Знакомство с цветом в первом классе детской художественной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцев, И. В. Знакомство с цветом в первом классе детской художественной школы / И. В. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111404/ (дата обращения: 21.11.2024).



Цвет — это музыка, рожденная светом.

И. В. Гете

С незапамятных времен цвет являлся основой религиозной, мистической и общественной жизни человека. Свет принадлежит к сложнейшим явлениям природы. Иногда свет ведет себя как волна, иногда как частица. А цвет является музыкой рожденной светом. С эпохи раннего неолита и до наших дней, цвет был главным инструментом художников. Какова же природа света и цвета? Первое научное объяснение этого вопроса дал нам в 17 веке английский ученый Исаак Ньютон показав сложную взаимосвязь света и цвета. В своей лаборатории он впервые провел опыт по изучению природы света. Затемнив окно и оставив в нем небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие, стеклянную призму (объемное тело имеющее в основании треугольник).

Белый луч, пройдя сквозь призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране. Ученый выделил в этом ряду семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Далее, расположив за первой призмой еще одну, Ньютон собрал разноцветный луч опять в пучок белого света. Семицветная полоска разложенного луча света называется спектром. В природе мы это явление можем наблюдать в виде радуги. Солнечный свет проходит сквозь многочисленные капли воды, которые играют роль естественной призмы, дробящий свет на различные цвета. Своим опытом Ньютон подтвердил это явление природы. Он доказал, что белый луч света состоит из семи цветных лучей. По существу же лучи не являются цветными, в них нет ничего, кроме определенной способности и предрасположенности вызывать ощущения того или иного цвета. Цвет лучей — это их предрасположение тем или иным способом воздействовать на органы чувств, а их ощущения принимают форму цветов. Более 90 % всей информации человек получает по линии глаз. Всем известна поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому цвет является самым важным инструментом в работе художника.

Первая попытка привести все цвета в какую-либо систему, расположить в определенном порядке, выделить основные и производные, была блестяще решена И. Ньютоном. Наша задача — познакомить учащихся с его бесценным опытом. Современная наука выделяет в цветовом зрении два качественных уровня — ощущение цвета и восприятие цвета. Восприятие цвета — сложнейший процесс, обусловленный физическими, физиологическими и психологическими особенностями человека.

На первом уроке живописи учащиеся знакомятся с цветом. Это знакомство происходит благодаря выполнению ими упражнения «цветовой круг».

Из опыта И. Ньютона мы узнали о семи цветах радуги. Наверное, все прилежные ученики помнят из школьного курса физики такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Она, как никогда, пригодится нам при выполнении этого упражнения. Каждое слово символизирует в ней цвет и порядок расположения цветов в радуге.

Помимо цветов радуги у нас существуют еще и три основных цвета.

Это желтый, красный и синий. Эти цвета являются основными и чистым, их невозможно получить путем смешивания других цветов. А если смешивать эти три основных цвета, то мы получим другие цвета. Так, к примеру, смешивая желтый и красный, мы получаем оранжевый. Синий и желтый — зеленый. Красный и синий — фиолетовый.

Это является важным моментом при изучении основ цветоведения. Красный, желтый и синий являются основными цветами, и получить их путем смешения других цветов невозможно. Трем основным цветам существуют противоположные. Так красному противоположный цвет будет зеленый, желтому — фиолетовый, синему — оранжевый.

Чтобы запомнить и усвоить новые знания, учащиеся выполняют изображение цветов в круге. В центре круга изображаются три основных цвета: красный синий, желтый. Затем идет следующий круг, в который мы помещаем семь цветов радуги. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Необходимо изобразить наружную окружность и поделить ее на семь частей. Работа выполняется акварелью или гуашью на выбор. Под цветовым кругом мы расположим три прямоугольника, в которых опять мы поместим наши три основных цвета, показывая тем самым их значение для художника и чистоту их свойств.

Напоминаем, что получить их путем смешивания невозможно. И вишенкой на тортике является изображение нашей считалки. Где каждое слово изображено тем цветом, которое оно символизирует: красный — каждый, охотник — оранжевый и так далее....

Благодаря этому упражнению учащиеся быстрее и качественнее усваивают изучаемый материал. При изображении предметов в натюрморте мы должны учитывать, что любой цвет воспринимается не сам по себе, мы видим его рядом с другими цветами. Цвет связан с формой предмета, которому принадлежит, с материалом этого предмета, с характером освещения и т. д.

Таким образом, изучая воздействия цвета, необходимо рассматривать закономерности его влияния: цвет и рефлексы, цвет и форма, цвет и материальность, цвет и освещение и так далее.

Из истории искусств мы знаем о том, что человек с древних времен неразлучен с изобразительным искусством. В разных уголках мира сохранились наскальные росписи — рисунки животных и охотников.

Создав первое произведение искусства, художник далеко шагнул от своих предков. Он осознал великую силу изображения. Его творение позволило людям переживать чувство прекрасного. С этого момента существование человека без изобразительного искусства стало невозможным. Изобразительные средства в руках художников превращаются в зеркало, сквозь которое мы видим новое вроде бы хорошо известным старым. Цвет же, по словам И. В. Гете, является главным средством, благодаря которому художник может «вдохнуть жизнь» в свое творение. Символическое значение цветов так же вызывает у людей эмоциональные реакции. Это всецело зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он находится.

Существует множество символических значений цвета, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Символика цвета берет свое начало с зарождения мира. Исторические сведения по этому вопросу приводят в своих книгах И. В. Гете, М. О. Сурина, Л. Айсмен, Л. Н. Мироова. Решение цветовых задач, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области. Еще жрицами Древнего Египта и философами Древней Греции было известно о психофизическом воздействии цвета на человека, лечении разных болезней. Сегодня такая наука как цветотерапия базируется на древних знаниях, тесно связанных с цветовыми ассоциациями и символикой различных народов, а также на современных научно-психофизических выводах. И одним из главных понятий является то, что цвет — это дарованный природой радужный источник к тайнам нашей души, а также прекрасное средство для поддержания здоровья и гармонии жизни.

Литература:

  1. Гете. И. В. Об искусстве. М.: Искусство. 1975
  2. Бондс Л. Магия цвета. СПб: Питер Паблишинг. 1997
  3. Иттен И. Искусство цвета. М. 2001
  4. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М: Искусство. 1985
  5. Фрилинг Г., Ауэр. К. Человек — цвет — пространство. М., 1971
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, красный, цвет радуги, восприятие цвета, изобразительное искусство, Ньютон.


Задать вопрос