Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию и использовать возможности для запоминания, следует разработать когнитивные стратегии обработки новой информации с помощью активных методов обучения, называемых стратегиями обучения.
В настоящее время мы погружены в социальные и культурные изменения. В этом контексте цели, поставленные перед образованием, обычно имеют в виду интеллект и возможности его развития, которые входят в число основных задач педагогов. Однако многие преподаватели по-прежнему привязаны к старым психологическим и образовательным стандартам. Классическая школа приводит к ассоциативной интерпретации обучения, в которой роль ученика начальных классов должна быть пассивной, посвященной механическому накоплению информации, а роль учителя заключается в моделировании указанного поведения посредством объяснений и рассуждений. При этом основное внимание уделяется методу практики и повторения, что оставляет очень мало возможностей для повышения эффективности учебного процесса, так как моделирует только механический процесс обучения.
Учитывая доказанную неудовлетворенность этой моделью учебного подхода и, прежде всего, методики преподавания, возникает когнитивная технология, концентрирующая внимание на внутренних процессах обучающегося, мыслящая его как активного участника и использующая активную деятельность и основные направления их применения в образовании. Подобные методики преподавания направлены на подготовку творческих учащихся с критическими способностями и с умением решать проблемы и желанием учиться.
Ключевые слова: когнитивная психология, обучение обучению, осмысленное обучение, стратегия преподавания.
Сегодня мы участвуем в социальных и культурных изменениях, где цели образования ставят интеллект и возможности его развития в число основных задач учителей начальных классов.
Учитывая доказанные неудовлетворительные результаты данной модели обучения, нежелание менять направленность учебной программы и методики преподавания, была создана когнитивная технология, с которой нас познакомил М. Е. Бершадский, который обращает внимание на внутренние процессы ученика начальных классов, рассматривая его как активного участника и использует активные методы обучения, способные решать проблемы и научиться учиться, где среди основных тезисов можно выделить следующие моменты:
– на смену передачи знаний приходит обучение способам их осмысления и переработки;
– на смену контроля первичного усвоения приходит создание ситуации для практического применения и творческого развития [1].
Основные аспекты применения когнитивной модели преподавания. Человеческий интеллект и возможности его развития составляют фундаментальный центр интересов психологов и педагогов нашего времени. Это утверждение заставляет нас провести анализ трех основных аспектов, которые характеризуют нашу нынешнюю реальность, где прежде всего, мы переживаем информационный век [2]. Это позволяет нам предположить множество возможностей доступной информации и привлекательную дидактическую форму, в которой они представлены.
Однако, можно обнаружить, что в начальной школе, высока вероятность неуспеха в учебе, потому что уровень усвоения объёма учебного материала учащихся очень сильно отличается, несмотря на усилия учителей преподавать, используя активные формы обучения.
Если обучение — это простое приобретение внешних реакций, то обучение состоит из механической регистрации информационных сообщений в сенсорном хранилище, при этом сенсорные впечатления характеризуют основу всех знаний, даже сложных знаний, которые можно свести к составным элементам. В этом контексте в центре внимания находятся учебные программы, которые напрямую влияют на успеваемость школьника, поэтому главная задача — предоставить всем одинаковые условия образования [3]. Обучение ограничивается созданием ситуаций, в которых учащийся должен реагировать, получая соответствующее подкрепление для каждого ответа. Основное внимание в обучении уделяется методу практики и повторению.
Роль учителя заключается в обеспечении обратной связи для создания и формирования поведения ученика путем распределения подкреплений.
В то время как роль ученика состоит в том, чтобы получать и принимать, а также хранить в памяти знания, заранее запрограммированные посредством тщательного и стандартизированного планирования обучения.
Если обучение имеет приоритет над самообучением, то контроль над этим процессом осуществляется учителем, который программирует материалы. Это имеет два очевидных следствия: с одной стороны, содержание обучения всегда представляет собой набор реакций, независимо от характера изучаемых знаний и без какой-либо связи с предыдущими знаниями. С другой стороны, если изучаются ответы и их исполнение зависит от инструкции, ученик займет чисто пассивную позицию и посвятит себя механической задаче накопления информативного материала в виде ответов без вмешательства психических процессов и когнитивных процессов школьника [4].
Эта проблема стала причиной многочисленных образовательных задач, направленных на их решение. Очень важно искать альтернативные решения, которые постепенно изменят пассивность учеников в процессе обучения — обучения для достижения построения знаний. Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебной деятельности, а не изолированно.
Из вышесказанного следует, что цели, поставленные перед образованием в современном обществе, ставят интеллект и его возможности в число основных задач педагогов. Вместо того, чтобы передавать информацию и использовать возможности для запоминания, следует разработать когнитивные стратегии обработки новой информации с помощью активных методов обучения, называемых стратегиями обучения [5]. В следствии чего ученики станут творческими, способными решать проблемы, самосовершенствоваться и способными учиться.
В настоящее время, применяя рассматриваемый новый подход к обучению в начальной школе, можно отметить большую близость к столь желанной цели, благодаря разработанным подходам, которые помогают учиться стратегически, несмотря на сложные учебные ситуации.
Для того чтобы учащиеся могли реализовать так называемые стратегии обучения, требуется целенаправленное обучение. По этой причине в последнее время появились предположения, что под названием «учить учиться», или «учить думать» пытаются обучать учителей и учеников данным технологиям обучения.
