Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных интермодальных перевозок грузов в нашей стране.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, контрейлерные перевозки.
Транспорт в Российской Федерации является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. В рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года была сформулирована стратегическая цель развития транспортной системы — удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами [1].
Постоянно растущие требования к перевозкам потребовали развития различных видов транспорта, в том числе конкурирующих между собой автомобильного и железнодорожного. На рис. 1 представлен график объемов перевозок грузов в Российской Федерации по видам транспорта за период 2013–2022 гг. [2].
Рис. 1. Перевозки грузов по видам транспорта
Из графика видно, что больший объем грузоперевозок выполняется автомобильным транспортом, его доля в общем объеме перевозок составила 70,7 %, и железнодорожным с долей 15,5 % (данные на 2022 г.).
Зачастую грузовладельцы, отправляющие малогабаритные и небольшие по объемам партии грузов, предпочитают доставку грузов «от двери до двери» автомобильным транспортом, который является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам на начальные и конечные операции по сравнению с железнодорожным транспортом. Однако Российская Федерация имеет беспрецедентно протяженную территорию, поэтому железнодорожный транспорт при доставке грузов на большие расстояния показал себя эффективнее всего.
В связи с этим железные дороги должны искать пути сотрудничества с автомобильным транспортом. Именно на их четкое взаимодействие возложено развитие смешанных перевозок грузов. В настоящее время наиболее актуальным вариантом комбинированной перевозки является интермодальная перевозка. Интермодальность характеризуется транспортировкой груза двумя и более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегруза самого груза в пути следования. На железнодорожном транспорте для таких перевозок созданы два основных решения: контейнерная и контрейлерная перевозки.
Под контрейлерной перевозкой понимается перевозка на специальных железнодорожных вагонах (специализированных платформах) груженых или порожних автотранспортных средств: тягачей с полуприцепом (автопоездов) или полуприцепов.
Контрейлерные перевозки получили широкое распространение в Европе: на некоторых маршрутах на их долю приходится до 60 % от общего объема перевозок автомобильным транспортом [3]. При этом основной объем контрейлерных перевозок сосредоточен в транспортных коридорах, на пути которых встречаются трансальпийские маршруты. Успешное применение этого вида интермодальной перевозки обусловлено наличием единой европейской сети контрейлерных терминалов, насчитывающей более 300 терминалов на территории 29 стран, а также наличие специализированного железнодорожного тарифа на перевозку контрейлеров [4].
В СССР еще с середины 60-х годов велись разработки технологии перевозок автопоездов по железным дорогам. Однако до сих пор в России контрейлерные перевозки не получили широкого распространения и находятся на этапе развития [5].
Развитию контрейлерного сообщения в России препятствует целый ряд причин.
- Инфраструктурные барьеры. Слабым звеном интермодального контрейлерного транспорта являются терминалы, являющиеся стыковыми пунктами. Стоит отметить, что контрейлерная перевозка должна осуществляться между станциями, которые открыты для такого рода операций. В настоящее время на сети железных дорог России находится 40 станций, открытых согласно ТР № 4 по знаку «К» (прием и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок). Из них на 13 станциях осуществляется горизонтальная погрузка/выгрузка контрейлеров, на 15 — вертикальная, а на 12 — и горизонтальная, и вертикальная [6] [7].
Для организации контрейлерных перевозок необходимы специализированные железнодорожные платформы. На данный момент парк контрейлерных платформ в России сосредоточен у двух операторов грузовых железнодорожных перевозок: АО «ФГК» и АО «ПФКО». Сейчас в парке АО «ФГК» 102 контрейлерные платформы модели 13–5205 и 151 контрейлерная платформа колодцевого типа модели 13–6701 [8]. В собственности АО «ПФКО» 66 платформ модели 13–6987 [9].
