Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Д. С. Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» / Д. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111408/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических единиц в создании образов и характеров персонажей.

Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, роман «Господа Головлевы», фразеологическая единица, трансформация, авторское преобразование.

Фразеологический оборот — это воспроизводимая языковая единица, всегда имеющая определенное значение, постоянный состав и структуру. Фразеологизмы могут использоваться в целях обобщения явлений жизни, придания речи экспрессивности, образности или оттенка иронии. Наиболее отчетливо выразительные свойства фразеологических оборотов проявляются в литературных произведениях, поскольку для писателей фразеологизмы становятся продуктивным языковым средством, служащим для создания и воплощения художественного образа.

В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» фразеологизмы представлены как в традиционном, так и в преобразованном виде. Фразеологические обороты, употребленные в тексте без изменения, как правило, выступают в качестве средств, делающих речь повествователя более разнообразной и выразительной ( во времена оны, нести крест, удар судьбы и т. д.), или используются для языковой характеристики персонажей ( ладком да мирком, тишь да гладь да божья благодать в речи Иудушки). Так как фразеологизмы сохраняют свои значение и структуру, закрепленные в словарях и свойственные общенародному употреблению, в этих случаях на них не возлагаются дополнительные стилистические функции. Однако в романе нередко употребляются трансформированные фразеологические обороты, причем не только с измененной структурой, но и с измененными значениями.

Существует несколько приемов преобразования семантики фразеологизмов при сохранении их лексического состава. Один из них — замена основного значения, закрепленного в словаре, на новое [1, с. 174]. Это явление в романе является частотным. В ряду фразеологизмов, значение которых в тексте не совпадает с общеупотребительным, выделяется сума переметная — характеристика, высказанная Ариной Петровной в адрес Антона Васильева, имеющая словарное толкование «непостоянный и непоследовательный в своих поступках человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения» [2, с. 669]. Примечательно, что далее на несовпадение значения и на обновленную семантику указывает сам Салтыков-Щедрин: «Антона Васильева она прозвала «переметной сумой» не за то, чтоб он в самом деле был когда-нибудь замечен в предательстве, а за то, что был слаб на язык» [3, с. 7]. Авторским наполнением содержания фразеологического оборота становится «не в меру болтливый человек», следовательно фразеологизмы сума переметная и слабый на язык являются контекстуальными синонимами.

Особый интерес представляют фразеологические обороты, семантика которых изменена в результате метафорического переноса на базе основных словарных значений. Так, значение «умереть» в романе приобретают фразеологизмы был таков и полететь кувырком , хотя оба в общенародном употреблении не обладают семантикой смерти. Фразеологический оборот прийти в себя (1. Выходить из обморочного состояния; 2. Успокаиваться) [2, с. 530] также наполняется новым содержанием на основе метафоры: «Тем не менее, когда ей однажды утром доложили, что Степан Владимирыч ночью исчез из Головлева, она вдруг пришла в себя» [3, с. 63]. Его контекстуальное значение — «опомниться, восстановить способность хладнокровно действовать, рассуждать, то есть чувствовать себя так же, как при восстановлении после обморока». Это подтверждается и дальнейшими действиями Арины Петровны, описанными в тексте: «Немедленно разослала весь дом на поиски и лично приступила к следствию, начав с осмотра комнаты, в которой жил постылый» [3, с. 63].

Другой способ изменения семантики фразеологического оборота — его использование в стилистических целях одновременно и в качестве фразеологизма, и в качестве свободного сочетания. Подобная реализация обоих значений словосочетания называется полным совмещением, а также «двойной актуализацией» или «двойным семантическим планом» [4, с. 20]. Так, в главе «Семейный суд» находим следующий пример: «Порфирий Владимирыч готов был ризы на себе разодрать, но опасался, что в деревне, пожалуй, некому починить их будет <...>» [3, с. 48] Фразеологический оборот раздирать/разодрать на себе ризы имеет значение «впадать в крайнее отчаяние, выражать глубокое огорчение» и происходит от обычая у древних народов Востока выражать горе и скорбь, разрывая на себе одежду [5, с. 561], но в приведенном контексте он также используется и в своем прямом значении для саркастической характеристики персонажа: лицемерный Иудушка, желая создать видимость своих страданий и демонстративно проявить их, останавливается из меркантильных соображений.

В той же главе находим еще один пример полного совмещения. Арина Петровна во время диалога с Порфирием и Павлом задает последнему вопрос: «Ну, а ты что? — прервала она вдруг, обращаясь к Павлу, — в носу ковыряешь?» [3, с. 43] Фразеологический оборот ковырять в носу означает «бездельничать, ротозейничать» [2, с. 300] и в этом значении выступает в роли выражения недовольства и попытки матери вовлечь в разговор сына, который до этого только молча наблюдал. Далее герой отвечает: «Мне что ж! — огрызнулся Павел Владимирыч, обеспокоенный в самом разгаре своего занятия» [3, с. 43]. Уточнение повествователя «в самом разгаре своего занятия» актуализирует прямое значение фразеологизма.

