В данной статье представлены результаты констатирующего эксперимента и его анализ. На основе разбора научно-теоретической базы проведен отбор методик для логопедического обследования. Была организована работа по проведению констатирующего этапа логопедического обследования звукопроизношения дошкольников с ОНР 2–3 уровня. Кроме того, даны определения метода, констатирующего эксперимента, проанализированы основные диагностические методики в коррекционной работе учителя-логопеда.
Ключевые слова: м етодика, логопедическое обследование, педагогический эксперимент, констатирующий этап, уровень, критерий.
Настоящая работа посвящена вопросу организации и содержанию констатирующего этапа экспериментальной работы по изучению звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент является первым этапом в проведении экспериментальной работы и имеет важное значение для определения начального состояния исследуемых явлений и получения базовых данных. Он позволяет установить текущую ситуацию и оценить характеристики исследуемых переменных до внедрения каких-либо изменений или манипуляций.
Основной целью констатирующего эксперимента является в сбор информации о текущих условиях, уровне знаний, навыках, предпочтениях и характеристиках участников исследования. Организация и содержание констатирующего этапа экспериментальной работы зависят от конкретных целей исследования, предметной области и методологии. Тем не менее, некоторые общие принципы, которые могут быть учтены в организации и содержании констатирующего этапа эксперимента.
Таким образом, организация и содержание констатирующего этапа экспериментальной работы играют ключевую роль в формировании базы данных для дальнейшего проведения педагогического эксперимента, а также для обоснования актуальности исследования.
Педагогический эксперимент — это научно обоснованное исследование, проводимое в образовательной среде с целью изучения влияния различных педагогических методов, подходов, технологий и инноваций на процесс обучения и развитие обучающихся. [5]
Важно отметить, что проведение педагогического эксперимента — это сложный и многоступенчатый процесс, требующий участия квалифицированных педагогов, исследователей и специалистов для обеспечения надлежащего планирования, проведения и анализа.
Целью данного констатирующего этапа исследования было выявить уровень и особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, нами были поставлены следующие задачи:
- Сформировать группу участников исследования;
- Подобрать диагностические методики, которые направлены на всестороннее изучение звукопроизношение у дошкольников;
- Провести экспериментальную работу по обследованию звукопроизношения;
- Проанализировать полученные результаты эксперимента, провести количественный и качественный анализ данных [3].
При проведении констатирующего этапа исследовательской работы были использованы общепринятые в логопедии методы и приемы, представленные в работах О. Б. Иншаковой [1], В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [2], использовались альбомы и материалы, рекомендованные для логопедических обследований адаптированные для решения задач исследования.
В качестве основной методики обследования звукопроизношения использовалась методика «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.
Обследование произношения звуков:
изолированно;
– в словах;
– в слогах;
– во фразах;
– в потешках;
– в самостоятельной речи;
– в отраженной речи.
При общей оценке состояния звукопроизношения использовалась трехбалльная система:
1 балл — нарушения как согласных звуков (более трех групп), так и гласных звуков (усредненность /редуцированность/, назальный оттенок), нечеткость артикуляции и умеренно выраженное снижение разборчивости речи; низкий уровень мотивации к выполнению задания, стимулирующая помощь не учитывается; 2 балла — негрубые нарушения отдельных согласных звуков или групп согласных звуков (до трех-четырех групп), некоторое снижение четкости артикуляции, незначительное ухудшение разборчивости речи; 3 балла — незначительные недостатки звукопроизношения, артикуляция четкая, разборчивость речи не нарушена.
По результатам проводился качественный и количественный анализ полученных результатов. На первом этапе исследования проводилась диагностика звукопроизношения у младших школьников. В эксперименте приняло участие 30 детей в возрасте 3,5 до 7 лет.
Результаты уровня звукопроизношения детей экспериментальной группы представлены в рис. 1.
Рис. 1
Проведя анализ звукопроизносительной деятельности дошкольников по каждому виду заданий, мы распределили исследуемых экспериментальной группы по предложенным уровням следующим образом.
Низкий уровень — 40 % (12 человек)
Средний уровень — 36,7 % (11 человек)
Высокий уровень -23,3 % (7 человек)
В ходе исследования выяснилось, что наибольший процент участников эксперимента имеют низкий и средний уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников. Средний балл составил 1,7, что соответствует среднему уровню.