- Экологическая лояльность. В европейских странах широко используется система экологического налогообложения, что способствует развитию контрейлерного транспорта, т. к. это более высокий экологический стандарт перевозок, который в полной мере соответствует принципам экологической безопасности, т. к. уровень загрязнения воздуха железнодорожным транспортом во много раз меньше по сравнению с автомобильным. Так, по данным Росприроднадзора, за 2022 г. объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составил порядка 4885 тыс. тонн, в то время как объем выбросов от железнодорожного транспорта — 146 тыс. тонн [10]. Для развития технологии контрейлерных перевозок в России необходимо обеспечить выработку норм экологического права.
- Финансовые барьеры. Внедрению контрейлерных перевозок препятствуют отсутствие поддержки со стороны государства и неконкурентоспособность по цене, что сильно влияет на клиентоориентированность.
- Недостаточность нормативно-правовой базы. В связи с тем, что контрейлерные грузоперевозки до сих пор остаются «штучным» сервисом и не обрели массового распространения в нашей стране, наблюдается неразвитость правового регулирования таких перевозок во внутреннем и в международном сообщениях. Например, оформление перевозки на всех ее этапах — и на автомобильном, и на железнодорожном плече — по единому перевозочному документу станет возможным только после утверждения проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» [11]. На данный момент в международном сообщении на пространстве 1520 контрейлерные перевозки регламентируются Модельным законом о контрейлерных перевозках (далее Закон), принятым 16 апреля 2015 г. на 42-м заседании Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ. Закон предусматривает соответствующие термины и определения, требования к схемам доставки и контрейлерным поездам, порядок взаимодействия сторон контрейлерной перевозки как грузов, так и пассажиров и багажа. Закон может рассматриваться как основа для формирования национального законодательства в области организации контрейлерных перевозок. В России данным национальным законодательством выступают Правила перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах (далее Правила), утвержденные Приказом Минтранса № 8 от 14.01.2020 г. Документ заменил Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте. К особенностям Правил можно отнести, что:
– в них учитываются габариты контрейлеров, порядок оформления накладной, условия размещения грузов и др.;
– контроль за подготовкой автопоезда или других видов техники к перевозкам и за его погрузкой будет осуществлять грузоотправитель, а не автомобильный перевозчик, грузополучатель должен отвечать за выезд со станции автоприцепа или вывоз кузовов;
– благодаря внедрению Правил реализована возможность тарификации в системе ЭТРАН (так, контрейлерные перевозки относятся ко второму тарифному классу по Прейскуранту № 10–01);
– по мнению участников рынка, Правила мало способствуют дальнейшему развитию контрейлерных перевозок, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы [11].
Несмотря на перечисленные факторы, тормозящие развитие технологии контрейлерных грузоперевозок в России, существует ряд предпосылок к их организации [12]:
1) растущие требования к качеству логистического процесса;
2) рост не только внутреннего, но и внешнего с Востоком товарообмена;
3) высокие цены на автомобильное топливо и затраты на заработную плату водителям автомобилей;
4) отсутствие жестких габаритных ограничений на перевозку контрейлеров, в отличие от Европы;
5) сложные климатические условия отдельных регионов страны, ограничивающие возможность использования грузового автотранспорта;
6) значительные дистанции между основными потребителями транспортных услуг, на которых автотранспорт теряет свою конкурентоспособность перед железнодорожным;
7) ужесточение экологических требований и ограничений.
Как было сказано ранее, в области интермодальных транспортных технологий на железнодорожном транспорте существуют как контрейлеры, так и контейнеры. Последние в свою очередь уже давно успешно применяются в России при организации перевозок во внутреннем и международном сообщениях, являясь главным конкурентом контрейлерного транспорта.
Контрейлер имеет следующие преимущества перед контейнером:
– достижение синергетического эффекта автомобильного и железнодорожного транспорта, что обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг;
– сокращение погрузочно-разгрузочных операций с ИТЕ при перевозках в смешанном сообщение в 2 раза (только установка полуприцепов на железнодорожную платформу на станции отправления и снятие их на станции назначения);
– в отличие от контейнерных перевозок выгодны при малых объемах перевозок;
– упрощение таможенных процедур и, как следствие, сокращение очередей на погранпереходах.
