Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 11.02.2024

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Зыкалова, Е. Ю. Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей / Е. Ю. Зыкалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111223/ (дата обращения: 24.12.2024).



Актуальность проблемы формирования личностных результатов в учреждении дополнительного образования детей для педагогической теории и практики мы видим в том, что организации дополнительного образования наиболее полно и ярко позволяют детям реализовать свои личностные качества, творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая может быть связана с каким-либо видом творчества.

В законопроекте «О дополнительном образовании» дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [1]. Важным элементом системы деятельности УДОД являются результаты его деятельности. Результат чаще всего рассматривается как конечный итог, ради которого осуществляется деятельность, или итог деятельности, соотнесенный с целями [3].

В концепции федеральных образовательных стандартов общего образования определение «личностные результаты» рассматриваются как сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам [2].

Для того чтобы изучить процесс формирования личностных результатов детей младшего школьного возраста, нами было организовано лонгитюдное исследование в учреждении дополнительного образования «Центр детства и юношества» г. Ярославль. Нами было проведено 2 замера на одних и тех же детях хореографического коллектива «Радуга» (дети 7–10 лет, 13 девочек) в ноябре 2020 и 2021 гг.

В ходе исследования нами изучался одинаковый набор показателей, отражающих формирование личностных результатов детей: 1. Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль). 2. Ориентационные качества (самооценка, мотивация, интерес к занятиям, нравственно-этическая ориентация). 3. Коммуникативная компетентность.

Мы использовали следующие методики: Методика «Беседа об УДОД» модифицированный вариант («Беседа о школе» Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера); Опросник мотивации (А. Г. Асмолов Типовые задачи для оценки личностных УУД); Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой, 2004); Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» (составитель В. Г. Щур); Модифицированные таблицы для изучения коммуникативной компетентности и организационно-волевые качеств.

I группа показателей — организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

В результате проведенной диагностики, направленной на выявление уровня организационно-волевых качеств, было выявлено, что в коллективе детей 7–10 лет преобладает высокий уровень организационно-волевых качеств, при этом четко прослеживается увеличение количества детей, обладающих высоким уровнем (в 2020 году высоким уровнем обладало 7 человек, а в 2021 году уже 10 воспитанников). Сравнительный анализ показал, что за год произошли изменения. В частности, у большинства детей стал преобладать высокий уровень организационно-волевых качеств. В отличие от 2020 года, в 2021 году не обнаружился низкий уровень ни по одному из показателей организационно-волевых качеств.

II группа показателей — ориентационные качества (самооценка, мотивация, интерес к занятиям, нравственно-этическая ориентация).

Изучение особенностей самооценки показало, что в данном коллективе детей в 2020 году преобладал низкий уровень, а в 2021 году стал лидирующим средний уровень самооценки, то есть в коллективе повысился уровень самооценки. Редко встречалась завышенная самооценка (всего у одного ребенка). Высокая самооценка наблюдалась у нескольких детей. Что касается реалистичности самооценки, то дети стали более адекватно оценивать себя и свои возможности.

Исследование уровня мотивации позволило выявить следующее: дети обладают высоким уровнем мотивации, как в 2020 году, так и 2021 году, но отличие результатов заключается в том, что изменилась лидирующая мотивация. В 2020 году лидирующей мотивацией детей являлась учебно-познавательная, а на втором месте была социальная мотивация. В 2021 году все результаты по выявлению мотивации снизились по сравнению с прошлым годом. Возможно, причина этому — избирательность детей и более внимательное чтение предлагаемых вопросов. Снизилась отметка до самой низкой цифры по шкале негативное отношение к УДОД. В 2020 году негативное отношение к УДОД. В 2021 году результаты детей снизилась до самой минимальной отметки, то есть все дети относятся к УДОД положительно.

