Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Князева, Н. И. Персонализированные технологии обучения русскому языку, литературе, биологии и истории как образовательная инновация / Н. И. Князева, Е. Т. Грибанова, Е. Ю. Соломахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111352/ (дата обращения: 03.12.2024).



Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и эффективны в коллаборации педагогов.

Ключевые слова: обучающиеся, персонализация, образовательные технологии, школа, обучение.

Актуальность проблемы исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — ФГОС ОО), который определяет какими должны быть результаты обучения и условия освоения федеральной образовательной программы основного общего образования, где непременно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Степень разработанности проблемы

Теоретические основы персонализированного обучения были разработаны Л. С. Выготским и в дальнейшем получили развитие в исследованиях А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. С. Фетисова, Д. Б. Эльконина и др.

В современных педагогических и психологических научных исследованиях систематизированы знания по вопросам индивидуального, персонализированного обучения в информационно-образовательной среде. Авторы А. Г. Асмолов, Е. М. Беспаленко, И. Б. Готская, Е. О. Иванова, В. В. Краевский, И. М. Осмоловская, А. В. Смирнова, А. Н. Щукин, А. В. Хуторской и др. говорят об индивидуальной траектории обучения и воспитания.

В диссертационном исследовании Н. А. Савиновой предложено определение понятия «актуализация педагогического потенциала персонализированного обучения обучающихся» [3].

Комарова Т. С. сделала вывод о том, что «…цифровая персональная образовательная траектория педагога в условиях образовательной организации создает предпосылки удовлетворения государственных кадровых потребностей». Персонализация педагогического образования, повышение квалификации решает личностные потребности педагогов в самореализации и развитии личностного потенциала [2].

Обосновал содержание понятия персонализация образовательного процесса в высшей школе и определить его место в ряду иных дефиниций В. В. Грачев. Ученым построена и применена в качестве инструментария анализа модель персонализации образовательного процесса в высшей школе. Ценность научного труда в раскрытии социокультурных предпосылок и методологических подходов обеспечения персонализации образовательного процесса [1].

В современных научных трудах уделяется внимание процессу персонализации, персонализированному образованию и персонализированному обучению (А. Братанич, Ю. В. Громыко, В. Г. Гульчевская, В. В. Грачев, Ю. В. Крупнов, З. А. Каргина, Ю. А. Лях, Н. А. Савинова, А. Г. Солонина и др.).

Анализ методической, научной литературы и изучение педагогических практик позволил сформулировать научную задачу исследования , которая состоит в необходимости обоснования процесса актуализации педагогического потенциала персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Староникольская СОШ» Воронежская область, Хохольский район.

Для решения задачи была разработана Модель персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии. В качестве проверки эффективности Модели использовались контрольные испытания.

Результаты и их обсуждение

Разработанная и реализуемая модель имеет цель — анализ технологий обучения, адекватных основополагающим принципам персонализированного обучения. Признаки персонализированного обучения описаны следующим образом: самостоятельная постановка обучающимся цели обучения, выбор темпа и уровня освоения учебного материала, построение индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Персонализированные технологии обучения русскому языку и литературе, биологии, географии, которые используются в школе — это «перевернутый класс», веб-квесты с проблемными заданиями, технологии форсайт — проектирования, контекстно-компетентностное обучение (с помощью педагогических средств и методов обучения, традиционных и инновационных, последовательно моделируется предметное и социальное содержание профессиональной ориентации школьников).

Цифровизация образования и использование информационно-коммуникативных технологий — это неотъемлемая часть персонализированного образования.

В модели также выделены методы проектов, так как проектная деятельность ориентирует на самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе выполнения практических заданий, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей, что полностью отвечает теме нашего исследования.

Модель персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии

Рис. 1. Модель персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии

Следующая ступень модели — направления персонализации обучения: персонализация для обучающегося, в рамках которой обучение адаптируется под конкретного школьника педагогом, персонализация самим обучающимся, при которой он выстраивает собственное обучение и практическую деятельность.

Персонализированные технологии обучения как образовательная инновация направлены на гибкую систему обучения и воспитания, которая позволяет поддерживать у школьников интерес к познанию и изучению учебных предметов, развивать исследовательское и проектное мышление.

Персонализированные технологии формируют культуру цифрового образования, учат отбрасывать лишний «избыток информации», использовать возможности искусственного интеллекта для хранения, обработки и аналитики цифровых данных.

Персонализированные технологии создают условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, развивать способности к коллективному взаимодействию, воспитывают культуру деятельности в учебном и внеучебных процессах.

Таким образом, персонализированные технологии служат для максимального развития образовательного и личностного потенциала каждого обучающегося, для повышения эффективности учебного процесса.

Литература:

  1. Грачёв, В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: дис... доктора пед. наук. — Москва, 2007.- 464 с.
  2. Комарова Т. С. Персонализация образования в условиях стандартизации: траектория учителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020, с 31–35.
  3. Савинова Н. А. Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся в информационно-образовательной среде современной школы. Дисс... канд. пед. наук Нижний Новгород, 2021–199 с.
Основные термины (генерируются автоматически): персонализированная технология обучения, персонализированное обучение, русский язык, образовательный процесс, обучающийся, высшая школа, индивидуальная траектория обучения, личностный потенциал, педагогический потенциал, персонализированное образование.


Похожие статьи

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

Цифровые технологии в образовании

В статье автор рассматривает новое явление в российской общественной жизни, современной школы — дистанционное обучение.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Похожие статьи

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Инновационные методы обучения в высшем образовании

В статье рассматриваются положительные стороны интерактивного образования на фоне классической модели преподавания, приводятся задачи, которые ставят перед собой интерактивные методы обучения, принципы работы для педагогов.

К вопросу о дистанционном обучении школьников младшего возраста

В статье автор рассматривает способы дистанционного обучения школьников начального общего образования. Описываются различные формы преподавания английского языка при дистанционном обучении. Обращается внимание на важность подготовки педагогов начальн...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

Цифровые технологии в образовании

В статье автор рассматривает новое явление в российской общественной жизни, современной школы — дистанционное обучение.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

В данной статье раскрываются дидактические возможности использования социальных сетей в образовательном процессе. Обсуждаются положительные и негативные последствия внедрения элементов виртуальной образовательной среды в обучении.

Задать вопрос