Основная мысль статьи заключается в том, что правовое регулирование положения лиц, замещающих государственные должности, имеет важное значение для обеспечения эффективности работы государственных органов, предотвращения коррупции и защиты прав граждан.
Ключевые слова : требования, государственные должности, Российская Федерация, замещающих.
The main idea of the article is that the legal regulation of the position of persons holding public office is important to ensure the effectiveness of government agencies, prevent corruption and protect the rights of citizens.
Keywords : requirements, government positions, Russian Federation, substitute.
Современные тенденции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации создают актуальность для данного исследования.
Поскольку роль органов государственной власти важна для общества и государства, вопрос модернизации отношений в административной сфере является одним из ключевых в современной России.
Правовой статус лиц, замещающих государственные должности, закреплен в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе и Федеральном законе. Они не считаются федеральными государственными служащими и не имеют звания федерального государственного служащего (хотя имеют звания дипломата, военнослужащего, сотрудника спецслужб и правоохранительных органов). Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» утверждается единый перечень государственных должностей в Российской Федерации [1]. Все указанные должности временные и подлежат замещению.
Нормативные акты Министерства труда Российской Федерации устанавливает критерии привлечения публичных должностных лиц к коррупционной ответственности, а также методические рекомендации по привлечению публичных должностных лиц к ответственности за нарушение запретов и ограничений, связанных с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, и за неисполнение обязанностей по противодействию коррупции. Однако эти стандарты не распространяются на лиц, замещающих государственные должности (включая судей, прокуроров и депутатов).
Для регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (утвержден решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Аналогичные правила разработаны в судебной системе. Например, приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 апреля 2011 года № 79 (ред. от 13 апреля 2015 года) утвержден «Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Поведение лиц, замещающих другие государственные должности, регулируется соответствующими должностными законами, а также рядом этических кодексов.
Требования к назначению на государственную должность в системе законодательной и исполнительной власти включают в себя ряд разнообразных характеристик. Например, должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации требует от гражданина определенного уровня здоровья, образования, личных и профессиональных качеств.
Требования к лицам, претендующим на должности членов Правительства Российской Федерации, устанавливаются в соответствии со статьями 9–10 Федерального конституционного закона от 17 декабря «О Правительстве Российской Федерации» и включают гражданство Российской Федерации, а также ограничения и запреты по отношению к имуществу.
В российской системе органов государственной власти не установлены нормативные требования к личностным и профессиональным качествам кандидатов на замещение государственных должностей. Даже при определении требований к кандидатам для утверждения в качестве члена Совета Федерации используются достаточно абстрактные определения. Например, в статье 2 федерального закона от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [2] говорится, что одним из требований к кандидату для утверждения в качестве члена Совета Федерации является наличие «безупречной репутации», но это требование не раскрывается в законе.
С другой стороны, требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы установлены статьей 4 федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [3] и предусматривают ограничения по гражданству и судимости за тяжкие преступления. Однако современное законодательство не установило общих требований к кандидатам на замещение государственных должностей. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4] предусматривает общие ограничения, но они относятся преимущественно к имущественному характеру и не устанавливают требований к профессиональным и личностным качествам кандидатов.
По нашему мнению, для определения уровня профессиональной подготовки кандидатов на государственные должности необходимо внедрить конкурсную процедуру с испытательным сроком и принесением присяги для тех, кто впервые назначается на государственную должность и не имеет достаточного опыта работы на государственной или муниципальной службе.
Отсутствие единых требований к кандидатам на государственные должности является серьезным препятствием для формирования демократической системы управления в современной России и мешает реализации конституционно-правовых ценностей, закрепленных в статье 32 Конституции Российской Федерации. [5].
В законе должны быть установлены первоначальные требования к уровню профессионализма и личным качествам кандидатов на государственные должности. Если государственная должность не является выборной, то для ее замещения должен быть обязательным конкурсный отбор. Задачи, возлагаемые на органы государственной власти в различных сферах государственного управления, должны напрямую влиять на содержание и структуру административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности.
Необходимо ввести дополнительные требования к занятию государственной должности и определить дополнительные права и обязанности, а также ограничения и запреты на осуществление государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус лиц, занимающих данные должности, регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом и Федеральным законом. Вышеуказанные лица не являются федеральными государственными служащими и не могут иметь звание федерального государственного служащего (но могут иметь звание дипломата, военнослужащего, сотрудника спецслужб или правоохранительных органов).
Литература:
- Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) «О государственных должностях Российской Федерации».
- Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции».
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ).