В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами анализа-синтеза и принятия решения исследованы цели и возможности такого сотрудничества. В частности, акцентируются такие методы (инструменты), как скринкастинг, «перевернутый класс», ситуационное моделирование. Разработан набор поддерживающих такое сотрудничество тестовых заданий-кейсов. Результаты помогут и в практической поддержке процесса обучения.
Ключевые слова : педагогическое сотрудничество, ученик, учитель, скринкастинг, перевернутый класс, принятие решения
Введение
Инновационные образовательные технологии и среды (как принято, «экосистемы») помогают развивать образовательный процесс и информационно-логическую и медиа-коммуникативную культуру ученика. Образовательные потребности общества, активация педагогического сотрудничества ученика (команды, класса) и учителя, тьютора выдвигают новые, цифровые требования к компетенциям учителя, к темпу обновления и объему учебных инструментов, технологий. Появляются новые цифровые образовательные экосистемы, учитывающие образовательные и коммуникативные потребности обучения учеников, в том числе, английскому языку.
Образовательные потребности общества требуют развития информационной культуры акторов (участников) обучающего процесса [1], инновационных образовательных технологий и сред, в частности, SMART-обучения [2]. В работе «образовательная среда» понимается как узко, «программно-технологически», так и широко, системно, как комплекс новых целей, задач, методик и требований образовательного рынка (как и рынка труда).
Проведен анализ инструментально-технологических возможностей и задач для повышения сотрудничества ученика и учителя в учебном процессе и их преломление для нужд обучения английскому языку.
Персонализация и интеллектуализация сотрудничества
Персонализацией обучения активно начал в 1970-х годах заниматься педагог-психолог Б.Блум (Блюм). Он использовал целевые обратные связи и возможности практики. Сейчас многие считают единение образования и инновационных технологий (особенно, нейросетевых) ключевым фактором развития образования.
Использование нейро-айтрекинга, идентифицирующего ученика, который не понял некоторые моменты, позволяет адаптивно изменять как учебный контент, так и форму его донесения. Идея индивидуализации для каждого обучаемого при использовании лишь традиционных технологий нежизненная, но она жизнеспособна инновационных технологий, систем.
Адаптация к конкретным потребностям отдельного обучаемого является приоритетной и для учителей английского языка.
Каждый ученик — отражение личностных особенностей, определяющих его дальнейшее профессиональное развитие. Поэтому учебная деятельность по изучению английского языка должна предусматривать его особенности и возможности активизации процесса формирования коммуникативных компетенций [3].
Индивидуализацию обучения английскому языку мы понимаем использование возможностей (способов, приемов) технологий и возможностей (творческих, опыта и др.) учеников при обучении языку. Это не обязательно учет способностей каждого отдельного ученика, включая и психологические его возможности. Здесь учителю помогают традиционные формы — факультативы, классы «с уклоном» и др. Но основная надежда на инновационные подходы, новые образовательные технологии.
Пример 1. Например, речевую деятельность можно контролировать и направлять с помощью фонетических искусственных систем, синтаксическую грамотность — использованием интеллектуальных переводчиков, а семантическую — интеллектуальными ассистентами, чат-ботами.
При реализации образовательной процедуры в ней отражается взаимосвязь индивидуального и дифференциального, отражаются компоненты и цифровые профили («цифровые двойники») учебного процесса, от постановки цели до вывода заключения, принятия решения по ситуации. Такое обучение отходит от ориентации на «кванты знаний», «среднего ученика» и переходит к компетенциям и «подтягиванию» к уровню «лучших учеников»,
Индивидуализация — важный и релевантный инструментарий для активизации языковых способностей ученика, его темперамента, органических потребностей, способностей выполнять деятельность.
С помощью инновационных технологий и учебных сред можно развивать не только коммуникативные, но и языковые способности. В целом — познавательные способности и деятельность для осмысления, переключения внимания, активации слуха и зрения, различных системных методов, как, например:
1) анализ-синтез;
2) логическое и алгоритмическое мышление;
3) эмоционально-оценочная деятельность;
4) конструирование и трансформация речевых единиц;
5) контекстный выбор;
6) вербализация, импровизация;
7) коммуникативная активность и др.
