Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Поладов, Шохрат. Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию / Шохрат Поладов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111371/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современной педагогике никак не обойтись без цифровых образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрены их задачи, виды, различные формы использования и примерный функционал.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационное общество, педагогика, дидактика, эффективный образовательный инструмент.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого необходима цифровая техника [1]. Динамично развивающиеся информационные технологии дают новое, эффективное дополнение к традиционным средствам образовательного процесса, которые многие преподаватели все охотнее включают в свою методическую систему. Использование ЦОР открывает новые возможности повышения эффективности образовательного процесса. ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощь в отработке практических умений учащихся при организации и проведении опроса и контроля учащихся, а также контроля и оценки домашних заданий при работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями, и т. д., при редактировании и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Использование ЦОР в образовании позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуясь инструменты педагогической деятельности, повышается качество и эффективность обучения. ЦОР имеют множество преимуществ перед традиционными средствами обучения.

Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуального потенциала учащихся в информационном обществе, а также повышение качества образования на всех уровнях образовательной системы. Следующие основные педагогические задачи ЦОР:

— Интенсификация на всех уровнях образовательного процесса за счет применения современных информационных технологий (повышение эффективности и качества учебного процесса, углубление межпредметных связей, увеличение и оптимизация поиска необходимой информации, повышение активности познавательной деятельности);

— Развитие личности обучающегося, подготовка личности к комфортной жизни в информационном обществе (развитие разных видов мышления, развитие коммуникативных способностей, эстетическое воспитание посредством использования компьютерной графики, мультимедийных технологий, формирование информационной культуры, умения обрабатывать информацию).

На этапах урока, когда основные учебные операции и управление передаются на компьютер, учитель имеет возможность наблюдать, фиксировать проявление у учащихся таких качеств, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний и интерес к восполнение недостающих знаний из готовых источников самостоятельно. Это позволяет преподавателю спроектировать собственную деятельность по управлению и постепенно развивать творческое отношение к обучению у учащихся. Оформление стандартов тестирования курса на действие (через производственное обучение или программное обеспечение), предусматривающее анализ причин ошибок, позволяет постепенно приучать учащихся к самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, которые должны присутствовать на каждом уроке. Указанный ЦОР может способствовать выявлению, развитию его способностей, формированию навыков и желания учиться. По целям применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностям различают следующие виды ЦОР:

— Электронная библиотека — распределенная информационная система, позволяющая надежно и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие литературу, пособия и т. п.);

— Библиотека электронных наглядных пособий — справочник, в котором содержание пропущено через набор мультимедийных компонентов, отражающих предметы, процессы и явления в заданной предметной области;

— Электронная энциклопедия — пособие, содержащее обширную информацию по различным отраслям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудиофрагментов, анимации и трехмерных моделей.

— Репетиторы-тренажеры-мастерские представляют собой учебно-методический комплекс, позволяющий подготовить себя к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания;

— Мультимедийные учебные пособия — программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или с участием преподавателя обучения курса или большого раздела с использованием компьютера;

— Виртуальная лаборатория — система обучения позволяет проводить предметные эксперименты, в том числе такие, проведение которых в школе затруднительно, требует дополнительного оборудования или слишком затратно [1].

Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:

— Интерактивность (взаимодействие) — поочередное высказывание (от сообщения информации до совершения действия) каждой из сторон. Причём каждое высказывание даётся как предыдущее собственное, так и высказывания другого участника;

— Мультимедиа — представление ресурсов и процессов не с помощью традиционного текстового описания, а с использованием фотографий, видео, графики, анимации, звука;

— Моделирование — моделирование реальных ресурсов и процессов для исследования;

— Коммуникативность — способность к непосредственному общению, быстрому предоставлению информации, контролю за процессом;

— Производительность — автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным публикациям справочного информационного характера.

Универсальной технологии ЦОР не существует. Каждый автор использует свою технологию. В этой теме предназначены некоторые основные принципы, которые можно адаптировать для создания электронного учебника любого типа. Создание ЦОР зависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, тип предметов (технические резко отличаются от гуманитарных), существующая база и т. д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярными взглядами на методологию их создания.. Первый из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, и перевести их в компьютерный вид не составит особых проблем. Согласно второй точке зрения, опытный программист может взять любой обычный учебник и без помощи автора сделать из него эффективный образовательный инструмент. В первом случае абсолютная содержательная часть, во втором — ее программная реализация [2].

Предварительная подготовка включает в себя следующие этапы:

— Разработка дидактических требований ЦОР;

— Анализ потребностей, включающий в себя специфику направления группы потенциальных студентов и цели курса — по результатам этого анализа принимается решение о формировании ЦОР;

— Разработка технических требований к ЦОР;

— Необходимость убедиться, что выбранная технология может осознать, что это за средство;

— Разработка структуры ЦОР.