Когнитивная психология направлена на выявление, представление и обоснование цепочки психических процессов или событий. Однако в когнитивной психологии можно выделить две задачи. Первая задача интерпретирует обучение как получение знаний, а вторая заключается в построении смысла при решении поставленных перед учеником задачи.
Этот подход изменил концепцию процесса преподавания, которая заключается в обучении перехода от знания к построению знаний, то есть он рассматривает обучающихся не как пассивных получателей информации, предоставляемой учителем, а наоборот, обучение рассматривается как активный процесс. Таким образом, роль учителя заключается не в том, чтобы передавать знания, а в том, что он участвует совместно с учеником в процессе накопления знаний; таким образом, речь идет о накопленных общих знаниях.
Результаты обучения зависят не от формы представления материала, а от типа представленной информации и от того, как учащийся ее обрабатывает. Кроме того, обучение ориентировано на ученика, и оценка является в высшей степени качественной, в которой ценится структура и качество знаний, с одной стороны, и процессы, которые ученик использует для ответа, с другой.
Еще несколько лет назад образование тратило больше времени и усилий на передачу информации, чем на изучение процессов обучения и их преподавание являются одним из наиболее значимых вкладов когнитивной психологии в области образования в последнее время.
В результате влияния когнитивного подхода на психологию и образование растет интерес к роли ученика как активного участника процесса обучения [6]. В настоящее время основное внимание уделяется анализу всех видов деятельности, в которых обучается школьник в целях приобретения, запоминания, организации и интеграции знаний.
Когнитивная психология нацелена на обработку и структурирование в памяти получаемой информации, а также к развитию когнитивных навыков в рамках данной стратегии обучения и подходов «учить учиться» или «учиться мыслить», применяя активные методы, которые способствуют успешному обучению.
Важно иметь в виду, что образование должно быть направлено на развитие интеллекта, а не на простую передачу информации [7]. Это требует радикального изменения учебных планов, в которых стратегии обучения должны занимать значимое место. Но такие стратегии, в свою очередь, требуют целенаправленного обучения, отсюда возникает необходимость разработки и применения учебных форм и методов, облегчающих приобретение знаний. Таким образом, такое изменение должно происходить и на уровне учебных процессов, где именно последние станут основными инструментами работы учителей для достижения их главной цели — интеллектуального развития учеников начальных классов.
Различные методы обучения доказали свою эффективность, поскольку они используются в качестве основного средства в динамике преподавания в начальных классах [8]. В зависимости от когнитивных процессов, которые способствуют обучению, они могут быть организованы следующим образом:
- Стратегии приобретения новых знаний и формирование планируемых результатов учащихся. Активация предыдущих знаний выполняет двойную функцию, с одной стороны, позволяет понимать, что знают его ученики, а с другой стороны позволяет использовать эти знания в качестве основы для приобретения новых знаний. Этот комплекс стратегий рекомендуется использовать на начальном этапе занятий, включая: предварительные вопросы, предварительную информационную деятельность (например, мозговой штурм) и постановку целей.
- Стратегии ориентации внимания учащихся, которые служат для развития и поддержания внимания обучающихся во время объяснения нового материала. К ним можно отнести: поставленные вопросы, использование ключей для изучения нового материала и использование наглядного материала.
- Стратегии организации информации, которую необходимо изучать. Педагог обеспечивает нужную организацию вопросов, которые необходимо изучать, представляя их в графической или письменной форме, таким образом, повышая их логическую значимость и, следовательно, значимое обучение. Этот комплекс стратегий может быть встроен в различные этапы обучения, которые подчеркивают пространственные визуальные представления, такие как семантические карты, языковые представления, сводные таблицы.
- Связь уже накопленных знаний с новой информацией, которая необходима для изучения, где рассматриваемый интегрированный процесс имеет огромное значение на уроках. Их рекомендуется использовать до или во время обучения.
Заключение . Вывод, касающиеся стратегий в области образования, заключаются в том, что они могут использоваться индивидуально или совместно, когда учитель сочтет это необходимым. Кроме того, их использование будет зависеть от содержания уроков или учебных материалов, выполняемых задач и особенностей обучающихся.
Важно отметить, чтобы учителя перестали работать по традиционной и устаревшей форме обучения, которая, используется некоторыми педагогами в настоящее время. Следует обратить внимание на образовательные стратегии, которые, разработаны по когнитивной модели, которые облегчают получение новых знаний и развивают способности обучающихся.
Литература:
- Бершадская Е. А. Способы введения метода интеллект-карт в начальной и основной школе // Современные образовательные технологии. Теория и практика: сборник научных статей и методических материалов под редакцией В. В. Ефимовой. 2011.
- Ахмадеева Айгуль Ахтямовна. Развитие познавательного интереса и виды его стимулирования у младших школьников // Вестник науки и образования. 2023. № 10 (141).
- Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна, Яяева Алиме Миметовна. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–2.
- Разливинских Ирина Николаевна, Королева Леда Андреевна. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеклассной работе по математике // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (51).
- Шишкина Ксения Игоревна, Саматова Алёна Ахнафовна. Формирование познавательного интереса у младших школьников // Universum: психология и образование. 2021. № 7 (85).
- Черемкина Оксана Петровна, Сокорутова Людмила Владимировна Формирование познавательных интересов у младших школьников // StudNet. 2020. № 2.
- Чернышева Елена Ивановна, Чалых Елена Александровна Формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // ПНиО. 2013. № 3.
- Ксензова Мадина Рахимжановна Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. № 4.