В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых компетенций, необходимых обучающимся для успешной адаптации в условиях цифрового пространства.
Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции цифровой экономики, информатика.
На сегодняшний день современные тенденции диджитализации проникли во все сферы жизнедеятельности человека, включая цифровую экономику, которая является одной из основных отраслей для процветания и развития общества. Поскольку школьники — это будущие лидеры, предприниматели, возникает необходимость в приобретении навыков и знаний, которые помогут обучающимся уверенно взаимодействовать с цифровыми технологиями и эффективно использовать их для достижения поставленных целей. В связи с этим, формирование компетенций, необходимых для успешной адаптации в цифровом пространстве, становится приоритетной задачей среднего образования.
Несомненно, благоприятной средой в развитии компетенций цифровой экономики у школьников является предмет «Информатика». Уроки информатики предоставляют широкий спектр знаний о компьютерах, устройствах, программном обеспечении, программировании, структурах данных, информационной безопасности — это является фундаментом для работы с современными технологиями. Важно отметить, что обучение информатике направлено не только на развитие технических навыков, а также развитие цифровой грамотности, которая играет важную роль в формировании навыков современной экономики.
Опираясь на многогранность набора компетенций цифровой экономики, проанализирован ряд исследовательских работ по изучению подходов к формированию ключевых навыков у обучающихся [1–5]. В связи с этим, обозначим основные подходы, которые являются наиболее эффективными и перспективными в процессе обучения информатике:
– обучение через игры и симуляции;
– проектная деятельность;
– развитие навыков критического мышления;
– организация исследовательской работы.
В связи с вышеизложенным, целесообразно выделить задания, направленные на развитие ключевых компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика», в рамках обозначенных подходов.
Повсеместно известно, что наиболее распространенным в области информатики является подход «обучение через игры и симуляции», включающий в себя использование цифровых ресурсов, образовательных платформ, интерактивных средств и инструментов, что позволяет обучающимся более глубоко погрузиться в изучение материала, лучше его усвоить, а также повышает активность и интерес к предмету.
Так, например, одной из популярных онлайн-платформ по созданию и использованию интерактивных заданий является LearningApps.org. Платформа предлагает различные общедоступные шаблоны для создания собственных упражнений, а также готовые задания, разработанные другими пользователями. Хочется отметить, что в настоящее время имеется большое количество цифровых инструментов по созданию увлекательных обучающих тренажеров, которые с легкостью интегрируются в сценарий урока информатики, например, ClassTools, WardWall, Learnis, Joyteka, eTreniki и многие другие образовательные сервисы. Использование подобных платформ повышает мотивацию учащихся, развивает цифровую и информационную грамотность, критическое мышление, тем самым способствует эффективному формированию цифровых компетенций у обучающихся.
Не менее известным подходом является «проектная деятельность», которая помогает обучающимся применять полученные знания на практике и развивать свои навыки в цифровой среде. В рамках данного подхода обучающиеся могут быть задействованы в создании игр, веб-сайтов, приложений, робототехнических конструкциях, графического дизайна и т. д.
Например, при создании веб-сайта можно использовать бесплатный инструмент, обладающий простым и понятным интерфейсом — Google Sites. Данный инструмент отлично подходит не только для создания проектов, но и портфолио, блогов, веб-страниц и других целей. Следовательно, в ходе осуществления проектной деятельности ученики сталкиваются с реальными проблемами, которые требуют поиска творческих и инновационных решений. При этом школьники учатся работать в команде, решать проблемы, адаптироваться к новым технологиям и осваивать основы программирования, что является неотъемлемыми навыками цифровой экономики.
Следующий, не менее важный подход — «развитие навыков критического мышления», направленный на стимулирование способности анализировать, оценивать и критически мыслить о представленной информации, а также принимать логичные решения в результате проделанного анализа. Также ключевыми элементами развития критического мышления является умение выявлять и анализировать различные точки зрения, оценивать достоверность источников информации и различать факты от мнений и предположений. Примером заданий, направленных на реализацию данного подхода, могут выступить карточки с реальными ситуациями, на основе которых предлагается поиск наилучшего решения проблемы. Допустим, обучающимся предоставляется список из нескольких паролей, которые пользователи используют для входа в учетные записи. Требуется проанализировать каждый пароль и предоставить рекомендации. Проиллюстрируем задание на рис. 1.
