Анализируются различные позиции, существующие в психологии, относительно современной сказкотерапии, с установкой на выявление недостаточно разработанных теоретических основ этого метода. Опираясь на концепции Ф. Е. Василюка относительно важности развития психотехнического подхода, автор рассматривает сказкотерапию как систему с элементами психотехники. В статье представлены разнообразные подходы к пониманию объекта, методов и сущности сказкотерапии как уникального научно-практического направления.
Ключевые слова: сказкотерапия, психология, анализ, система, методы, научно-практическое направление.
Хотя термин «сказкотерапия» широко используется в психологическом и психотерапевтическом сообществе, его содержание остается размытым. Разнообразие способов применения этой концепции может привести к размыванию ее значения, когда любой метод работы со сказкой может быть назван сказкотерапией. Многие считают, что сказкотерапия сводится к простому чтению сказок детям, хотя это лишь один из ее аспектов. Популярные психологические книги дополнительно запутывают понятие сказкотерапии своим некорректным использованием.
Эта ситуация связана с парадоксом, когда практическое применение метода опережает его научную оценку и разработку основ. В настоящей статье я постараюсь определить границы сказкотерапии и указать на основные аспекты ее понимания, не претендуя на исчерпывающее раскрытие или разработку методологических основ этой области.
Подходы к пониманию сказкотерапии
Отойдя от детского восприятия сказкотерапии, присутствующего в общественном сознании вне психологических кругов, мы можем выделить несколько сформировавшихся подходов к этой области к настоящему времени, описывающих происхождение, природу и характеристики сказкотерапии.
Первый подход представлен Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, известной специалисткой в области сказкотерапии и директором Института сказкотерапии в Санкт-Петербурге. Согласно ее концепции, сказкотерапия — это система методов передачи информации о духовном развитии и социальной адаптации человека, выражающая духовную сущность человека. Она также расширяет понятие, представляя сказкотерапию как процесс открытия скрытых в душе знаний, их интерпретации, установления связи между событиями в сказке и поведением в реальной жизни, а также активации личных ресурсов и потенциальных возможностей человека. Зинкевич-Евстигнеева также утверждает, что Петербург является историческим центром сказкотерапии, где развивались первые этапы этой области, включая фольклор, сбор и анализ сказок и мифов, а также использование их в психотерапевтических целях.
Второй подход представлен арт-терапией и исследованиями Л. Д. Лебедевой, где сказкотерапия включается в общую систему творческих методов лечения и самовыражения человека. Согласно этому подходу, арт-терапия объединяет различные направления, включая сказкотерапию, как один из методов творческого самовыражения и лечения.
Третий подход связан с нарративной психотерапией и исследованиями Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, основанными на идее о том, что люди конструируют свою реальность через рассказы о себе и своей жизни. Сказкотерапия в этом контексте используется как один из методов нарративной практики, основанный на использовании метафорических рассказов для создания и интерпретации личных историй клиентов.
Четвертый подход представляет собой взгляд на сказкотерапию как на совокупность методов работы со сказочными образами и сюжетами, используемых различными психотерапевтическими школами, такими как гештальт-терапия, психодрама и гипнотерапия. В этом контексте сказкотерапия не рассматривается как самостоятельное направление, а как составная часть различных терапевтических подходов.
Таким образом, существует несколько подходов к сказкотерапии, включая ее рассмотрение как систему передачи духовных знаний, как метод творческого самовыражения, как инструмент нарративной психотерапии и как совокупность методов работы со сказочными образами в рамках различных терапевтических школ.
Является ли сказкотерапия самостоятельным направлением?
Каждая из упомянутых позиций, кажется, подлежит положительной критике. Цель данной статьи — обосновать рассмотрение сказкотерапии как уникальной психологической области с собственной спецификой, тематикой, логикой развития и особыми методами и средствами. Существуют убедительные аргументы в пользу рассмотрения сказкотерапии как метода реализации психотехнического подхода в психологии, и ее перспективы на этом пути представляются многообещающими.
Начнем с анализа первой позиции. Рассмотрение сказкотерапии исключительно как образовательной системы ограничивает ее в психологическом контексте и уменьшает ее потенциал до воспитательных и развивающих функций. Однако практика сказкотерапии демонстрирует ее значительный психокоррекционный и психотерапевтический потенциал, который превышает рамки обычных образовательных методов. Уточнение определения сказкотерапии и выделение ее составляющих подчеркивает фрагментированный характер такого подхода, поскольку различные компоненты сосредоточены на разных уровнях содержания и представляют либо чрезмерно обобщенные, либо чрезмерно операциональные концепции, мешающие созданию четкой картины сущности понятия. Поэтому необходимо расширить границы понимания сказкотерапии и признать ее истинную ценность среди других психологических областей.
