В статье рассматривается опыт реконструкции архитектурного комплекса Чатал-Хуюк (тур. Çatalhöyük — «холм волной»), который существовал между 7100–5600 годами до н. э. Местонахождение архитектурного комплекса Анатолия, Турция, по своим размерам является очень крупным и по исследованиям ученых-археологов считается одним из мест рождения цивилизации, где основной быт представлял собой оседлость.
Ключевые слова: реконструкция, архитектурный комплекс, вертикализм, сотовая архитектура, экскарнация.
The article discusses the experience of reconstruction of the architectural complex of Chatal-Huyuk (Turkish: Çatalhöyük — «wave hill»), which existed between 7100–5600 BC. The location of the architectural complex of Anatolia, Turkey, is very large in size and according to research by archaeologists is considered one of the birthplaces of civilization, where the main way of life was settlement.
Keywords: reconstruction, architectural complex, verticalism, cellular architecture, excarnation.
Географическое расположение архитектурного комплекса Чатал-Хуюк находится на Иконийской равнине и представляет собой холм искусственного происхождения, высота над уровнем моря примерно 1000 м, в древности реки, которые впадали в озеро создавали дельты веерообразного типа, на самой крупной дельте (на берегу реки Чаршамба) расположен комплекс Чатал-Хуюк.
По своим размерам комплекс Чатал-Хуюк в различных источниках имеет площадь от 13 га до 20 га, само поселение огромных (внушительных) размеров. Сам комплекс представляет собой собрание нескольких поселков воедино, в Чатал-Хуюк проживало от 3500 до 8000 тысяч человек.
В комплекс Чатал-Хуюк входят два кургана, подразделяющиеся на восточный и западный; восточный курган датируется 7100–5900 гг. до н. э., западный (Кучук-Хююл) курган датируется 6000–5600 гг. до н. э.
В композиционном отношении в архитектуре Чатал-Хуюк просматривается вертикализм в сооружениях комплекса, который создавался на протяжении долгого времени. Новые дома строились поверх старых, археологический слой составлял примерно 17 метров. Дома ставились настолько плотно, что между ними не было пространства для проходов. Материал, используемый при строительстве, был преимущественно необожжённый кирпич. Плоская крыша поддерживалась деревянными балками. Алебастр применялся как на крышах, так и на стенах. У домов в Чатал-Хуюк не было привычных нам дверных проемов. Вход в дома и одновременно вентиляцию представляли отверстия в крышах, лестницы были как внутри домов, так и снаружи. Городская коммуникация комплекса проходила по крышам домов. Таким образом его архитектура показывает, что вся общественная жизнь проходила на крышах. Можно сравнить Чатал-Хуюк времени энеолита с городищем Аркаим эпохи бронзы на территории современной Челябинской области. Разница состоит в том, что общественная площадь круглого в плане Аркаима находилась в центре, здесь проходили городские собрания и принимались важные решения. В комплексе Чатал-Хуюк таких площадей не было, и планировка поселения представляла собой неправильный прямоугольник. Возможно, собрания общины проходили в главном святилище. Также комплекс Чатал-Хуюк имеет некоторое сходство с Аркаимом своей концепцией, поскольку Аркаим представлял собой некую крепость. В иерархическом плане Чатал-Хуюк представлял собой концепт религиозного общества, во главе которого находились женщины. Примечательно, что в Чатал-Хююке образ богини-матери, как владычицы смерти, впервые соотносится с грифом [1].
Структура комплекса представляла собой модель “сотовой архитектуры”, жилые постройки были “стандартизированы и унифицированы”. По исследованиям выявлено около 1500 одинаковых моделей жилищ, имеющие схожие планировки (Рисунок 1). Срок службы каждого жилища представлял около 70 лет, и средняя площадь каждого дома была примерно 23 м 2 (площадь варьируется от 11 до 48 м 2 ). Планировка комплекса показывает, что открытые пространства между жилищами были созданы для складирования мусора, где впоследствии были обнаружены как растительные отходы, так и материальные, например, посуда из глины и различные статуэтки.