При подготовке контента в первую очередь создается сценарий. Иногда снабжается иллюстрациями, поясняющими инструкцию. Сценарий предполагает продумывание организации интерактива, взаимодействия обучающегося и компьютера, учащихся и преподавателей, других учащихся.

Возможный функциональный состав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:

— Единицы учебного материала (в который входят задания для самоконтроля и наборы записей разных видов);

— Дополнительные материалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы и электронной библиотеки);

— Сервисные инструменты (помощь по учебнику, словарь, глоссарий, электронный органайзер, поиск и т. д.);

— Система связи (обеспечивающая взаимодействие студента и преподавателя);

— Защитная система. Содержание и программа подготовительного этапа обычно чередуются.

В дизайне ЦОР указывается общая структура ЦОР и создается подробный сценарий. Этот процесс состоит из двух этапов: создания общей концепции и дизайна каждой отдельной части. Общая концепция определяет общий стиль и атмосферу курса, структуру навигации, обратную связь со студентами, кнопки выбора навигации и т. д. Важно изначально указать, что внешний вид и структура не претерпели существенных изменений в ходе разработки. Изменения, внесенные на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, создающими дополнительное рабочее время. Детальный дизайн определяет детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. На этом этапе легче внести изменения, чем в общую концепцию. В любом случае каждое изменение должно быть зафиксировано в письменной форме.

Тестирование ЦОР проводится на каждом этапе производства, чтобы конечный продукт соответствовал поставленным дидактическим целям. Также важна программа технического тестирования, направленная на выявление ошибок в программном обеспечении.

Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным руководством разработчиков. Его цель:

— Проверить работу всех функциональных модулей программы обучения в реальном режиме (не наблюдается зависаний программы, скорости ее работы и т. д.);

— Выявить ранее незамеченные ошибки в подаче учебного материала и реализации программного обеспечения;

— Оценить эффективность интерфейса организации ЭРД, фиксируя, что вызывает затруднения у обучающихся при работе с ним;

— Сохранять результаты в базе данных тестовых заданий для проверки их достоверности.

Литература:

  1. Avdeev S. Digital resources in education [about the project «Informatization of education» and the creation of a single collection of digital educational resources] Education. — 2008.
  2. Kuklev V. A. Experience in the development and application of digital educational resources from computerized tutorial via the mobile network technology education // Computer Studies. programs and innovations. — 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, информационное общество, общая концепция, программное обеспечение, баз данных, внешний вид, процесс, учебный материал, электронная библиотека, эффективный образовательный инструмент.


Ключевые слова

информационное общество, цифровые образовательные ресурсы, дидактика, педагогика, эффективный образовательный инструмент

Похожие статьи

Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития

Рассмотрены основные аспекты создания электронных библиотек. Более подробно уделено внимание роли электронной библиотеки, ее целям, задачам, основным структурным компонентам. Раскрываются перспективы использования и развития ресурса в высших учебных ...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания

В статье представлен опыт использования автором цифровых ресурсов для эффективного преподавания. Практическую значимость имеют методические рекомендации по использованию конкретных цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессе на прим...

Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация

В статье рассмотрены этапы зарождения и развития мультимедиаобразования, вариативность понятия «мультимедиа», задачи, классификацию, преимущества и недостатки использования мультимедийных средств на уроках истории.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Анализ экономических условий развития информационных технологий

В статье представлено понятие «информационное общество» и «информационные технологии». Проведен анализ необходимых экономических условий для развития информационных технологий.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов

В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств и использование их в учебном процессе

Данная статья посвящается некоторым аспектам и средствам обучения. Рассматриваются также вопросы связанные не с затратами а с эффектом и получаемыми результатами.

Похожие статьи

Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития

Рассмотрены основные аспекты создания электронных библиотек. Более подробно уделено внимание роли электронной библиотеки, ее целям, задачам, основным структурным компонентам. Раскрываются перспективы использования и развития ресурса в высших учебных ...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания

В статье представлен опыт использования автором цифровых ресурсов для эффективного преподавания. Практическую значимость имеют методические рекомендации по использованию конкретных цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессе на прим...

Мультимедиа в образовании: история, понятие, классификация

В статье рассмотрены этапы зарождения и развития мультимедиаобразования, вариативность понятия «мультимедиа», задачи, классификацию, преимущества и недостатки использования мультимедийных средств на уроках истории.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Анализ экономических условий развития информационных технологий

В статье представлено понятие «информационное общество» и «информационные технологии». Проведен анализ необходимых экономических условий для развития информационных технологий.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Мотивация субъектов образовательного процесса в начальной школе средствами цифровых ресурсов

В статье рассматривается учебная мотивация младших школьников средствами цифровых образовательных ресурсов.

Технология обучения аудиовизуальных и технических средств и использование их в учебном процессе

Данная статья посвящается некоторым аспектам и средствам обучения. Рассматриваются также вопросы связанные не с затратами а с эффектом и получаемыми результатами.

Задать вопрос