Пример 2. Если использовать картинки, визуализацию и интерактивную доску на уроке английского языка, то можно снять затруднения связности речи, произношения. Групповая работа над кейсом поможет самостоятельности, творческой работе, активизации коммуникативных компетенций. Задание на анализ употребления вопросительных предложений и слов с помощью индексных ссылок поможет в отработке фонетических умений. «Сильный ученик» может выполнять при этом роль тьютора, например, выстраивая цепочку «слабых учеников» для формирования из грамматических конструкций, лексических единиц цельного ответа. Учитывается неравномерности (темпа, объема) коммуникативных умений.
Задача самого учителя — активизировать психическое и эмоциональное состояние готовности к продуктивной работе, а затем управлять процессом и коммуникативным опытом, механизмом. Это способствует сближению класса, группы, ученика и учителя. При этом появляется возможность нейтрализовать противоречия между:
1) индивидуальным и групповым;
2) индивидуальными методами и технологиями групповой работы;
3) нагрузкой учителя и ученика (трудоемкостью индивидуализации обучения).
Пример 3. Обученность — проявление глубины и объемности компетенций ученика. Обучаемость — уровень его самостоятельной учебной деятельности. Внимание — сосредоточенность на изучаемых объектах и процессах. Память — процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Искусственный интеллект позволит адаптивно управлять даже 30 обучаемыми в группе.
Пример 4. Компании Content Technologies, Carnegie Learning разрабатывают образовательные интеллектуальные цифровые платформы на основе поддержки систем обучения, тестирования и обратных связей. Есть мультиязычные, мультиагентные системы, доступные всем, например, создающие в реальном времени субтитры к учебному контенту с помощью бесплатного плагина к PowerPoint. Ими пользуются все, особенно активно те, кто не может посещать занятия по болезни или физическим ограничениям. Учитель английского языка тратит много времени на оценку заданий и тестирование. Нейро-системы позволяют автоматизировать тестирование, как подготовительную работу, так и проведение и анализ результатов. Эффективны «интеллектуальные репетиторы», например, Carnegie Learning с когнитивным подходом для персонализированного обучения с коррекцией.
Применение скринкастинга
Инструментом, позволяющим согласовать возможности традиционных и цифровых технологий, методик визуализации и виртуализации учебного контента является скринкастинг. Screen — «экран», broadcasting — «вещание», следовательно скринкастинг — вещание в веб-сетях, аудио-видео передача учебного контента адресату.
Скринкаст — отображение элементов учебной деятельности, траектории обучения на экране. Это — цифровое видео-аудио действий лектора (модератора) на мониторе [4]. Цель скринкастинга — создание информационно насыщенной мультимедиа-презентации, отражающей логику учебного контента, его структуру и возможные подсказки.
Скринкастинг — это видеоролик учебных мультимедиа-действий, этапов видео-аудио сопровождения, альтернатива видеозаписи. Принцип скринкастинга: «смотри, делай, как показываю». Он имеет разнообразные приложения.
Пример 5. При пошаговом обучении или демонстрации лексических форм английского языка, обучаемый может выбрать темп, последовательность их демонстрации, вести обмен мнениями, подключать социально-сетевые возможности, например, фонетические чаты и переводчики. Скринкастинг мотивирует, привлекает, динамичен и эффективен при обучении языка, он подключает обучающего «в нужном учебном процессе, по необходимости».
Цикл скринкастинга включает:
1) определение целей и ресурсов обучения;
2) выбор «говорящего» названия темы;
3) выбор формата (презентация, беседа и др.);
4) написание сценария;
5) запись скринкаста, например, в виде видеоролика 1280x720;
6) редактирование графики, спецэффектов и др.;
7) публикация, например, в виде видеофайла, GIF-анимации и др.
