Необходимость эмпатии в работе психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 10.02.2024

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Чистякова, Е. М. Необходимость эмпатии в работе психолога / Е. М. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111210/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Ключевые слова: общение, консультирование, эмпатия.

Общение, по А. Бодалеву, относится к видам человеческого взаимодействия, при котором стороны его оказывают влияние друг на друга, как вербальными, так и не вербальными средствами. В результате чего изменяются состояния, эмоции и чувства, мысли и намерения коммуницирующих лиц [1, с.76].

В том числе данное определение можно применить и к общению в рамках проведения психологического консультирования. Ведь нельзя сказать, что в рамках общения, в том числе и с психологом влияние идет только с одной стороны (со стороны специалиста — психолога) и он совершенно неподвержен никаким влиянием клиента, считать так было бы достаточно ошибочно. И эффективное общение людей не может состояться без этого взаимовлияния, поскольку оно обогащает опыт всех сторон общения (в том числе и психолога).

Но само коммуникация не может состояться без предварительного и возникающего в процессе обратной связи непосредственного механизма восприятия другого человека.

Механизмы межличностного восприятия (по Е. Коневой):

1) Познание и понимание людьми других, к ним можно отнести механизмы эмпатии и идентификации.

2) Познание и понимание самого себя через познание других, то есть рефлексивность — процесс, направленный как на себя, так и на другого.

3) Такие механизмы, как каузальная атрибуция, обеспечивающие прогнозирование поведения другого человека в процессе взаимодействия.

4) Стереотипизация [3, с.19].

Рассмотрим более подробно такой механизме восприятия, как эмпатия, так как именно этот механизм помогает глубоко проникнуть в сущность другого, для чувствования и понимания его.

Е. Конева дает определение эмпатии, как механизма познания другого человека, который задействует эмоциональный компонент, то есть ощущение состояний другого. И подчеркивает то, что само переживание состояний другого человека и является ядром эмпатии, а не рациональные попытки охватить пониманием чужие чувства и эмоции [3, с.20].

М. Кузнецова же делает существенное добавление к определению понятия эмпатии. Суть его сводится к подчеркиванию осознанности данного механизма. То есть, получается, что вот причина, по которой этот механизм не отхватывает все коммуникации человека, поскольку он подконтролен самому человеку и осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека проявляется произвольно [4, с.96].

То есть, этот механизм не стандартная реакция на состояния других людей (выходит за рамки механизма стимул — реакция и представляет собой уже цепь стимул — сознание — реакция). Также сопереживание не является слепым подражанием или копированием эмоциональных реакций другого человека. Получается, что этот механизм, может быть, у человека слабо развит, поэтому механизм эмпатии необходимо целенаправленно развивать.

Этой мысли и соответствуют исследования на выявление зависимости между возрастом и уровнем эмпатии, но прямая зависимость учеными так и не была установлена. Тут скорее важность составляет богатство личного опыта, но оно может не обязательно быть связано с количеством прожитых лет.

Также положительная роль эмпатии в общении серьезно преувеличена. Поскольку необходимо учитывать есть ли единая цель у участников взаимодействия, а если нет, то сильно развитые эмпатические способности могут серьезно помешать достижению собственных целей (например, если речь идет о ведении бизнеса). Поэтому этот фактор следует непременно учитывать.

Но для специалистов помогающих профессий, в том числе психолога наличие эмпатии именно положительно сказывается на ведении профессиональной деятельности. Поскольку цели психолога в консультировании состоят в помощи в соответствии с непосредственым запросом клиента, то есть они объединяются для борьбы с определенной проблемой клиента. Именно эмпатия помогает человеку на приеме раскрыться, получить сопереживания без оценки, что помогает клиенту фокусироваться на разрешении собственных проблем.

Если изначально эмпатия рассматривалась буквально как процесс вчувствования, то сейчас механизм эмпатии следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных компонентов включающих, по Е. Коневой: «когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (активная помощь объекту эмпатии) компоненты» [3, с.20–21].

Другие исследователи в структуре эмпатии выделяют: рациональную и интуитивную сторону (позволяющие понимать), эмоциональную и идентификационную (способность чувствовать), наличие установок на эмпатию к другим и способности проникать.

