Статья раскрывает сущность персонализированного обучения отдельным предметам в сельской школе. Описаны персонализированные технологии. Отмечено, персонализированные технологии в образовании приобрели особую актуальность при дистанционном обучении и эффективны в коллаборации педагогов.
Ключевые слова: обучающиеся, персонализация, образовательные технологии, школа, обучение.
Актуальность проблемы исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее — ФГОС ОО), который определяет какими должны быть результаты обучения и условия освоения федеральной образовательной программы основного общего образования, где непременно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Степень разработанности проблемы
Теоретические основы персонализированного обучения были разработаны Л. С. Выготским и в дальнейшем получили развитие в исследованиях А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, А. С. Фетисова, Д. Б. Эльконина и др.
В современных педагогических и психологических научных исследованиях систематизированы знания по вопросам индивидуального, персонализированного обучения в информационно-образовательной среде. Авторы А. Г. Асмолов, Е. М. Беспаленко, И. Б. Готская, Е. О. Иванова, В. В. Краевский, И. М. Осмоловская, А. В. Смирнова, А. Н. Щукин, А. В. Хуторской и др. говорят об индивидуальной траектории обучения и воспитания.
В диссертационном исследовании Н. А. Савиновой предложено определение понятия «актуализация педагогического потенциала персонализированного обучения обучающихся» [3].
Комарова Т. С. сделала вывод о том, что «…цифровая персональная образовательная траектория педагога в условиях образовательной организации создает предпосылки удовлетворения государственных кадровых потребностей». Персонализация педагогического образования, повышение квалификации решает личностные потребности педагогов в самореализации и развитии личностного потенциала [2].
Обосновал содержание понятия персонализация образовательного процесса в высшей школе и определить его место в ряду иных дефиниций В. В. Грачев. Ученым построена и применена в качестве инструментария анализа модель персонализации образовательного процесса в высшей школе. Ценность научного труда в раскрытии социокультурных предпосылок и методологических подходов обеспечения персонализации образовательного процесса [1].
В современных научных трудах уделяется внимание процессу персонализации, персонализированному образованию и персонализированному обучению (А. Братанич, Ю. В. Громыко, В. Г. Гульчевская, В. В. Грачев, Ю. В. Крупнов, З. А. Каргина, Ю. А. Лях, Н. А. Савинова, А. Г. Солонина и др.).
Анализ методической, научной литературы и изучение педагогических практик позволил сформулировать научную задачу исследования , которая состоит в необходимости обоснования процесса актуализации педагогического потенциала персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МКОУ «Староникольская СОШ» Воронежская область, Хохольский район.
Для решения задачи была разработана Модель персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии. В качестве проверки эффективности Модели использовались контрольные испытания.
Результаты и их обсуждение
Разработанная и реализуемая модель имеет цель — анализ технологий обучения, адекватных основополагающим принципам персонализированного обучения. Признаки персонализированного обучения описаны следующим образом: самостоятельная постановка обучающимся цели обучения, выбор темпа и уровня освоения учебного материала, построение индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Персонализированные технологии обучения русскому языку и литературе, биологии, географии, которые используются в школе — это «перевернутый класс», веб-квесты с проблемными заданиями, технологии форсайт — проектирования, контекстно-компетентностное обучение (с помощью педагогических средств и методов обучения, традиционных и инновационных, последовательно моделируется предметное и социальное содержание профессиональной ориентации школьников).
Цифровизация образования и использование информационно-коммуникативных технологий — это неотъемлемая часть персонализированного образования.
В модели также выделены методы проектов, так как проектная деятельность ориентирует на самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе выполнения практических заданий, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей, что полностью отвечает теме нашего исследования.
Рис. 1. Модель персонализированных технологий обучения русскому языку, литературе, биологии и географии
Следующая ступень модели — направления персонализации обучения: персонализация для обучающегося, в рамках которой обучение адаптируется под конкретного школьника педагогом, персонализация самим обучающимся, при которой он выстраивает собственное обучение и практическую деятельность.
Персонализированные технологии обучения как образовательная инновация направлены на гибкую систему обучения и воспитания, которая позволяет поддерживать у школьников интерес к познанию и изучению учебных предметов, развивать исследовательское и проектное мышление.
Персонализированные технологии формируют культуру цифрового образования, учат отбрасывать лишний «избыток информации», использовать возможности искусственного интеллекта для хранения, обработки и аналитики цифровых данных.
Персонализированные технологии создают условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, развивать способности к коллективному взаимодействию, воспитывают культуру деятельности в учебном и внеучебных процессах.
Таким образом, персонализированные технологии служат для максимального развития образовательного и личностного потенциала каждого обучающегося, для повышения эффективности учебного процесса.
Литература:
- Грачёв, В. В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: дис... доктора пед. наук. — Москва, 2007.- 464 с.
- Комарова Т. С. Персонализация образования в условиях стандартизации: траектория учителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020, с 31–35.
- Савинова Н. А. Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся в информационно-образовательной среде современной школы. Дисс... канд. пед. наук Нижний Новгород, 2021–199 с.