В России, как и во многих других странах, употребляют термин «умный город», но под их словами скрывается немного разные определения и это нормально, так как концепция только начала внедряться в государственную и муниципальную деятельность многих стран. Каждая страна и даже регион может трактовать данный термин по-разному, потому что таким образом они могут выразить особенность развития модели «умного города», подчеркнуть культурные, правовые и религиозные особенности определенной местности. В данной статье мы дадим своё определение «умного города» и попытаемся показать, что нужно сделать для внедрения данной модели в городском округе Самара.
Данная тема актуальна, потому что в условия цифровизации необходимо внедрять новые технологии для совершенствования государственной и муниципальной деятельности, что и позволяет сделать модель «умного города». Однако научных работ и разработок по данной сфере не много, поэтому необходимо уделить данной теме особое внимание. Также в настоящее время трансформация городов в smart City-это одно из ключевых направлений развития в Российской Федерации. Эта трансформация предусмотрена федеральной программой «Цифровая экономика».
Многие говорят о технологическом отставании России, однако мы полагаем, что внедрение модели «умного города» позволит снизить разрыв и поможет улучшить качество жизни населения, усовершенствовать коммуницирование государства и общества, повысить эффективность распределения ресурсов. Данный переход возможен при решении следующих задач: усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере цифровизации и разработки модели «умного города»; обеспечение финансовой поддержки, льгот, грантов городам, внедряющим данную модель; повышение квалификации сотрудников в сфере цифровизации.
Разработка проекта «умного города» будет учитывать международный опыт, адаптированный к особенностям национальной среды.
В проведённом исследовании проанализированы различные статьи, книги, которые связаны с разработкой проектов и моделей «умного города». Все подходы мы разделили на направления:
- Изучение и разработка архитектуры умного города. Здесь обычно описывают абстрактную архитектуру. «Умный город» представляют как набор инициатив, действий, которые будут способствовать развитию городов в этой модели. Разница в работах обычно заключается в очередности выполнения функций, а также в подходах предлагаемых научными деятелями. Например, одни предлагают централизовать власть, а другие против этого.Вторые говорят о некой открытой платформе взаимодействия, в которой будет государственная власть, которая будет прописывать основы построения государства и его развития. Также они говорят, что будет существовать местное самоуправление, которое будет выражать мнение народа, выбирать наиболее подходящие методы развития и конкретизировать законы для своей территории. [4]
- Выявление различных интерфейсов сборов данных о гражданах и городских служб. Сюда может входить накопление информации из социальных сетей, камер-видео наблюдения, различных датчиков. Такую информацию планируется использовать для более эффективного управления городом, однако многие исследователи выделяют проблему нарушения личных границ и использования собранной информации для манипулирования обществом и использования в своих целях. [5]
- Разработка модели построения инфраструктуры города по слоям для удовлетворения потребностей жителей. В ходе работ научные деятели выделяют категории объектов социальной инфраструктуры, определяют их значимость для жителей домов, проводя опросы, анкетирование, анализ посещаемости объектов. Исследователи вычисляют итоговое значение шаговой доступности и начинают ранжировать объекты по значимости, тем самым моделирую построение инфраструктуры. [6]
Так как умный город — это система, которая предполагает эффективное взаимодействие граждан и органов власти различных уровней, то для реализации модели необходимо ускорить время обработки заявлений от граждан, также необходимо усовершенствовать сайты, через которые люди взаимодействуют с городскими органами. Это может помочь органам местного самоуправления выявлять настоящие проблемы муниципалитета и предпринимать действия по их устранению в кратчайшие сроки, а также адаптироваться под изменения в обществе, что на данный момент является пробелом государства.
Ещё одной задачей государства является включение различных жителей города в социальную жизнь и привлечение к активному участию в управлении муниципалитетом. Многие люди не всегда могут зарегистрироваться на сайтах (например, Госуслуги), не могут написать отзыв о работе различных органов, а также участвовать в выборах онлайн. Это можно решить, создав бесплатные курсы по использованию гаджетов для участия в управлении государством, регионом, муниципалитетом. Также в школах и других образовательных учреждениях необходимо рассказывать о важности участия граждан в политической жизни государства, так как многие не понимают, что их мнение очень важно для выявления пробелов в управлении страной.
