В статье дается характеристика дисграфии, то есть нарушения овладения письменной речью, с которым могут столкнуться младшие школьники. Рассмотрены два вида моторной дисграфии: кинестетическая и кинетическая. Дана характеристика типичных ошибок, возникающих при этих видах дисграфии, а также направления нейропсихологической коррекции как способа их преодоления.
Ключевые слова: школа, дисграфия, нейропсихологическая коррекция.
В современной нейропсихологии письмо рассматривается как сложный вид психической деятельности. В психологическое содержание письма, помимо речи, входят процессы восприятия разной модальности (зрительное, слуховое, пространственное), двигательные процессы кинестетической и кинетической природы, зрительные образы-представления буквенных знаков, процессы памяти. При нарушении какой-либо из этих составляющих происходит нарушение письма, или дисграфия.
В литературе встречаются различные определения дисграфии. Р. И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. И. Н. Садовникова определяет дисграфию, как частичное расстройство письма у младших школьников трудности овладения письменной речью, основным симптомом которого является наличие стойких, специфических ошибок.
Важно понимать, что нарушение письма не можется быть связано с поражением какого-либо одного, конкретного участка мозга. А, значит, при коррекции нарушений письма невозможно придерживаться какой-либо единой программы занятий. При поражении в различных зонах мозга будут возникать различные ошибки на письме. Понимая их взаимосвязь и умея по характеру ошибок установить, с поражением какой зоны мозга связаны те или иные ошибки, психолог может правильно подобрать упражнения для коррекционной работы в каждом конкретном случае.
Укрупненно можно выделить три группы дисграфий: моторные, речевые и гностические. Данная статья будет посвящена моторным формам дисграфии.
При моторных формах дисграфии у ребенка при сохранном зрительном, слуховом восприятии и процессах памяти, возникают характерные ошибки, обусловленные нарушением двигательной стороны письма. Л. С. Цветкова пишет о том, что в отечественной нейропсихологии моторные виды дисграфии рассматриваются не как однородная группа речевых расстройств, а как две различные по механизмам возникновения и по картине протекания формы дисграфии. В их основе лежат разные нейропсихологические, психофизиологические и психологические механизмы. Соответственно и локализация поражения мозга, ведущая к моторным дисграфиям, разная.
Чтобы правильно написать слово, а тем более серию слов, необходимо четко дифференцировать звуки слова, а также обеспечить плавное переключение с одного звука на другой. Это обеспечивается кинестетическим и кинетическим нейропсихологическими факторами.
При овладении письмом ребенку требуется подкрепление устной речью: вначале вслух, затем шепотом, беззвучно и, наконец, про себя. Однако, в процессе письма даже при проговаривании про себя органы артикуляции совершают микродвижения, то есть создаются артикуляционные позы, идентичные артикуляционным позам при проговаривании вслух. Создание артикуляционных поз обеспечивается кинестетическим фактором, отвечающим за ощущение изолированных поз всего тела и отдельных его частей.
При нарушении кинестетического фактора формируется дефект кинестетических ощущений, который приводит к нарушению тонких артикуляционных движений и к невозможности дифференциации звуков по их кинестетическим основам. В этом случае формируется афферентная (кинестетическая) моторная дисграфия.
При данной форме дисграфии будет нарушение письма отдельных звуков, близких по месту и способу их возникновения, то есть по соответствующим им артикуляционным позам. На письме будут возникать следующие ошибки:
— замена одного звука на другой, близкий по месту и способу происхождения, то есть артикуляционные позы при создании этих звуков являются похожими ( д-т-н-л, м-в-н );
— замена одного звука на другой за счет того, что нужный звук распадается на более легкие по месту и способу происхождения, то есть происходит упрощение ( г-к-х, з-с-ш-ч );
— если ребенок совсем не способен выстроить артикуляционную позу, то будет пропуск соответствующих звуков (часто это могут быть пропуски согласных в стечении).
При коррекции данной формы дисграфии следует уделить особое внимание артикуляционной гимнастике: выполнять ее необходимо, стоя с подключением всего тела. Значительную помощь ребенку в процессе письма оказывает проговаривание текста вслух.
Другой важной составляющей моторной стороны письма является кинетический фактор, являющийся обязательным компонентом произвольного движения при письме, экспрессивной речи, мышления. Если кинестетический фактор обеспечивал создание нужных артикуляционных поз в процессе письма, то кинетический фактор обеспечивает плавное переключение с одной позы на другую, а также соблюдение правильной последовательности звуков при записи слова, являющееся одной из самых существенных трудностей при первоначальном развитии навыка письма у детей.
Общие симптомы несформированности кинетического фактора:
— элементы движения выполняются изолированно; двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов; возникают своеобразные застревания на каком-либо фрагменте движения с его повторным или неоднократным повторением (персеверации);
— перестановка букв в слове, либо недописывание последнего элемента, буквы или слога, либо слитное написание слов (нет чувства пробела);
— неконтролируемые повторы букв или их частей, особенно в тех случаях, когда буква содержит повторяющиеся элементы (ш, и, п, т);
— отдельное вырисовывание каждой линии или многократное воспроизведение одного и того же элемента буквы.
При коррекции этой формы дисграфии важно отработать с ребенком создание двигательных стереотипов (определенной последовательности движений) на уровне крупной и мелкой моторики, а также глазодвигательных и артикуляционных упражнений.
Также следует помнить, что у детей редко встречаются ошибки одного типа. Обычно механизмы трудностей формирования или нарушения письма комплексные. В то же время отдельные описанные трудности, проявляющиеся при моторных видах дисграфии, могут быть нормальным этапом в процессе освоения навыка письма и проходят сами собой без коррекционного воздействия.
Литература:
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — М.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 256 с.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А. В. Семенович. — 12-е изд. — М.: Генезис, 2022.
- Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учебное пособие / Л. С. Цветкова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. — 360 с.