы, образовательные ситуации и использовать новые дидактические функции.
Обучение школьников анализу инфологических связей в учебной или окружающей среде требует соответствующей ИТ-культуры. Инфологическая культура — многогранна, в частности, она включает коммуникационный, воспитательный, мировоззренческий, технологический аспект обучения иностранным языкам.
Важно реализовывать единый подход по указанным четырем аспектам. Например, мировоззренческий аспект включает понимание роли цифровых технологий и сред, интеллектуальных систем, информационного обеспечения, логического отслеживания учебной ситуации и др. Технологический аспект включает упорядоченность (алгоритмизацию) мыслительного процесса и процесса решения, принятия решения. Воспитательный аспект опирается на терпеливость, аккуратность, диалоговость, настойчивость, совместную деятельность, целеустремленность и др. Коммуникационный аспект ориентирован на общения в языковой среде — как человеческой, так и машинной (программной, нейросетевой).
Предложим контурное рассмотрение процесса обучения:
1) воспроизводственный — синтаксическое восприятие детьми понятий, например, «сайт», «социальная сеть», «предложение», «графика», «выбор» и др.;
2) преобразовательный — восприятие и развитие семантических понятий, категорий, например, «дизайн», «соцсетевой» и др.;
3) порождающий — интерактивное (диалоговое) проведение беседы и занятия, принятие решений при коллективном общении, например, исследование несложных ситуаций, построение несложных процедур вывода следствий.
Первый контур — отражение репродуктивных процессов, характера учебных действий. Это ознакомительный («по образцу») процесс. Например, детям предлагается «описать», «проиллюстрировать», «озвучить» предлагаемую ситуацию. Второй контур — отражение эвристического подхода к получению знаний, изучению учебного материала. Например, детям предлагается «объяснить», «поискать», «указать». Третий контур — отражение творчества, продуктивного характера (результативности) учебных действий. Например, детям предлагается «выделить», «заменить», «назвать», «объяснить» сущность изучаемых явлений и процессов, объединяемых в системе и лишь затем выделить и отдельно изучить их. Здесь дети могут целенаправленно создавать новое информационное содержание.
Смена уровней (переход к следующему уровню) идет по мере роста знаний, обучения. Можно применять различные подходы, стратегии:
1) неформальная деятельность обучаемого;
2) отработка учебных мероприятий обучаемым;
3) формирование устойчивых знаний (компетенций) обучаемого.
Эта схема дает возможность самостоятельно, как преподавателем, так и учеником, выбирать траекторию обучения, ее параметры.
Наблюдение и анализ приведенного инфологического подхода на уроках английского в младших классах показывает, что наблюдается интерес учеников, как к изучению грамматики, так и к освоению компьютерных сред.
Но и учителю необходимы усилия, в частности:
1) по предварительной подготовке;
2) по «наладке» специальных упражнений;
3) по использованию мультимедиа-средств и их комбинированию;
4) по обеспечению активных взаимодействий типа «ученик — ученик», «учитель — ученик».
Работа учителя должна быть творческой на всех уроках. Она должна активировать обратные связи, реализовываться модульно (небольшими модулями), желательно, с презентациями, визуализацией материала, тестовым контролем [4]. Например, эффективен скринкастинг — видеоролик учебных мультимедиа-действий, этапов видео-аудио сопровождения, презентаций и др.
Работа учителя может организовываться в группе, команде или индивидуально, например, в дистанционной среде, с контролем учителя и самоконтролем.
Литература:
- Мансурова А. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2016. -№ 12: ч.2. -С.204–206.
- Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. -2016. -№ 4. -С.14–16
- Лизунова Н. М., Чернышкова Н. В. Информационно-образовательные ресурсы в обучении профессиональному иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2016. -№ 9: ч.2. -С.201–204.
- Казиев В. М. Введение в практическое тестирование: учебное пособие. –М.: Интуит НОУ. 2016. –97 с.