С целью детального изучения звукопроизношения, за основу был взят «экран звукопроизношения» и выделены по производимому звуками акустическому впечатлению подгруппы звуков для обследования. Всего 14 звуков:
– свистящие «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц»
– шипящие «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
– твердые «Л», «Р»
– мягкие: «Й», «Ль», «Рь» [4].
Для проведения качественного анализа необходимо рассмотреть результаты диагностики звукопроизношения у детей отдельно по каждому участнику эксперимента в процентном соотношении. Так только, 7,14 % (2 звука) имели нарушения 3 детей, среднее количество от 14,2 % — 35,7 % (от 3 до 6 звуков) имели нарушения 17 детей, 42,8–54,14 % (от 6 до 8 звуков) 8 детей имели нарушения, 71,40 % (7 и более звуков) имели нарушения 2 ребенка. Диаграмма в процентном соотношении представлена в рис. 2
Рис. 2
Искажениями более 3 звуков характеризовались 27 (92,86 %) дошкольников. При этом только в 3-х случаях (11,1 %) отмечались искажения только 1–2 звуков. Одинаковый вид искажений разных групп звуков отмечен у 4 дошкольников (14,8 %). Нарушения в произношении звуков, характеризующиеся различным видом искажений звуков (например, межзубным произношением свистящих и боковым произношением шипящих звуков), наблюдались у 6 детей (22,2 %).
Заменами и смешениями характеризовались 6 детей (22,2 %). При этом у 3 детей (11,1 %) в речи встречались только фонематические нарушения. У 9 дошкольников (33,3 %) фонетические нарушения сочетались с фонематическими нарушениями — заменами, смешениями. У 4 (14,8 %) детей были отмечены сочетания искажений с заменами и смешениями.
Средний уровень развития звукопроизношения показали 57 % участников экспериментальной группы. Это дошкольников, у которых были отмечены негрубые нарушения отдельных согласных звуков или групп согласных звуков, а также незначительное снижение четкости артикуляции и ухудшение разборчивости речи. У остальных дошкольников были отмечены нарушения более 4-х групп согласных звуков или же 3 группы согласных и гласных звуков. Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами.
Кроме того, с целью проверки выборки детей было проведено дополнительно математическое распределение статистических данных, которые позволяют представить варианты количества нарушенных звуков, частоту нарушений, общий объём выборки. Данные по выборке детей представлены в таблице 1.
Таблица 3
Xi |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
Ni |
5 |
3 |
4 |
7 |
3 |
3 |
5 |
2 |
Wi |
0,17 |
0,1 |
0,13 |
0,23 |
0,1 |
0,1 |
0,17 |
0,07 |
Xi — количество нарушенных звуков;
Ni — частота повторения;
Wi — средний объем выборки.
Данное распределение выборки доказывает, что произведенные подсчеты были произведены верно. Общая сумма всех частот всегда равна объему выборки wi, что можно использовать для проверки правильности подсчетов. В данном случае при сложении всех показателей wi получается 1, следовательно, результаты выборки верны [5].
В заключении, можно сделать вывод, что проведенное исследование показало: общий уровень развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР II-III уровня находится на среднем и низком уровне и не соответствует возрастной норме. В основе нарушений произношения таких учащихся лежат сочетанные нарушения. Большинство учащихся экспериментальной группы страдают ротацизмом и ламбдацизмом.
Литература:
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. Методическое пособие(рекомендации), М.: «Владос», 2022–279 с.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста, М.: «Гном-Пресс», 2020. — 52 с.
- Ольховский Д. В., Лоскутов А. А. Педагогический эксперимент: методика проведения и внедрения в образовательную деятельность // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6.;
- URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28153 (дата обращения: 06.10.2023).
5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
- Учебное пособие по дисциплине «Математика и информатика» для студентов гуманитарных и педагогических специальностей очной формы обучения. /сост. Егорова Э. В.– Тольятти: ТГУ, 2008.
- Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии /В. П. Иванова, Н. Н. Палагина; Под общ. ред. Н. Н. Палагиной. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. — 198 с.