В настоящее время в Российской Федерации не теряет своей актуальности и значимости вопрос трудоустройства молодых людей, которые являются студентами и выпускниками высших учебных заведений и заведений среднего профессионального образования. Молодые специалисты после окончания обучения при поиске работы сталкиваются с отказами со стороны работодателей. К наиболее распространенным причинам отказа можно отнести отсутствие опыта работы и нехватку практических навыков. В статье анализируется опыт трудоустройства студентов и выпускников высших учебных заведений и заведений среднего профессионального образования, проживающих и проходивших обучение на территории Кировской области, рассматриваются наиболее частые факторы, которые лежат в основе отрицательных решений при приеме на работу, а также предлагаются варианты решений затрагиваемой проблемы.
Ключевые слова: трудоустройство, молодые люди, студенты, выпускники, высшие учебные заведения, заведения среднего профессионального образования, работодатели, отказы, опыт работы.
Currently, the issue of employment of young people who are students and graduates of higher educational institutions and institutions of secondary vocational education does not lose its relevance and importance in the Russian Federation. After graduation, young professionals face refusals from employers when looking for a job. The most common reasons for refusal include lack of work experience and lack of practical skills. The article analyzes the employment experience of students and graduates of higher educational institutions and institutions of secondary vocational education who live and studied in the Kirov region, examines the most common factors that underlie negative decisions when applying for a job, and suggests solutions to the problem.
Keywords: employment, young people, students, graduates, higher educational institutions, institutions of secondary vocational education, employers, refusals, work experience.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике Российской Федерации» одним из основных приоритетных направлений молодежной политики является обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, профессиональному развитию молодых специалистов.
В настоящее время проблема трудоустройства студентов и выпускников высших учебных заведений (далее — вуз) и заведений среднего профессионального образования (далее — ссуз) не теряет своей актуальности и значимости, поскольку речь идет не только о профессиональной самореализации молодых людей и построении ими карьерного пути в рамках полученной профессии, но и о пополнении квалифицированными кадрами предприятий и организаций.
Так, например, согласно итогам последнего проведенного выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование в Кировской области (было осуществлено в 2021 году территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области) установлено, что при попытках трудоустроиться чуть более 80 % выпускников столкнулись с проблемами. Самые распространенные препятствия на пути к работе — это недостаток или отсутствие подходящих вакансий, низкий уровень предлагаемой заработной платы, отсутствие опыта или его небольшая продолжительность.
Еще одной яркой иллюстрацией затрагиваемой проблемы является проведенный в 2023 году сервисом по поиску работы SuperGob опрос молодых специалистов Кировской области, которые выпустились из вузов в период с 2021 по 2023 год. Согласно проведенному опросу, 65 % выпускников, окончивших учебные заведения высшего образования на территории Кировской области, столкнулись с отказами работодателей при попытке трудоустроиться в связи с отсутствием опыта.
Таким образом, проанализировав статистику прошлых лет, можно сделать вывод о том, что большинство студентов испытывает трудности при трудоустройстве по окончании учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.
Несмотря на активную деятельность различных институтов содействия занятости выпускников вузов, возрастающее внимание со стороны государства к проблеме занятости молодежи, на сегодняшний день процесс трудоустройства молодежи можно охарактеризовать как преимущественно индивидуальный, слабо регулируемый и свободный [2].
Для решения вышеуказанного проблемного вопроса необходимо организовать взаимодействие образовательных учреждений, работодателей и органов публичной власти. Такой комплексный подход может поспособствовать снижению процента молодых людей, столкнувшихся с проблемой поиска работы после выпуска из образовательных организаций.
Так, например, можно предусмотреть возможность трудоустройства студентов старших курсов во время обучения. Такая временная занятость помимо приобретения заветного опыта работы и необходимых навыков послужит реальной возможностью студентам заработать денежные средства. По мнению автора, такой вариант решения проблемы будет являться достаточно действенным, поскольку иные способы вхождения в профессию (практика либо стажировка) не решают данной проблемы.