Рис. 1. Реконструкция Чатал-Хуюк, сотовая архитектура
В каждом доме была кухня с печью и отверстием в крыше, которая располагались на южной стороне. Через небольшой проем в стене можно увидеть помещение, которое использовалось для складирования. В большой комнате жилищ находилась печь и некое подобие камина, скамейки, платформы и емкости для хранения. Сохранившиеся постройки внутри покрыты слоями сажи. Каждое жилище было домом для людей в количестве от 5 до 10 человек, но при этом не имелось более 8 спальных мест. (Рисунок 2).
Рис. 2. Планировка жилища
Большие по размеру дома были обильно украшены росписями с геометрическими узорами. Некоторые фрески представляли собой сцены охоты на животных, в частности, крупный рогатый скот. Около трети домов выделяется своей красочностью. Подсчитано, что из 300 раскопанных комнат в 88 были расписаны стены [1].
На территории данного комплекса обнаружены 3 храма. По планировке они почти не отличимы от обычных построек. Храмы по планировке представляли собой единое большое помещение, вместимость которого составляет около 50 человек. Стены храма имели фрески с орнаментацией и изображением богини плодородия, крупного рогатого скота, фигурок лучников и танцоров. (Рисунок 3).
Рис. 3. Гебекли-Тепе
В одном из святилищ была обнаружена фреска, изображающая пятнистую полосу, состоящую из отдельных прямоугольников с линиями и кружками. Данная фреска представляла собой первоначальный план всего поселения, что считается самым древним планом в мире. (Рисунок 4).
Рис. 4. Древний план поселения неизвестного художника
Использовали способ погребения под названием экскарнация, где тело оставляли на съедение грифам, грифы или другие птицы-падальщики склевывали мягкие ткани оставляя только кости. Кости перемещались в дома, где происходило дальнейшее захоронение. В Казахстане похожий способ погребения был обнаружен в городе Тараз, где были найдены оссуарии. (Рисунок 5).
Рис. 5. Процесс экскарнации
Захоронения по результатам исследований были обнаружены во многих домах. В одном из домов было обнаружено 68 человек. Процесс захоронения происходил под полами домов, над скамьями, тела хоронили с драгоценностями и полудрагоценными камнями, а также с оружиями, тканями и сосудами. (Рисунок 6).
Рис. 6. Процесс захоронения
В заключение приходим к нескольким выводам:
- Приходим к выводу что поселение Чатал-Хуюк по архитектурно-планировочному решению было в числе первых поселений эпохи энеолита и представляет собой одно из первейших развитых обществ со своей интересной планировочной структурой, где все решения сильно отличают данное поселение от других древних всемирных построек.
- В сравнении с древним поселением Аркаим, Чатал-Хуюк по охвату территории намного больше, общества в обоих поселениях были религиозны, по планировке Аркаим имел площадь, где собирались жители для обсуждения различных вопросов, Чатал-Хуюк не имел площади, но были храмы, где вероятнее всего собирались жители. Аркаим представлял собой округлую крепость, Чатал-Хуюк же имел форму неправильного прямоугольника, где вся общественная жизнь проходила на крышах. По способу погребения в Аркаиме людей хоронили под землей, а в Чатал-Хуюк использовали метод экскарнации.
- Также метод захоронения экскарнация который использовался в Чатал-Хуюке, сильно роднит найденные оссуарии на территории Казахстана, из чего можно сделать предположения о взаимоотношениях того времени. О путешествиях народов по территории мира от Турции до Казахстана.
- Фрески и нарисованные сцены в Чатал-Хуюк имеют схожесть с фресками Кносского дворца, в Кносском дворце наглядно показываются различные сцены того времени. Схожесть присутствует в цвете исполнения фресок, из чего можно построить предположение о связи культур, как ранее говорилось о путешествии народов.
Литература:
- М. И. Зильберман (2019) Древние анатолийцы и Евразия (часть первая).
- Дж. Мелларт (1982) Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Издательство “Наука” Главная редакция восточной литературы. Москва.
- Горан В. П. (1990) Древнегреческая мифологема судьбы.
- Маккенна Т. (1995)«Пища богов. Поиск первоначального Древа познания».
- Сафронов В. А. (1989) «Индоевропейские прародины».