Рис. 1. Карточка с заданием на развитие навыков критического мышления
При разработке упражнений на оценку достоверности информации можно подготовить ряд интернет-источников, содержащих сведения, соответствующие теме урока информатики. Задача учащихся — проанализировать каждый источник на предмет достоверности и надежности его содержания. К данному подходу также можно отнести использование кейс-метода, который содержит реальные ситуации из цифровой экономики и требует принятия решений и оценку их последствий.
Применение схожих заданий является большим импульсом для развития критического мышления у школьников, поскольку процесс их выполнения требует не простого запоминания или поверхностного понимания, а напротив активного и глубокого осмысления информации. Вместе с тем, при разбиении на группы или работе в парах, подобные задания способствует развитию самоанализа, улучшению коммуникационных навыков и построению качественных отношений с окружающими.
Ценным подходом, стимулирующим ряд компетенций цифровой экономики у школьников, является «организация исследовательской работы», позволяющий обучающимся активно взаимодействовать с учебным материалом, применять теоретические знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы, анализа, синтеза и решения проблем.
В качестве задания, для учащихся можно выдать темы исследовательской работы на выбор или предложить сформулировать их самостоятельно. В зависимости от наполняемости класса разделить на микро-группы, в которых каждому ученику должна быть отведена определенная роль. По итогам исследования команды выступают перед сверстниками, подготовив презентацию в программном обеспечении PowerPoint и формулируют рекомендации, соответствующие теме проделанной работы.
Задания, разработанные с целью реализации исследовательской деятельности, позволяют школьникам более глубоко изучать интересующие их темы, проводить эксперименты, анализировать данные и делать выводы. Такой процесс стимулирует творческое видение, способствует развитию аналитического мышления и умению принимать объективные решения на основе полученных результатов и наблюдений. Кроме того, исследовательские навыки формирует у учащихся уверенность, инициативность и ответственность — важные элементы личностного и интеллектуального развития. Следовательно, организация исследовательской деятельности на уроках информатики представляет собой ценный инструмент формирования компетенций в условиях современной экономики.
Таким образом, задания, ориентированные на формирование компетенций цифровой экономики у школьников по информатике представляют собой ключевой элемент современного образования, направленный на подготовку нового поколения к цифровой реальности. Поскольку подобные задания не только обучают базовым знаниям работы с цифровыми технологиями, но и развивают ключевые компетенции необходимые в условиях цифровой экономики: критическое и аналитическое мышления, творческие способности, умение работать в команде, применять полученные знания на практике. Использование комплекса заданий, с точки зрения каждого обозначенного подхода, содействует не только успешному обучению, но и подготавливает будущих специалистов, готовых к творческой и продуктивной деятельности в цифровой экономике.
Литература:
- DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With Eight Proficiency Levels and Examples of Use. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_(online).pdf.
- Шестакова Л. Г., Лапенок М. В., Шмигирилова И. Б., Рванова А. С., Пустовалова Н. И. Формирование ключевых компетенций цифровой экономики у магистрантов — будущих педагогов // Международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». URL: https://pnojournal.wordpress.com/2022–2/22–06/.
- Кусаинова Г. Е. Формирование компетенций цифровой экономики в предметной области информатики // XI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математики и естественных наук», посвященная 100-летию со дня рождения к. п.н., доцента В. Л. Рабиновича. — Петропавловск-Баку-Сургут, 2023.
- The New Foundational Skills of the Digital Economy. Developing the Professionals of the Future. URL: https://www.burning-glass.com/wp-ontent/uploads/New_Foundational_Skills.pdf.
- Schwab K. The Fourth Industrial Revolution: what it means, how to respond. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-fourth-industrial-revolution-what-it-means-and-how-to-respond.