Довольно многочисленны примеры и тех способов трансформации, при которых семантика фразеологического оборота остается прежней. В таких случаях изменениям подвергается только его внешняя форма. Так, Салтыков-Щедрин нередко заменяет узуальный компонент фразеологизма на окказиональный и тем самым обновляет его лексико-грамматическую сторону, но при этом сохраняет значение и основную структуру ( ходить вокруг да около — ходить кругом да около; нести напраслину — говорить напраслину; взять врасплох — застать, застигнуть врасплох; бередить рану — бередить язвы и т. п.) Наглядный пример подобной трансформации находим в главе «Недозволенные семейные радости»: «С юных лет сгорала она холопским честолюбием, и во сне и наяву бредила, как бы господам послужить да над своим братом покомандовать — и все неудачно» [3, с. 228]. Здесь компонент видеть фразеологического оборота видеть во сне и наяву — «постоянно думать о ком-либо или о чём-либо, хотеть чего-либо» — заменен на бредить — «неотвязно мечтать и говорить об одном и том же». Значение исходного оборота сохранено и дополнительно усилено окказиональным компонентом со сходной семантикой.

Кроме того, изменение внешней формы фразеологизма становится необходимым для речевой характеристики персонажей романа: чтобы подчеркнуть низкое происхождение экономки Евпраксеюшки, Салтыков-Щедрин использует фразеологический оборот сидеть сложа руки с окказиональным просторечным компонентом скламши : «Вот, в Мазулине Палагеюшка у барина в экономках живет: сидит руки скламши, да в шелковых платьях ходит» [3, с. 257].

В главе «Недозволенные семейные радости» находим еще один случай обновления лексического состава фразеологизма: «Сверх того, она отлично знала, что Порфирий Владимирыч не способен не только на привязанность, но даже и на простое жаленье; что он держит Евпраксеюшку лишь потому, что благодаря ей домашний обиход идет не сбиваясь с однажды намеченной колеи» [3, с. 237]. Этот пример примечателен тем, что в рамках одного фразеологического оборота сходить/сойти с колеи Салтыков-Щедрин использует два способа трансформации одновременно. Так, помимо замены узуального компонента сойти на окказиональный сбиться , происходит расширение компонентного состава фразеологизма, то есть его распространение словами свободного употребления «однажды намеченной» [4, с. 23].

Противоположным описанному выше способу трансформации фразеологических оборотов является сокращение их компонентного состава, или эллипсис [4, с. 24]. Опущению подвергаются любые компоненты, в тексте же остаются и функционируют те, в которых может быть выражен максимум содержания семантики фразеологизма: «душа в горних увеселяется» — горнее селение , «бурмистра за бока» — брать/взять за бока и т. п. Подобные трансформации могут приводить к внутренней омонимии, как в следующем случае: «Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно, и долго без всякой сознательной мысли не отрывает глаз от расстилающейся без конца дали» [3, с. 120]. Фразеологизм без конца означает «постоянно, все время». В свою очередь, значение «что-либо необъятное, беспредельное» имеет фразеологический оборот без конца и края . [2, с. 308] Становится очевидным, что при описании «расстилающейся дали» Салтыков-Щедрин подразумевал именно последний фразеологизм из названных.

Таким образом, трансформация фразеологических оборотов в романе «Господа Головлевы» является распространенным явлением. Изменения внешней формы преобладают над изменениями семантики. Стилистическая роль трансформации лексического состава фразеологизма заключается, как правило, в восстановлении мотивирующего образа, изменении стилистической окраски и повышении экспрессивности выражения, в случае с эллипсисом — для придания речи живости и лаконичности. В свою очередь, преобразование значения фразеологического оборота становится необходимым для развития его образной основы и создания различных художественно-стилистических эффектов.

Литература:

  1. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. — СПб.: Специальная Литература, 1996. — 192 с.
  2. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ, 2008–878 с.
  3. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы: роман, сказки /Михаил Салтыков-Щедрин. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. — 416 с.
  4. Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи. Словарь. — М.: Русские словари, 1997. — 864 с.
  5. Дубровина К. Н. Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 808 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фразеологический оборот, способ трансформации, внешняя форма, изменение, лексический состав фразеологизма, оборот, общенародное употребление, полное совмещение, роман, самый разгар.


Ключевые слова

трансформация, фразеологическая единица, М. Е. Салтыков-Щедрин, роман «Господа Головлевы», авторское преобразование

Похожие статьи

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»

В статье рассмотрено русское национальное отношение к дому, связь дома с хозяином. Подчеркнуты основные черты в изображении образа дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проанализированы основные особенности творческого метода п...

Антитеза и языковые средства ее реализации в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

В статье анализируется языковая репрезентация антитезы в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий». Дается определение термина «антитеза», подробная информация об истории создания рассказа. Особое внимание уделяется языковой реализации противопоставит...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Роль риторических фигур в описании Алексея Семёновича Гречихина, главного героя рассказа «Мама» Н.Д. Телешова

Статья посвящена проблеме определения роли риторических фигур в рассказе «Мама» Н.Д. Телешова, в ходе которого определяются особенности употребления риторических фигур и их использование в описании главного героя рассказа Алексея Семёновича Гречихина...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Похожие статьи

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Образ дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»

В статье рассмотрено русское национальное отношение к дому, связь дома с хозяином. Подчеркнуты основные черты в изображении образа дома в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Проанализированы основные особенности творческого метода п...

Антитеза и языковые средства ее реализации в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

В статье анализируется языковая репрезентация антитезы в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий». Дается определение термина «антитеза», подробная информация об истории создания рассказа. Особое внимание уделяется языковой реализации противопоставит...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Роль риторических фигур в описании Алексея Семёновича Гречихина, главного героя рассказа «Мама» Н.Д. Телешова

Статья посвящена проблеме определения роли риторических фигур в рассказе «Мама» Н.Д. Телешова, в ходе которого определяются особенности употребления риторических фигур и их использование в описании главного героя рассказа Алексея Семёновича Гречихина...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Задать вопрос