В данной статье анализируются понятия «безопасности», закрепленные в различных нормах отечественного права, научной литературе, с целью совершенствования законодательства в области транспортной безопасности, что в дальнейшем поспособствует эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте.
Ключевые слова: транспортная безопасность, транспортная инфраструктура, состояние защищенности, область безопасности, транспорт, прокурорский надзор.
Для начала заметим, что надзорная деятельность транспортных прокуратур за исполнением законов о безопасности на транспорте является приоритетным направлением, согласно Приказу Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» [3]. Данная деятельность направлена на соблюдение прав и интересов граждан, государства, предпринимательского сообщества, пользующихся услугами транспортной инфраструктуры. Под транспортом понимается не только наземный, но и морской, воздушный, железнодорожный виды транспорта, а учитывая, что данными видами пользуются абсолютно все, то контрольно-надзорная деятельность за соблюдением законов безопасности на транспорте очень важна и востребована. Думается, это связано не только с разнообразием видов транспорта, но и с протяженностью, так как транспортная система Российской Федерации является одной из наиболее обширных в мире.
Также стоит заметить, что в настоящее время развитие транспортной системы страны необходимо для дальнейшего экономического роста и улучшения качества жизни населения, а без надлежащего надзора за соблюдением законов в данной сфере — это практически невозможно.
В связи с этим, для обеспечения надлежащего уровня законности в области безопасности транспортных объектов, транспортные прокуратуры организуют взаимодействие с национальными и региональными органами власти, и транспортными организациями. Создаются и функционируют межведомственные рабочие группы, проводятся совместные проверки, инспекции, сотрудников органов внутренних дел и контролирующих органов. Транспортные прокуроры участвуют в работе антитеррористической комиссии субъектов Российской Федерации. Проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности проводятся систематически. По результатам принимаются необходимые меры по повышению уровня противодействия терроризму на объектах транспорта.
Осуществление прокурорского надзора в области безопасности на транспорте требует анализа основного понятия «безопасность» и его подвидов.
Так, под понятием «национальная безопасность» следует понимать «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [4].
Если обратиться к Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [5], то понятие о безопасности в нем отсутствует.
Понятие «транспортной безопасности» раскрывается в Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — это «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» [6].
Также заметим, что Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» закрепляет свое понятие «промышленной безопасности» определяя его, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий» [7].
Таким образом, в большинстве нормативных актов, которые регулируют общественные отношения в области безопасности, наблюдается соотношение понятий «безопасность» и «состояние защищенности». Также законодатель применяет усеченные понятия, например, о транспортной, воздушной безопасности. Думается, это связано с тем, что безопасность своего рода понятие оценочное.
«По мнению Д. Н. Ушакова безопасность означает не только «отсутствие опасности», но и «предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность» [1, с. 17].
Транспортную безопасность «определяют в качестве элемента национальной безопасности, который во многом направлен на то, чтобы защитить транспортную сферу и защитить весь транспортный комплекс» [2, с. 34].
Также говоря о понятии «транспортная безопасность», то легальная дефиниция отличается своей излишней лаконичностью, по нашему мнению, ведь состояние защищенности должно отражаться не только в защите инфраструктуры, но и в защите субъектов транспортной инфраструктуры и граждан, находящихся на территории объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, совершенствование законодательства в области транспортной безопасности поспособствует эффективности прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте.
Логично подумать, что в Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» должно быть понятие о транспортной безопасности не в усеченном виде, как на сегодняшний день. А должно быть определение, раскрывающее все виды транспортной безопасности, объекты и субъекты, которые к ним причастны. Тем самым рассматриваемое понятие является достаточно узким термином, который не отражает все требования в сфере обеспечения безопасности для общества.
Литература:
- Борисов, А. В. Транспортная безопасность как объект криминологического исследования в системе национальной безопасности Российской Федерации / А. В. Борисов // Вестник экономической безопасности. — 2023. — № 1. — С. 14–24.
- Колесников, Н. В. Вопрос соотношения понятий «транспортная безопасность» и «безопасность на транспорте» / Н. В. Колесников // Образование и право. — 2023. — № 6. — С. 33–35.
- Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 28.02.2023) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» // Законность. № 11. 2011.
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // Российская газета. № 295. 29.12.2010; № 153. 13.07.2023.
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О транспортной безопасности» // Российская газета. № 31. 14.02.2007; № 168. 01.08.2023.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. № 145. 30.07.1997; № 261. 17.11.2023.