Что касается второй позиции, высказанной Л. Д. Лебедевой, кажется, что она сводит эффекты сказкотерапии к результатам творческого самовыражения, происходящего в процессе создания собственной сказки или восприятия готовой сказки. Хотя такие воздействия играют значительную роль в сказкотерапии, они не единственные: взаимодействие со сказочными персонажами и образами вызывает активные интеллектуальные процессы и рефлексию, а также неосознанные изменения привычных шаблонов мышления. Таким образом, сказкотерапию можно рассматривать как форму экспрессивной терапии и как самостоятельное направление в психологии, а не только как часть арт-терапии или других школ.
Третья позиция, связанная с нарративным подходом, имеет много общего с сказкотерапией. Нарративная терапия совместима с арт-терапией и сказкотерапией в использовании клиентом инициативы, признании разнообразных интерпретаций его рассказа и визуального материала. Однако существуют существенные различия между ними: нарративная терапия чаще всего использует готовые сказочные рассказы, тогда как сказкотерапия поддерживает изменение сюжетных линий сказок для нахождения новых возможностей развития клиента. Таким образом, ассимиляция сказкотерапии в нарративную терапию кажется непрактичной.
Относительно четвертой позиции следует отметить, что использование различных техник сказкотерапии в различных психотерапевтических школах не делает сказкотерапию менее значимой или самостоятельной. Это свидетельствует о силе и популярности сказкотерапии, которая переплетается с другими терапевтическими областями. Метафора, особенно сказочная, широко используется в психологической практике, но сказкотерапия выделяется тем, что делает метафору основным инструментом психологической помощи, что является одной из ее отличительных особенностей.
Вопрос о предмете сказкотерапии представляет собой один из наиболее сложных. Если рассмотреть сказкотерапию с точки зрения объекта и воздействия, кажется разумным выделить сказочные образы. Термин «сказочные образы» может иметь два значения: во-первых, как объективные элементы в сказочных текстах с устойчивыми характеристиками, и, во-вторых, как субъективные психологические единицы, зависящие от индивидуального восприятия. Такое разделение объекта приводит к двум ветвям сказкотерапии: психология сказки, изучающая сказочный жанр, его происхождение, психосемантику и психолингвистику, и практическая сказкотерапия, направленная на разработку методов психологической помощи на основе сказочных образов.
Второй подход к анализу объекта сказкотерапии связан с практической психологией в целом. Практическая психология сейчас рассматривается как быстро развивающаяся наука с собственными принципами и методами. В этом контексте объект сказкотерапии можно определить как совокупность принципов и методов работы, основанных на сказочной метафоре. Важнейшим инструментом сказкотерапии является сказочная метафора, что отличает ее как самостоятельное направление в психологии.
Сравнивая эту особенность сказкотерапии с теорией Ф. Е. Василюка, можно заметить единство практического метода и эмпирического изучения предмета. Работа с сказкой в сказкотерапии является не только способом оказания психологической помощи, но и методом изучения субъективных характеристик клиента.
Вывод Сказки, будучи народными, авторскими (художественными) или созданными сказкотерапевтами с определенной целью, выполняют две основные функции в рамках сказкотерапии. Первая, метафорически обозначаемая как «функция зеркала», позволяет клиенту (будь то ребенок или взрослый) увидеть себя, встретиться с собой, что способствует развитию самосознания и гармонизации личного пространства. Вторая функция, названная «функцией кристалла», предлагает новый взгляд на окружающий мир и других людей, что помогает установить более конструктивные отношения с ними. Решая эти задачи, сказка развивает у человека способность стать активным участником своей внутренней и внешней жизни, что является основой его субъективности. Таким образом, развитие субъективности становится главной целью сказкотерапии.
В рамках этого понимания существуют разнообразные методы психологического и психотерапевтического использования сказок. На основе вышеизложенного можно предложить следующее операциональное определение: сказкотерапия представляет собой научно-практическое направление, которое через метафорические ресурсы сказки (включая смежные жанры) способствует развитию самосознания и формированию особых уровней взаимодействия между людьми, что создает условия для формирования их субъективности. С учетом этого развитие сказкотерапии может превратить ее в полноценную психотехническую систему, обладающую более глубокой теоретической основой.
Литература:
- Zinkevich-Evstigneeva T. D. A Practical Course in Fairytale Therapy. Saint Petersburg: Rech, 2000.
- Lebedeva L. D. Theoretical Basis of Art Therapy//School Psychologist-8.
- White M. Maps of Narrative Practice: Introduction to Narrative Therapy. Moscow: Genesis, 2010.
- Vasilyuk F. E. Methodological Sense of the Psychological Schism//Psychological Issues, 1996: 6, ɪɪ. 25- 40.
- Vasilyuk F. E. From Psychological Practice to Psychotechnical Theory//Moscow Psychotherapeutic Journal, 1992: 1, ɪɪ. 15–32.
- Stepanova, M. A. From L. S. Vygotskiy to P.Ya. Galperin: Psychotechnical Approach in Educational Psychology//Psychological Issues, 2010: 4, ɪɪ. 14–27.
- Vachkov I. V., Grinshpun I. B.,Pryazhnikov N. S. Introduction to the Profession of Psychologist. Moscow: MODEK, 2015.
- Vachkov I. V. Introduction to Fairytale Therapy. Moscow: Genesis, 2015.