Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, личность, концепция, идеи.
Для современной системы образования актуальны дидактические идеи, разработанные К. Д. Ушинским во второй половине XIX века. Несмотря на принятый в 2022 году Федеральный государственный общеобразовательный стандарт третьего поколения, регламентирующий свод правил преподавания от сельских школ до государственных университетов, выдвинутые идеи педагога не ушли из системы воспитания и образования.
Развитие личности К. Д. Ушинский ставит в центр образовательно-воспитательной среды. Под ней он понимал физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие. Особо актуально сегодня высказывание педагога о том, что обучение должно не только вооружать обучающихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретая новые знания.
С целью определения актуальности педагогических идей К. Д. Ушинского мною был проведен эксперимент. В нем участвовали 15 педагогов нашего училища первой и высшей квалификационной категории. Логика эксперимента представлена 5 вопросами:
- Согласны ли вы с утверждением о том, что кадет сам должен добывать знания?
- Считаете ли вы, что труд лежит в основе воспитания?
- Педагогика — это искусство воспитания человека?
- Знаете ли вы, кому принадлежат эти тезисы?
- Используете ли вы образовательно-воспитательные принципы К. Д. Ушинского в своей педагогической практике?
Ответы респондентов распределились следующим образом:
— на первые три вопроса получены однозначные ответы «да», что означает, что с данными умозаключениями согласны все 15 респондентов;
— на четвертый вопрос также получены однозначные ответы — «нет».
— на последний, пятый вопрос, было предоставлено три варианта ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Диаграмма наглядно показывает, что 4 человека (несмотря на то, что не знали, кому принадлежат ранее озвученные тезисы) ответили утвердительно, столько же — отрицательно, еще 7 человек испытали затруднение при ответе на вопрос.
Таким образом, исследование показало, что педагогическая концепция К. Д. Ушинского до сих пор лежит в основе современной системы образования. Учителя-предметники используют образовательно-воспитательные принципы педагога в своей практике, не зная, кому они принадлежат.
Возьмем за основу и рассмотрим одно из основных направлений К. Д. Ушинского, которое используется мной на уроках истории. Так, он считал, что человек — это предмет воспитания. Физическое, психическое и духовно-нравственное развитие личности возможно на основе системного вовлечения физических, умственных и нравственных сил кадет. Наиболее полно данная концепция реализует себя на уроках истории при изучении личности исторических деятелей: Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Иосифа Сталина. Здесь важны не только события, которые происходили при их правлении, но сама личность каждого, их нравственные особенности, устои и мировоззрение. Для этого используются отрывки из документов, воспоминания соотечественников.
Так, на уроке истории при изучении событий Великой Отечественной войны мы ставим проблемный вопрос: «Благодаря каким нравственным качествам И. Сталина была одержана победа советского народа над немецкими захватчиками?» Чтобы показать личность вождя, используются воспоминания его соотечественников, в частности, Д. Ф. Устинова:
«При всей своей властности, суровости, я бы сказал жёсткости, он живо откликался на проявление разумной инициативы, самостоятельности, ценил независимость суждений. Во всяком случае, насколько я помню, как правило, он не упреждал присутствующих своим выводом, оценкой, решением. Зная вес своего слова, Сталин старался до поры не обнаруживать своего отношения к обсуждаемой проблеме, чаще всего или сидел будто бы отрешённо, или прохаживался почти бесшумно по кабинету, так что казалось, что он весьма далёк от предмета разговора, думает о чём–то своём. И вдруг раздавалась короткая реплика, порой поворачивающая разговор в новое и, как потом зачастую оказывалось, единственно верное русло».
После его прочтения предлагаю кадетам записать в столбик черты характера И. Сталина. Такая работа помогает аккумулировать знания о личности Сталина, проанализировать его поступки и выявить сильные стороны характера.
В педагогической практике имеет место быть работа сопоставительного характера. Например, соедините имена великих исторических деятелей с их цитатами.
«Самый ценный капитал — это люди» |
Александр Невский |
«Я верю в человека» |
И. В. Сталин |
«Не в силе Бог, а в правде! |
Иван Грозный |
«Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам» |
Ярослав Мудрый |
«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…» |
В. В. Путин |
Подобную работу провожу в качестве рефлексии, затем мы обязательно осмысливаем данные высказывания. В качестве домашней работы предлагаю написать небольшое эссе по понравившейся цитате. Такая форма позволяет понять нравственные принципы каждого деятеля по отношению к народу, воспитывать в кадетах любовь к родине, к людям, любить и ценить государство.
Таким образом, педагогические принципы К. Д. Ушинского актуальны в современной системе образования. На уроках истории они помогают подбирать такие формы работы и задания, которые воспитывают нравственность, развивают личность каждого кадета и учат любви к своей стране и окружающим.
Литература:
- Галицина Л. В. Духовное начало в педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Л. В. Галицина // Вестник образования России. — 2014. № 1. — с. 64–73.
- Гвоздецкий М. Ю. Развитие идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в теории и практике отечественного образования/ М. Ю. Гвоздецкий. — Ярославль: ЯГПУ, 2021. — 187 с.
- Гукаленко О. В. Наследие К. Д. Ушинского и современность/ О. В. Гукаленко// Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. — Т.2. — № 2. — с. 37–50.
- Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования/ Н. В. Кондукторова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — с. 3–6.