«Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 16.02.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Боязит, Н. Г. «Малыши-крепыши»: опыт реализации интегративной развивающей программы нового поколения / Н. Г. Боязит. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111278/ (дата обращения: 21.11.2024).



Здоровье дошкольника является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно-нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в будущем. Инструктор по физической культуре в ДОО может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача — сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие в детях стремления быть физически сильными, развитыми и воспитание внимательного отношения к своему организму.

Актуальность выбора педагогическим коллективом парциальной программы «Малыши-крепыши» обусловлена тем, что она закладывает базовый уровень, способствующий успешному освоению учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе, обеспечивая общефизическую подготовку, инициативность и самостоятельность детей в организации двигательной деятельности, обеспечивает качественную подготовку к сдаче норм ГТО, позволяет целенаправленно проводить оздоровительную работу в детском саду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Почему же в программе «Малыши-крепыши» такое большое внимание уделено формированию предпосылок здорового образа жизни, в целом проблеме сохранения здоровья? Такой вопрос непременно задаст каждый пытливый, думающий, развивающийся педагог. Давайте порассуждаем вместе…

По данным исследований, в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. Удельный вес часто болеющих детей 5–6 лет жизни колеблется в пределах 25–30 %, то есть часто болеющим является каждый 4–5 ребёнок.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Еще выдающийся польский педагог, врач Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье. Нет! Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Сегодня нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Быть здоровым — естественное стремление человека. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем послании нации сказал: «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого».

Современная диагностика физического развития, представленная в программе «Малыши-крепыши», позволяет целенаправленно проводить оздоровительную работу в детском саду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Физкультурно-оздоровительное направление деятельности ДОО подразумевает развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности, приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление реализуется инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОО.

С помощью здоровьесберегающих технологий инструктор по физической культуре в процессе своей деятельности решает следующие задачи:

1) обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

2) содействие правильному физическому развитию детей;

3) укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;

4) формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.

Традиционными в дошкольном учреждении стали беседы с детьми о здоровье, проведение подвижных игр, в том числе, придуманных детьми, самостоятельная деятельность воспитанников с использованием нестандартного оборудования, чтение художественной литературы в рамках реализации детско-родительских здоровьесберегающих проектов («Мой день», «В здоровом теле — здоровый дух», «Питаемся правильно», «Вкусная каша!», «Спорт в моей семье»), проведение закаливающих процедур, применение здоровьесберегающих технологий.

Для того, чтобы занятия приносили детям радость и способствовали формированию интереса к физическим упражнениям, используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является проведение занятий по физической культуре в форме двигательных рассказов. При таком способе все части занятия объединяются интересным сюжетом, общей темой. Сюжет обязательно подразумевает наличие какой-либо цели, к которой стремятся дети вместе с педагогом (помочь зайчику, поиграть с животным, позаботится о семье) Тема таких занятий: «Котята», «Дружная семья», «Поможем куклам», «В гостях у Михаила Потапыча», «Заюшкина избушка», «Мы весёлые цыплята». Таким образом, интрига, привлекающая детей, сохраняется на протяжении всего занятия и помогает сохранить неустойчивое внимание малышей.

Физкультурно-оздоровительное направление деятельности ДОО подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление реализуется инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОО.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОО инструктором по физической культуре используются следующие формы и методы:

— основные виды движения — используются для развития физических качеств (скоростных, силовых, в том числе гибкости, выносливости, координации движений); формирования у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; накопления и обогащения двигательного опыта у детей;

— подвижные игры — могут быть как малой, так и средней степени подвижности, используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков;

— общеразвивающие упражнения с предметами и без них — помогают развивать мелкую и крупную моторику детей; контролировать свои движения и управлять ими;

— корригирующие упражнения — используются в начале занятия, чаще проводятся в виде имитационных движений зверей и действий под музыку. Способствуют формированию правильной осанки, включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;

— эстафеты — используются как часть спортивного мероприятия или занятия, вместо подвижной игры. Помогают в создании благоприятного эмоционального состояния у детей, приобщении детей к здоровому образу жизни;

— стретчинг — включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы;

— ритмопластика — включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности, развивает координацию движений, ловкость, быстроту, умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

— дыхательная гимнастика — применяется внутри занятия или в заключительной части. Стимулирует кровообращение, восстанавливает дыхание и имеет оздоровительный эффект;

— пальчиковая гимнастика — может применяться в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает мелкую моторику и координацию движений;

— релаксация — необходима для душевного равновесия, отдыха и успокоения. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;

— самомассаж — проводится во время разминки или в конце занятий с использованием массажных мячиков и без. Благоприятно влияет на психику ребенка и способствует оздоровлению организма;

— беседы о здоровье — включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;

— активный отдых — проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, развлечений, досугов, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.

Дошкольное учреждение является первым и главным центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Работа с родителями проводится в форме родительский собраний, консультаций и сообщений, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах, сайте детского сада, демонстрация презентаций. Родители — активные участники клуба по интересам: «Походы выходного дня». В дошкольном учреждении традиционно проводятся совместно с семьями воспитанников «Семейные спартакиады», «Малые олимпийские зимние игры», спортивные соревнования.

Необходимым условием развития двигательной активности детей является создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды. В дошкольном учреждении приобретены спортивные тренажеры для развития всех групп мышц, атрибуты, модули, массажные коврики, дорожки, другие предметы, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы; созданы картотеки подвижных игр, разработаны специальные оздоровительные комплексы; ведутся физкультурно-оздоровительные кружки (детский фитнес, йога).

В группах созданы физкультурные уголки, в которых размещено специальное оборудование для физкультурных занятий и для самостоятельной двигательной активности детей: мячи, обручи, кегли, доска для ходьбы, обруч с игрушками для подпрыгивания; совместно с родителями изготовлено нестандартное оборудование: парашют, паук, колпак.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физической культуре повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, Т. 7. № 2.
  2. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ, 2004, № 1.
  3. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ, 2005, № 5.
  4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  5. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ, 2004, № 1.
  6. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья, 2000, Т. 7. № 2. С. 29–34.
  7. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание, 2004, № 1.- с. 114–117.
  8. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. — № 2.- с. 171–187.
  9. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы — составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
  10. «Формы оздоровления детей 4–7 лет». Автор — составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, двигательная активность, детский сад, дошкольное учреждение, занятие, координация движений, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Юный инспектор Ивашка ищет помощников»: интегрированное мероприятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

«В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

«ГТО — это здорово!»: методическая разработка агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной компетенции в иностранной аудитории

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

«Особые дети»: первые шаги к коррекционно-развивающим занятиям (из личного опыта)

«Сказочная карусель»: планирование летней оздоровительной кампании для детей с ментальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы с детьми 5 – 6 лет

Похожие статьи

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования

«Юный инспектор Ивашка ищет помощников»: интегрированное мероприятие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

«В поисках сокровищ»: квест-игра для педагогов

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

«ГТО — это здорово!»: методическая разработка агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной компетенции в иностранной аудитории

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

«Особые дети»: первые шаги к коррекционно-развивающим занятиям (из личного опыта)

«Сказочная карусель»: планирование летней оздоровительной кампании для детей с ментальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы с детьми 5 – 6 лет

Задать вопрос