Также исследователи разделяют индивидуальную и культурную эмпатию [2, с.147]. И на этой основе С. Р. Зенина делает выводы о квалификации психолога по степени развития его эмпатии.

Квалифицированный психолог не ограничен лишь рамками своей культуры, он открыт к пониманию разнообразных позиций, поведения и установок. Его индивидуальная и культурная эмпатия в сочетании образуют мощный механизм, который может быть положен в основу эффективного консультирования. Это позволяет прикоснуться к миру клиента и быть вместе с ним, двигаясь в направлении решения проблем клиента. То есть это и формирует без оценок, без осуждения и сравнивания понимание жизненного пути других людей. Таким образом, профессионал обретает культурную продуктивность именно за счет сформированного отношения к профессии, осознания себя как практического психолога и специалиста в этой области. А также рефлексии своего взаимодействия как психолога с клиентом.

Неквалифицированный же психолог может позволить себе осуществлять деятельность только в рамках своей культуры, которую он может адекватно воспринять и понять через понимание себя самого. Такой психолог руководствуется общепринятыми в его культуре нормами и стандартами, традициями и не может выйти за их пределы понимания для осуществления качественной профессиональной работы [2, с.73].

И лица помогающих профессий, а к ним мы можем отнести и практических психологов, по А. Бодалеву должны уметь преодолевать шаблонность и формализм в своей работе, не давать себе зачерстветь [1, с.97].

А. Бодалев настаивает на особом значении эмоционального отклика, который является, по его мнению, результатом сформированной манеры общения, выбора правильного стиля общения.

И психолог как раз в особенности должен чувствовать этот отклик в себе, обретать не только понимание как взаимодействовать с конкретным человеком, какой стиль общения поможет раскрыть клиента и достичь его целей, но также и этот отклик формирует в практикующем психологе искреннее желание помогать другим людям, ощущение, что именно он может помочь в текущей ситуации, а не просто дать слепое утешение и поверхностный совет. Это желание погружаться дальше в мир клиента и прикладывать усилия в соответствии с целью работы. Без этого подлинного чувствования работа теряет смысл и приобретает налет обреченности на выполнение своих обязанностей, а следовательно, и отсутствие интереса к реальной помощи другим.

Это гораздо больше, чем подбор стиля общения. В основе своей он и должен быть демократическим, содержать позицию рядом, а не давящую сверху и не снизу, когда клиент самостоятельно управляет процессом консультирования и по итогу не приобретает ничего нового для себя. При этом нужно учитывать ситуацию и формировать гибкость в ведении диалога, только так можно создать подобающую обстановку для взаимодействия.

Как раз это и отличает психолога, его возможности наладить эффективную коммуникацию с разнообразными людьми достаточно широки, он сопереживает, но не вовлекается в проблемы клиентов, а сохраняет нейтралитет и может видеть проблемы других людей под разными углами, в том числе и благодаря большому опыту взаимодействия с разными по своим психологическим качествам людьми.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. Зенина С. Р. Практическая психология: учебное пособие. — Благовещенск: Изд-во Амур.гос. ун-та, 2012.
  3. Конева Е. В. Психология общения: учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 2016.
  4. Кузнецова М. А. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019.
  5. Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): механизм эмпатии, понимание, психолог, эмпатия, культурная эмпатия, механизм, мир клиента, общение, том, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации

В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Похожие статьи

Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов

В статье автор рассказывает о возможности развития эмпатии у будущих педагогов с помощью психологического тренинга. Затрагиваются структура тренинга и факторы, которые обеспечивают возможность развития участников группы

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Роль специалиста-психолога в разработке мотивационной политики организации

В статье выявлена роль специалиста-психолога в управлении персоналом и построении мотивационной политики организации. Подчеркнута экономическая эффективность привлечения психолога в качестве консультанта при формировании мотивационного аспекта кадров...

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы специального психолога

В статье автор рассматривает различные аспекты процесса сенсорной интеграции у взрослых людей, находящие свое выражение в практической деятельности специального психолога.

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Задать вопрос