Выраженность эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих профессию психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 10.02.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Чистякова, Е. М. Выраженность эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих профессию психолога / Е. М. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111213/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены эмпатия и рефлексивность, как важные механизмы для осуществления профессиональной деятельности психолога. Представлены результаты исследования уровня развитости эмпатии и рефлексивности у оптантов, рассматривающих возможность становления профессиональными психологами. И сделаны выводы о степени учета оптантами личностных особенностей при выборе профессии.

Ключевые слова: эмпатия, профессия, психолог, оптант.

Для осуществления профессионального взаимодействия психолог должен иметь развитые механизмы восприятия другого человека. К которым в том числе относят познание и понимание людьми других (эмпатия), а также самого себя через познание других (рефлексивность) [3].

Именно процессы рефлексивности ученые первостепенно связывают с непосредственным формированием личности. Личность это и есть то, что человек с помощью методов самопознания и считает своим «Я». Также этот механизм, по А. Карпову, выполняет регулятивную функцию всех личностных процессов [2].

Эмпатия же служит механизмом познания другого человека с помощью чувствования его эмоционального состояния [5].

Важно подчеркнуть осознанность, а не спонтанность этих механизмов, а это говорит о том, что степень их сформированности может быть у разных людей может быть абсолютно разной, либо они могут быть не выражены.

Зачастую считается, что при должном уровне образования все остальное приложится и человек точно может стать квалифицированным специалистом в своей области. Это представление достаточно далеко от реальности, поскольку невозможно полностью изменить всю личность в угоду профессиональным требованиям. Скорее зачастую можно лишь сгладить негативные черты и увеличить уровень развития полезных для конкретной профессии. Обычно, подобные изменения происходят в процессе профессионализации таким образом, что человек этого не замечает.

Е. А. Климов разработал восьмиугольник основных факторов выбора профессии и первые позиции в нем занимают склонности, способности и возможности, остальные факторы больше учитывают внешние по отношению к личности факторы. И это не случайно, ведь именно личностные черты определяют сможет ли вообще человек заниматься определенной деятельностью. Но для этого он также должен иметь обширную информацию профессиях и соотносить собственные черты и требования профессии. Гармоничный выбор строится, конечно, не только на одном — двух факторах, а когда все учтены.

Только вот часто ли молодые люди действительно используют как ориентир при выборе профессии собственные особенности. Для проверки этого были использованы тестовые методики на проверку уровня эмпатии (по В. Бойко) и рефлексивности (по А. Карпову) на выборке состоящей из 96 респондентов в возрасте от 16 до 21 года, которые рассматривают и видят свое профессиональное будущее в качестве психологов.

Проиллюстрируем данные по общему уровню эмпатии на рис. 1.

Общий уровень эмпатии респондентов (по тесту Бойко), в %

Рис. 1. Общий уровень эмпатии респондентов (по тесту Бойко), в %

Таким образом, более 56 % респондентов имеют очень низкий и низкий уровень эмпатии. Получается более половины опрошенных не владеют развитым механизмом эмпатии или, возможно, не владеют им вовсе. Но для психолога чрезвычайно важно уметь не просто понимать, а именно чувствовать эмоциональное состояние клиента, искренне сочувствовать без попыток копирования эмоционального состояния.

Именно эмоциональный отклик психолога дает ему понимание как выстраивать общение с клиентами и формирует активное желание помогать (что является отправной точкой для эффективной работы). Если другой человек не вызывает подлинного интереса, не затрагивает эмоциональную составляющую, то каким смыслом наделена такая деятельность человека и насколько он действительно может квалифицированно оказывать психологическую помощь…

Высокий уровень развития эмпатии имеют менее 19 %. То есть лишь одна пятая оптантов имеет необходимый для психолога уровень эмпатии. Это достаточно мало, но нельзя говорить о пригодности к какой-либо профессиональной деятельности лишь по одному показателю и цель исследования к этому и не сводится.

Рассмотрим также уровень рефлексивности респондентов, рис. 2.

Уровень рефлексии респондентов (по тесту Карпова), в %

Рис. 2. Уровень рефлексии респондентов (по тесту Карпова), в %

Почти 40 % респондентов имеют низкий уровень развитости рефлексивности. Это говорит о том, что у достаточно большого числа респондентов механизм осуществления взгляда на себя развит достаточно слабо. А это залог несформированности представлений о себе самом, о своем «Я». Эти представления является стержнем личности, ее опорой. И соответственно этому, отсутствует подлинное понимание других и окружающей действительности.

Высокой степенью рефлексивности обладают менее 21 % опрошенных. Они же в отличие от остальных могут сделать свой профессиональный выбор более реалистичным на основе сформированности своего «Я», которое содержит в себе определенные характеристики и склонности, доступные респондентам для понимания. И в соответствии с учетом которых и должны формироваться перспективные профессиональные планы.

Таким образом, очевидно, что такие важные для психолога механизмы восприятия как эмпатия и рефлексивность далеко не всегда хорошо развиты у тех, кто имеет намерение освоить данную профессию. А следовательно, за основу принимаемого решения о выборе профессии не берутся личностные характеристики, которые являются базой для последующей профессиональной надстройки.

Литература:

  1. Карпов А. В. Специфика взаимосвязи рефлексивности и самоактуализации личности // Ярославск. психол. вестник. 2019. № 3(45).
  2. Каширский Д. В. Математические методы в психологии: учебное пособие — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015.
  3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  4. Конева Е. В. Психология общения: учебное пособие. — Ярославль: ЯрГУ, 2016.
  5. Филатова О. В. Социальная психология личности: учеб. пособие. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, психолог, рефлексивность, уровень эмпатии, эмоциональное состояние, эмпатия.


Ключевые слова

профессия, эмпатия, психолог, оптант

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики

В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Рефлексия современного учителя

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анали...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление

В статье представляются результаты исследования направленного на конкретизацию и дополнение определения понятия профессиональной психологической пригодности будущих офицеров. Авторы обосновывают актуальность проведения такого исследования, рассматрив...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Значимость коммуникативной компетентности в будущей профессиональной деятельности инспектора профилактики

В статье рассказывается о важности, значимости повышения коммуникативной компетентности будущих инспекторов по профилактике, о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции при организации подготовки будущих сотрудников правоохра...

Формирование профессиональной мотивации студентов-биологов педагогического университета

В статье приведены и проанализированы результаты исследования мотивационной сферы будущих учителей биологии в процессе становления их профессиональной компетентности, предложены пути формирования профессиональной мотивации студентов-биологов.

Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков

В данной статье рассмотрены сущность понятия и виды рефлексии, обозначены рефлексивные способности и компоненты личности подростков, а также рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей, уровни и приемы организации...

Задать вопрос