Инструментарий скринкастинга несложен, чаще всего он включает микрофон, веб-камеру, приложения для рисования и презентации, которые дают возможность самому отбирать (просматривать) скринкасты по целям.
Персонализированное обучение — это обучение с возможностью помощи средствами мультимедиа, например, с записи и монтажа визуальных эффектов с использованием соответствующих библиотек.
Способы реализации скринкастинга:
1) «экспромт» — задана тема видео, запускается программа записи с монитора и начинается запись (сценария изначально нет);
2) «сценарий» — планируется видеозапись, подготавливается текст «за кадром», мультимедиа-материал, затем все монтируется в единый файл;
3) «мини-план» — обозначается тема, текст видео заранее не готовится, подключается как подсказка.
Скринкастинг эффективен в дистанционном обучении. Например, для подключения подкастов, командной работы и др.
Пример 6. Эффективно обучение с использованием ситуационных кейсов, например, кейса «Поездка в Лондон». Здесь скринкастинг можно интегрировать с Гугл-картами, виртуальным музеями, электронными энциклопедиями и др.
Применение «перевернутого класса»
«Перевернутым классом» («Flipped Class») [5] называется метод обучения с «перевертыванием» целей и содержания учебного класса и задания на дом: «делали в классе — делаем дома, делали дома — теперь делаем в классе». Учитель на занятии предъявляет учащимся материал на дом для самостоятельного освоения, а на следующем занятии в классе организует практическое закрепление домашнего материала. Здесь используются как скринкасты, так и подкасты (просмотр видео, чтение текста, тестирование, разбор пояснений к рисункам, схемам и др.). Затем выдаются творческие задания. Как правило, это осуществляется за счет «сэкономленного» при скринкастинге, тестировании времени.
Базовые этапы и принципы учебной деятельности в «перевернутом классе»:
1) наличие мультимедиа-контента и его изучение от преподавателя, тьютора;
2) итерации, пока контент еще не стал достаточно ясен;
3) подготовка кейсов, тестов учителем (тьютором) как для обучения, так и для самообучения;
4) учителем «выравнивается» уровень понимания материала всеми учениками;
5) совместное углубление в контент в процессе обучения;
6) переход к роли постановщика вопросов, задач или аналитика при необходимости и желании учеников.
«Перевернутый класс» предоставляет возможность ухода от традиционных ролей учителя при репрезентативном подходе к материалу. Он позволяет учащимся и учителям «включать» и родителей в образовательный процесс, например, можно с их помощью оценивать, контролировать и качество обучения.
Пример 7. С помощью части родителей был проведен эксперимент по обучению правилам «London, Town & Community: if… then…» в группе пятиклассников (19 учеников, 14 родителей). Использовался игровой подход с различными предложениями, включающими неизвестное слово. На основе знакомых аналогов слов требовалось объяснить смысл рассматриваемого предложения. В группе А метод был неизвестен, в группе В — известен. Каждой группе были предложены 140 различных предложений (табл. 1). В последней строке указаны средние величины.
Таблица исходных данных и вычисленных отклонений эксперимента
N |
A |
B |
Абсолютные отклонения |
Отклонения от среднего А по модулю |
Отклонения от среднего В по модулю |
1 |
99 |
123 |
22 |
8 |
1 |
2 |
132 |
140 |
7 |
21 |
17 |
3 |
121 |
137 |
23 |
9 |
22 |
4 |
133 |
133 |
2 |
21 |
11 |
5 |
109 |
126 |
15 |
1 |
2 |
6 |
90 |
107 |
15 |
17 |
13 |
7 |
118 |
132 |
12 |
7 |
8 |
8 |
111 |
123 |
10 |
1 |
0 |
9 |
118 |
135 |
15 |
7 |
11 |
10 |
112 |
128 |
14 |
2 |
11 |
11 |
88 |
112 |
22 |
19 |
8 |
12 |
98 |
114 |
14 |
9 |
6 |
13 |
108 |
116 |
6 |
1 |
4 |
14 |
99 |
106 |
5 |
8 |
12 |
15 |
106 |
108 |
0 |
1 |
12 |
109 |
122 |
12,1 |
8,8 |
9,2 |
Модель типа «перевернутый класс» высвобождает время учителя на индивидуальное обсуждение.
