На обложке
изображен Сократ (469–399 гг. до н. э.),
величайший философ древности. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии
античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир,
а человек и духовные ценности.
Согласно разным источникам,
философ родился в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска
и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был единоутробный старший
брат Патрокл, который унаследовал от своего отца имущество, но и Сократ не
остался в нищете. Об этом можно судить по тому факту, что на войну со
Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина,
а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Из этого
следует, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо
зарабатывал.
Сократ трижды участвовал
в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя.
Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он
спас от гибели своего военачальника Алкивиада, ставшего впоследствии его
учеником наряду с Платоном, Ксенофонтом, Евклидом и другими.
Сам Сократ
в молодости обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора
и Архелая, общался с великими умами и мастерами того времени. Он
не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства своей мудрости
и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии,
философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников,
современников и последователей, одним из которых был великий Аристотель.
При жизни философ
не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную
речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют
смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели,
к которым он относил знание, храбрость, честность.
При этом знание,
по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не
может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает
возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.
Диалоги — не
единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения
этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:
–диалектическая, разговорная форма поиска истины;
–определение понятий методом индукции, от частного
к общему;
–поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.
Сократов метод
поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие
вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в
итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми
вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.
Сам учитель никак
не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью
сократовского учения связана приписываемая ему фраза: «Я знаю только то, что
ничего не знаю, но другие не знают и этого».
В пожилом
возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое
сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась
вздорным нравом. В связи с этим Сократ изрек: «Женись, несмотря ни на
что. Если попадётся хорошая жена, будешь счастливым, а если плохая —
станешь философом». Немецкий философ Фридрих Ницше увидел важную роль Ксантиппы
в формировании личности Сократа. Мрачный характер жены лишал Сократа домашнего
уюта. Тем самым Ксантиппа научила мужа «жить на улице и всюду, где можно было
болтать и быть праздным, и тем создала из него величайшего афинского уличного
диалектика».
К Сократу,
который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках
истины. Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки
причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических
норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие
монеты своими лекциями.
Молодежь гурьбой шла
к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким
положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в
«развращении молодежи».
Людям казалось,
что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против
собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными
учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.
Спасение
Алкивиада впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад,
придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой
греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться
философии и аскетизму Сократу так и не удалось.
Афиняне обвинили
Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался
от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая
обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию,
хотя по законам демократичных Афин это было возможно.
Сократ не принял
помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел
встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что
смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено.
Другие варианты наказания философ считал признанием вины и не мог с этим
смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.