Для того, чтобы обеспечить возможность трудоустройства студентов, учебные заведения могут осуществлять взаимодействие с организациями на основе соглашений о сотрудничестве, устраивать дни открытых дверей, приглашать представителей работодателя на различные интерактивы, проводимые в учебных заведениях. Органы публичной власти, в свою очередь, могут поспособствовать в таком взаимодействии путем проведения так называемых ярмарок вакансий для выпускников вузов и ссузов, на которые будут приглашены как представители работодателя, так и студенты учебных заведений.
Кировская область имеет опыт проведения таких мероприятий. Наиболее успешной, по мнению автора, была ярмарка вакансий, проведенная для студентов и выпускников в 2010 году при участии управления государственной службы занятости населения Кировской области. Согласно данным, представленным на сайте Правительства Кировской области, в ярмарке приняли участие 60 предприятий и организаций области и 1121 студент и выпускников из учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Кировской области.
В качестве одной из гарантий трудоустройства молодых граждан, окончивших вуз или ссуз, может послужить закрепление на законодательном уровне правила о первой работе. Согласно данной концепции работодателю, который принимает на первое место работы студента или выпускника, предоставляется льгота по уплате за него страховых взносов в течение двух или трех лет. При таком подходе молодые люди получат необходимый опыт работы, официальное трудоустройство, возможности для дальнейшего карьерного роста, а организации (индивидуальные предприниматели) смогут сэкономить фонд заработной платы. Такая законодательная новелла поможет не только в решении вопроса трудоустройства молодых людей, но также и окажет положительное воздействие на бюджет Российской Федерации в целом, поскольку содержание безработных молодых людей посредством выплат является обязанностью государства.
Одной из причин отказа в принятии на работу служит высокая степень неудовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников.
Основу обучения в учебных заведениях составляют теоретические знания, которыми, безусловно, должен обладать каждый студент. Однако, во всех сферах и в каждой профессии большую роль играет именно практический аспект. Работодатели зачастую помимо диплома интересуются и тем, где бывший студент проходил практику, какие навыки во время процесса обучения и прохождения практик были им усвоены. В этой связи возникает следующая проблема: в большинстве учебных заведений обучение строится на теоретических, а не практических навыках, которые зачастую ввиду постоянного развития современного мира не соответствуют действительности, в результате чего студент после выпуска не располагает теми навыками, которые смогут пригодиться ему в реальной жизни.
Один из путей решения выявленной проблемы трудоустройства выпускников вузов и ссузов — ориентация учебного процесса на формирование навыков реальной деятельности в условиях рыночной экономики, в частности:
1) актуализация содержания обучения в соответствии с требованиями и реалиями положения на рынке труда;
2) усиление практической составляющей в подготовке студентов на основе учебных и производственных практик, проведение различных семинаров и подобных им мероприятий с практиками из бизнеса, ведение проектной деятельности, подразумевающей решение практических задач в рамках обучения в вузе.
Внедрение учебными заведениями указанных мер будет способствовать тому, чтобы по окончанию обучения выпускник обладал совокупностью знаний и навыков, которые помогут ему без промедления включиться в практическую деятельность.
Таким образом, проблема трудоустройства студентов и выпускников не теряет своей актуальности в настоящее время. Наиболее частая причина отказа работодателя при приеме на работу — отсутствие необходимого опыта работы. Для решения данной проблемы необходим системный подход с привлечением учебных заведений, организаций и предприятий, а также с участием представителей органов публичной власти.
Литература:
- О молодежной политике Российской Федерации: Федер. Закон [принят Гос. Думой 23.12.2020] // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52(ч.1) Ст. 3430. С. 127–149.
- Омарова К. А., Курбанова К., Элдарова А. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации выпускников вузов на рынке труда // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 2. — С. 240–248.
- Информация об итогах последнего проведенного выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование в Кировской области, в 2021 году [Электронный ресурс]. // URL:https://43.rosstat.gov.ru/news_resp/document/157607 (дата обращения: 26.01.2024).
- Информация о занятости и трудоустройстве студентов и выпускников на территории Кировской области за 2010 год [Электронный ресурс]. // URL:https://www.kirovreg.ru/social/youth/vcps/2.php (дата обращения: 27.01.2024).