Цели использования «перевернутого класса» — различны. Отметим следующие задачи (цели):
1) обучение, например, тренинг по применению слов и словосочетаний в речи;
2) закрепление, например, отработка навыков говорения;
3) развитие, например, совершенствование аудирования;
4) мотивация, например, познавательной деятельности;
5) межкультурное воспитание, например, изучение истории языка и страны;
6) повышение информационно-медийной культуры, например, компьютерной и аудио-видео-инструментальной и др.
Особое внимание уделяется ситуационному моделированию в изучении лексических форм (например, класса «paraphrasing»), решении упражнений (класса «matching», «translation» и др.) и тестированию (класса «на соответствие», «вставка»).
Пример 8. Полезна работа с цепочками вопросов, требующих привлечения технологий типа:
1) Как вводится форма, предложение?
2) Как используется предложение?
3) Каковы разрешенные действия с предложением?
4) Как называется и изображается предложение?
5) Какие предложения связанные с данным знаете?
6) Какие предложения одинаковы по элементам (связям)?
Завершение обучения в «перевернутом классе» можно провести анкетирование, тестированием. Здесь особую ценность представляют качественно составленные анкеты и тесты к занятиям, кейсы и ситуационные модели для принятия творческих решений.
Принятие ситуационных решений базируется на ключевых принципах, процедурах:
1) активизация способностей и аналитика ситуаций;
2) мозговой штурм, Дельфи и другие подходы к принятию решений;
3) активация эвристик и экспертных процедур;
4) адаптивное тестирование (аттестация, диагностика и управление процессом обучения);
5) развитие дистанционных форм и др.
Ключевые цели ситуационного принятия решения — критический анализ, работа в команде. Кроме скринкастинга, «перевернутого класса» необходимы обновление и активация «на лету» учебного контента, использование мультимедийных возможностей, например, использование телеконференций.
Пример 9. Описать ситуацию, приведенную ниже на снимке (рис. 1) и указать роли учителя и ученика в этой ситуации.
Рис. 1. Ситуация для описания (рисунок: https://euro-pulse.ru/wp-content/uploads/2021/04/m_jessica-lewis-deyfdybvqha-unsplash.jpg)
Важно обучать также конструктивным целевым действиям, оценивать априори полезность принимаемого решения и стоимость ресурсов.
«Перевернутый класс» интегрируется в учебный процесс по многим предметам, становится возможным организовывать междисциплинарные и смешанные занятия. Он способствует:
1) вовлеченности в процесс учеников;
2) росту их успеваемости;
3) сочетанию офлайн-онлайн;
4) непрерывности доступа к контенту;
5) самоконтролю и др.
Модель «Перевернутый класс» — инновационная, с надлежащей и комфортной, быстро осваиваемой технологической базой.
Литература:
- Гендина Н. И. Новые тренды в образовании XXI века и информационная культура личности сквозь призму отечественных общеобразовательных стандартов // Школьная библиотека. 2017. № 9. С.61–78.
- Глухова Л. В., Казиев К. В., Казиева Б. В., Шерстобитова А. А., Гудкова С. А. Адаптивная и управляемая SMART-экономика и SMART-университеты // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2021. Т.2. № 3(48). С.5–12.
- Костенко, А. А. Индивидуализация процесса обучения английскому языку младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/562864/ (дата обращения 14.02.2024).
- Фатьянова А. Н., Стариченко Б. Е. Формирование интерфейсных действий у учащихся основной школы с использованием технологии скринкастинга // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и ИТ. 2017. № 2. -С.294–299.
- Тимофеева О. М., Соловьева К. В. Модель «перевернутый класс» как компонент технологии смешанного обучения английскому языку в средней школе // Поволжский педагогический вестник. 2022. Т.10, № 1(34). С.95–104.