Тенденцией по показателю интерес к занятиям является то, что в 2020 году высокий уровень (от 9 до 12 баллов) был выявлен у двух детей, а через год этот уровень был выявлен уже у 9 детей. Это означает, что возросло количество число детей, положительно относящихся к учреждению дополнительного образования с сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты. Можно говорить о том, что у детей хореографического коллектива «Радуга» отношение к УДОД находилось на среднем уровне, то есть в среднем положительное отношение к УДОД при отсутствии ориентации на содержание деятельности, а в 2021г. на высоком уровне — положительное отношение к УДОД с ориентацией на содержание деятельности (социальные и собственно учебные аспекты).

В результате опроса детей по показателю нравственно-этическая ориентация нами было выявлено, что у детей незначительно преобладают конвенциональные нормы над моральными и выявлен средний уровень. Изменения заключаются в том, что недопустимость нарушения конвенциональных норм приближается к отметке недопустимости моральных норм. То есть дети начинают лучше понимать моральные нормы и их недопустимость.

III группа показателей — поведенческие качества (отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе).

Изменением за год по данной группе показателей то, что в 2020 году высокий уровень коммуникативной компетенции выявлен у 9 детей (69 %), а в 2021 году этот уровень был определен у более 90 % детей, что составляет 12 из 13 детей. Можно сделать вывод о том, что в данном коллективе преобладает высокий уровень компетенции, но произошли изменения по сравнению с прошлым годом, а именно возросло количество детей, обладающих высоким уровнем. Снизилось количество детей со средним уровнем до минимального. Не был выявлен низкий уровень.

Таким образом, из проведенного эмпирического исследования на базе ДОД ЯО «Центр детей и юношества» мы выяснили, что в дополнительном образовании детей 7–10 лет хореографического коллектива «Радуга» возросло количество детей обладающих высоким уровнем личностных результатов. У детей возросли мотивация и самооценка — дети адекватно оценивают себя и свои возможности, не выявлено негативного отношения к учреждению дополнительного образования, не выявлено низкого уровня организационно-волевых и коммуникативных качеств.

В результате опроса родителей нами было выявлено, что, по их мнению, у детей, посещая учреждение дополнительного образования, формируются личностные результаты. Родители считают, что для развития более высоких результатов детям помогает педагог — он способствует формированию личностных качеств детей, используя методы стимулирования (требования, поощрения, одобрения), создавая детям благоприятную атмосферу, а также осуществляя индивидуальный подход. Родители полагают, что дети с интересом посещают занятия в учреждении дополнительного образования.

В результате опроса педагога, мы выяснили, что на детей влияют такие условия, как: последовательное введение учащихся в разнообразные виды деятельности, создание условий для передачи знаний, умений, навыков, формирование взглядов и убеждений, многообразие форм в учебном процессе, четкая организация подачи материала, учет возрастных особенностей, благоприятная атмосфера, развитие нравственной сферы и коммуникативных качеств. Для формирования личностных качеств педагог проводит: тренировочные и теоретические занятия, экскурсии, конкурсы, тренинги, формы контроля, организует показательные выступления, индивидуальные и групповые формы, просветительскую деятельность, ситуации успеха, дискуссии, подведение промежуточных итогов и итогов занятия, рефлексию, игровую, проектную и изобразительную деятельность.

Так же организуется работа с родителями, а именно: родительские собрания, встречи, беседы, открытые занятия, совместные занятия детей и родителей, концерты, просветительская деятельность.

Проанализировав программу педагога ДО, мы выяснили, что он соблюдает определенные условия для реализации целей и задач, ценит индивидуальность каждого ребенка, учитывает возрастные особенности детей, создает благоприятную атмосферу в коллективе, использует различные формы занятий, в том числе и нетрадиционные, применяет интересные методы и приемы, проводит мероприятия познавательного характера, обсуждает с детьми их успехи, неудачи и перспективы на будущее. Таким образом, педагог способствует формированию и развитию личностного результата детей.

Все вышеизложенное доказывает, что в учреждении дополнительного образования детей формируются личностные результаты.

Литература:

  1. Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» [Текст]: Внешкольник. — № 5. — 1998. — С. 2–9.
  2. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: [Текст] / под. ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, ребенок, дополнительное образование, качество, группа показателей, благоприятная атмосфера, дополнительное образование детей, негативное отношение, нравственно-этическая ориентация, хореографический коллектив.


Задать вопрос