Однако контрейлерный транспорт уступает контейнерному по следующим причинам:
– необходимость перевозки прицепа или даже самого автомобиля (уменьшается коэффициент использования грузоподъемности вагона и происходит потеря производительности автомобиля);
– необходимость включения в состав поезда спального вагона для водителей тягачей (при перевозке с сопровождением);
– необходимость специализированных платформ и средств крепления;
– недостаточно разработанная нормативно-правовая база.
Таким, образом перспективы у контрейлерного транспорта в России есть, однако его развитие невозможно без поддержки государства и четкого плана по развитию этой отрасли, разработанного вместе с участниками логистического рынка. Перспективным направлением в этой области в условиях переориентации логистики должно стать развитие контрейлерного сообщения между Россией и Китаем. Для этого необходимо усовершенствовать приграничную терминально-логистическую инфраструктуру обеих стран и решить вопросы законодательного сопровождения организации контрейлерных перевозок в международном сообщении. Внедрение регулярного контрейлерного сообщения между Россией и Китаем поможет избежать заторов на автомобильных пунктах пропуска и ускорить доставку грузов.
Литература:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». — Текст: электронный // Министерство транспорта Российской Федерации: [сайт]. — URL: (дата обращения: 25.01.2024).
- Транспорт. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 25.01.2024).
- Контрейлер: быстро, экономно, экологично и безопасно. — Текст: электронный // Eurasian Rail Alliance Index: [сайт]. — URL: https://index1520.com/analytics/kontreyler-bystro-ekonomno-ekologichno-i-bezopasno/?sphrase_id=13704 (дата обращения: 28.01.2024).
- Скорченко, М. Ю. Состояние и перспективы контрейлерных перевозок в Российской Федерации / М. Ю. Скорченко. — Текст: электронный // Инженерный вестник Дона: [сайт]. — URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4573 (дата обращения: 28.01.2024).
- Федорина, А. В. Комплексный подход к внедрению контрейлерных перевозок в России / А. В. Федорина, А. В. Цыганов. — Текст: непосредственный // Современные проблемы транспортного комплекса России. — 2015. — № 1(6). — С. 21–28.
- Тарифное руководство N 4 (ред. от 08.06.2021). — Текст: электронный // кодификация.рф: [сайт]. — URL: https://rulaws.ru/acts/Tarifnoe-rukovodstvo-N-4-solt-buggage/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Контрейлерные перевозки. — Текст: электронный // Официальный сайт РЖД: [сайт]. — URL: https://cargo.rzd.ru/ru/11701 (дата обращения: 02.02.2024).
- Контрейлерные перевозки. — Текст: электронный // ФГК: [сайт]. — URL: https://railfgk.ru/services/kontreylernye-perevozki/ (дата обращения: 02.02.2024).
- Развитие контрейлерных перевозок. — Текст: электронный // Восточно-Сибирская ЖД: [сайт]. — URL: https://vszd.rzd.ru/api/media/resources/1745427 (дата обращения: 02.02.2024).
- Информация об охране атмосферного воздуха. — Текст: электронный // Росприроднадзор: [сайт]. — URL: https://https.rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/air-protect/ (дата обращения: 04.02.2024).
- В России контрейлерные перевозки регламентировали приказом Минтранса в целях тарификации в системе ЭТРАН. — Текст: электронный // Транспортно-логистический портал «Infotrans»: [сайт]. — URL: https://infotrans.by/2020/07/08/v-rossii-kontrejlernye-perevozki-reglamentirovali-prikazom-mintransa-v-czelyah-tarifikaczii-v-sisteme-etran/ (дата обращения: 05.02.2024).
- Кузьмин, Д. В. Организация региональной сети контрейлерных терминалов: специальность 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Кузьмин Дмитрий Владимирович; МГУПС (МИИТ). — Москва, 2015. — 166 c. — Текст: непосредственный.