Одним из основных условий успешного построения и реализации умного города является согласованность деятельности всех направлений, то есть необходимо трансформировать не одну сферу, а сразу несколько и при этом не должно возникать противоречий в действиях.
Мы предлагаем нашу модель, которая представляет:
1) трансформацию в правовом регулировании и закреплении особенностей внедрения и реализации «умного города» в городском округе Самара. Необходимо разработать и закрепить нормативные акты, которые будут направлены на стимулирование внедрения соответствующих технологических решений. Сейчас закреплена в федеральных законах возможность городов самим решать, насколько им важно внедрять технологии цифровизации и умного города, поэтому мы не видим большого развития данной области. В региональных законах необходимо прописать критерии оценивания эффективности программы, указать сроки их реализации и цели, по достижению которых город будет считаться «умным».
2) трансформацию в образовательной сфере. Необходимо, как мы и говорили ранее, проводить уроки по социализации и развития желания участвовать в политической жизни города, страны. Сюда можно отнести также создание курсов, благодаря которым граждане смогут участвовать в жизни города дистанционно, голосуя за кандидатов на выборах или выражать мнения «за» или «против» каких-либо преобразований. Также необходимо повышать квалификацию сотрудников органов власти Самарской области, чтобы они могли внедрять цифровые технологии в свою деятельность.
3) трансформацию в инфраструктуре. Необходимо использовать как можно больше технологий, отвечающим концепции «умного города». Например, создание единой системы видеонаблюдения. Сейчас органы власти Самарской области планируют интегрировать средства видеонаблюдения, фотофиксации в единую систему в рамках программы построения АПК«Безопасный город» (Аппаратно-програмный комплекс «Безопасный город»). Ещё одним примером технологии может стать умный общественный транспорт, позволяющий не только отслеживать движение транспорта, но и подавать транспорт только в те места, где он необходим (где переполнены остановки).
Таким образом, можно говорить о том, что сотрудники органов местного самоуправления городского округа Самара понимают необходимость внедрения технологий «умного города», однако реализация данной модели представлена не лучшим образом и существует много проблем, которые предстоит решить в дальнейшем. Модель «умного города», предложенная нами, не решает все вопросы, однако позволит обратить внимание на важные проблемы, которые тормозят развитие, а также это может поспособствовать ускорению реализации модели в Самаре и других городах.
Литература:
- Государственная программа Самарской области «Умные города» Самарской области на 2019–2024 годы».
- Курчеева Г. И., Клочков Г. А. «Разработка процессной модели «умный город»». Интернет-журнал «Науковедение». Том 9, № 5 (сентябрь-октябрь 2017) // https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-protsessnoy-modeli-umnyy-gorod/viewer (дата обращения 30.10.2023)
- Макаренко К. В., Логиновская В. О. ««Умный город»: стандарты, проблемы, перспективы развития» // https://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-standarty-problemy-perspektivy-razvitiya/viewer (дата обращения 30.10.2023)
- Курчеева Г. И., Алетдинова А. А. «Трансформация инфраструктуры в условиях перехода к концепции «умного города» // В книге: Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики, Санкт-Петербург, 2017.- С. 545–569. // https://elibrary.ru/item.asp?id=28986689&ysclid=losegba0i9995532155
- Намиот Д. Е., Куприяновский В. П., Синягов С. А. «Инфокоммуникационные сервисы в умном городе» // International Journal of Open Information Technologies. 2016 -Toм 4. — No 4. — C. 19. // https://cyberleninka.ru/article/n/infokommunikatsionnye-servisy-v-umnom-gorode?ysclid=loseqz6eq1580223078
- Курчеева Г. И., Алетдинова А. А. «Совершенствование бизнес-процессов на основе информационной модели «умный город»» // В книге: Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы // труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2017. — С. 69–73. // https://elibrary.ru/item.asp?id=28986553&ysclid=loseyvpibs940765585